Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Воспитание языковой личности в процессе речевой деятельности

 

Обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого Й. Вейсгерберга. В русской лингвистике понятие языковой личности было впервые сформулировано академиком В.В. Виноградовым, однако оставалось невостребованным долгие годы, которые были отмечены снижением престижа гуманитарных наук. Возрождение данного понятия и его новое наполнение связано с исследованием Ю.Н. Караулова(8). Намечая задачи и перспективы изучения русской языковой личности, ученый пишет: «Под языковой личностью я понимаю совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:
а) степенью структурно-языковой сложности;
б) глубиной и точностью отражения действительности;
в) определенной целевой направленностью.
В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов. Понятие языковой личности разрабатывал и Т.И. Богин (3), он же создал модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи». И.А. Бодуэн де Куртэне(4) рассматривал языковую личность как вместилище социально-языковых форм и норм коллектива», а Ю.В. Рожденственский совмещает понятия «речевая деятельность» и «языковая личность». С его точки зрения, языковая личность оценивается по тому, каким искусством речи и с какой полнотой она обучена и каким опытом и навыкам она владеет в разных родах, видах и формах словесности. Впервые применительно к ученикам, изучающим родной язык, ввел понятие языковой личности Ф.И. Буслаев, так как по его мнению, языковая личность – это многокомпонентный набор языковых знаний, умений и способностей, проявляющихся в готовности осуществлять речевые действия как по уровням языка, так и по видам речевой деятельности (говорению, аудированию, письму).
В работах Ю.Н. Караулова языковая личность рассматривается как субъект лингвистического изучения, что позволяет ему выделять четыре фундаментальные свойства личности:
1) личность есть сосредоточение и результат социальных законов;
2) личность есть продукт исторического развития этноса;
3) мотивационное предрасположение личности принадлежит психологической сфере;
4) личность есть создатель и пользователь знаковых образований.
В монографии другого исследователя, А.Н. Ксенофонтовой, тоже выявлены и представлены свойства, способности именно языковой личности. К свойствам языковой личности относятся: общительность как черта характера, воображение, память, восприятие, понимание другого человека, эмпатия, интеллектуальные, эмоционально-волевые усилия, рефлексия. Среди способностей выделяется способность узнавать, понимать, воспринимать языковые элементы; изображать содержание языковых высказываний; располагать их; прогнозировать воздействие структурных элементов языка в их совокупности; запоминать, воспроизводить речевые высказывания; писать и произносить языковые произведения.
Необходимо обратить внимание и на то, что с понятием языковой личности соотноситься понятие текстовой деятельности, так как процесс обучения базируется на изучении, интерпретации, порождении и усвоении текстов. Данная деятельность рассматривается исследователем с двух сторон: внутренней (интеллектуально-мыслительная деятельность) и внешней (материально-практическая). «В текстовой деятельности, - отмечает  ученый, актуализируется общение, для которого язык является той средой, в которой существует общение и средством, при помощи которого оно осуществляется. Текст – это элемент предметного содержания деятельности, продукт, в котором деятельность воплощается». Именно поэтому расширение работы над всеми видами сочинений, высказываний, а также умелое использование содержания текстов представляет путь обогащения и воспитания личности, формирования внутренних и внешних речевых продуктов
. Также А.Н. Ксенофонтовой рассматриваются три основных уровня языковой личности:
1. вербально-сементический (или лексикон личности) понимаемый как языковые знания (лексические и грамматические);
2. лингво-когнетивный (или тезаурус, содержащий систему знаний о мире);
3. мотивационный (или прагматикон, содержащий систему целей, мотивов, установок).
Концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом коррелирует с тремя типами коммуникативных потребностей: контактоустанавливающей, информационной и воздействующей, а также с тремя сторонами процесса обучения – коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Определение структуры языковой личности по данным уровням имеет важное значение, так как при таком подходе появляется возможность учитывать особенности её национально-культурного проявления на каждом уровне и обнаруживается её общепедагогическое значение как фактора воспитания личности, расширения её образовательной сферы, диапазона представлений, эрудированности в различных областях культуры. Тем самым представляется возможность значительно повлиять на развитие личностного компонента аксеологического потенциала личности.
Разработка проблемы теории языковой личности коррелирует и с понятием языковой компетенции, одним из главных условий понимания человека человеком. Исследовательватель Е.Д.Божович под языковой компетенцией понимает совершенное знание языка, которое позволяет языковой личности участвовать в речевых ситуациях и актах с учетом нормативных правил.
С точки зрения А.В. Масловой, в содержание языковой личности обычно включают такие компоненты:
1.                               ценностный, мировоззренческий; язык, как известно, обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир, образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые лежат в основе формирования языкового диалогового общения;
2.                               культурологический компонент, то есть уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку, привлечение факторов культуры изучаемого языка, связанных с правилами речевого и неречевого поведения.
3.                               личностный компонент – то индивидуальное, что есть в каждом человеке.
Как известно, языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в  языке, следовательно, утверждает В.А.Маслова, «необходимо вводить пространство культуры в предметные области, на каждый урок учителя, воспитывая личность, обладающую культуроведческой  компетентностью».
Наблюдаются различные варианты соотношения деятельности учителя и учащихся в речевом общении. Соотношение субъект-объект, где субъектом является только учитель, а ученики выступают в роли объектов - исполнителей. Соотношение объект – субъект тоже как система воздействия субъекта на объект, но в данной ситуации позицию субъекта занимает ученик, а учитель находится в положении объекта его наблюдений анализа его действий. возможны и субъектно-субъектные отношения, когда происходит синхронизация внутреннего мира общающихся сторон при сохранении своеобразия решений каждой из них. именно такие отношения являются наиболее эффективными, позволяющими укрепить активность ученика, способствующими развитию саморегуляции и непрекращающемуся становлению субъектов речевой деятельности. 
Личность вообще, по образному определению Н.Ф. Алефиренко, рождается как своеобразный «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений между речью и мышлением индивида и социумом », именно поэтому этот  автор в качестве одного из путей воспитания личности рекомендует «развивать все виды речевой деятельности учащихся и обогащать мышление индивида ценностными представлениями, помогающими ему целенаправленно мыслить». «Культурные ценности, так или иначе преподносимые на уроке приобретают особую значимость в связи с тем, что все они находят отражение в языке», - продолжает свою мысль Н.Ф. Алефиренко, - воспитывать языковую личность необходимо посредством языка, являющегося для культуры, по выражению С. Лемма, «тем же, что центральная нервная система для жизнедеятельности человека»».

Итак, речевая деятельность является фундаментальной человеческой деятельностью; знание сущностных характеристик речевой деятельности позволит учителю мобилизовать воспитательный потенциал урока в зависимости от планируемых целей; речевая деятельность   может стать главным инструментом, оказывающим серьезное воздействие на процесс воспитания личности учащегося.

Прикрепленный файл Size
Литература.doc 28 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн