№/пп
|
Тема раздела
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Сроки
|
Тип
урока
|
Знания и умения
|
Домашнее
задание
|
Виды
контроля
|
1.
|
Введение.
Биология как часть культуры.
|
2 ч
|
|
Лекция
|
Характерные черты культуры и науки.
|
С.4
|
|
2.
|
Биология как наука.
|
|
|
Беседа
|
Методы биологической науки. Становление и развитие биологии. Значение биологии.
|
С.5-10
|
|
3.
|
Раздел Ι
Уровни организации живых систем
Молекулярный уровень
Основные свойства живой природы.
|
70ч
9ч
|
|
Лекция
|
Основные свойства живой материи.
|
§1, в.6
|
Провероч-ная работа
|
4.
|
Химический состав клетки.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Химические элементы клетки
|
§2, с.15-16, конспект
|
|
5.
|
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Неорганические вещества, входящие в состав клетки, их роль в клетке.
|
§2 до конца, конспект
|
Тест
|
6.
|
Органические вещества клетки: углеводы.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Строение, свойства и функции углеводов.
|
§3, с.17-18, конспект
|
Тест
|
7.
|
Органические вещества клетки: липиды.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Строение, свойства и функции липидов.
|
§3 до конца, конспект
|
Тест
|
8.
|
Органические вещества клетки: белки.
Лабораторная работа №1 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листьев растений».
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Строение: характеристика структуры белковых молекул, свойства: денатурация и ренатурация; функции белков. Их значение в жизни клетки.
|
§4, оформить работу.
|
Тест
|
9
|
Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты и АТФ.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Виды нуклеиновых кислот, места их локализации в клетке и функции. Повторить знания о строении нуклеотида, соединении нуклеотидов в молекулу ДНК на основе принципа комплементарности. Типы РНК, характеристика АТФ, ее роль в клетке.
|
§5, решить задачи.
Сообщения «Молеку-лярная биология»
|
Тест
|
10.
|
Молекулярная биология, её становление и развитие. Значение молекулярной биологии.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Молекулярная биология, ее значение (сообщения учащихся)
|
Повторить §§2-5
|
|
11.
|
Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень».
|
|
|
Контроль знаний
|
Химический состав клетки
|
|
Тестирова-ние по вариантам
|
12.
|
Клеточный уровень
Клеточная теория.
|
20ч
|
|
Изучение нового материала
|
История создания клеточной теории, ее положения.
|
§6, с.29-31
|
|
13.
|
Методы современной цитологии.
|
|
|
|
Методы изучения клетки и ее органоидов.
|
§6 до конца, в.5
|
Провероч-ная работа
|
14.
|
Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат.
Лабораторная работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках».
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Клеточная оболочка, особенности ее строения и функции. Провести л.р. по изучению важнейшего свойства плазматической мембраны – полупроницаемости на примере осмотических явлений в растительной клетке.
|
§7, оформить работу
|
Навыки работы с лаборатор-ным обору-дованием
|
15.
|
Цитоплазма: синтетический аппарат.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Состав и функции цитоплазмы, рибосомы, ЭПС, комплекс Гольджи
|
§8, с.39-41, таблица
|
Умение составлять таблицу.
|
16.
|
Цитоплазма: аппарат внутриклеточного переваривания.
Лабораторная работа №3 «Клеточные включения растительной клетки».
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Познакомить с ролью лизосом как органоидов внутриклеточного пищеварения, включения.
|
§8 до конца, продолжить таблицу
|
Навыки работы с лаборатор-ным обору-дованием
|
17.
|
Цитоплазма: энергетический аппарат.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Митохондрии, пластиды: строение, функции.
|
§9, с.42-45, таблица
|
Умение составлять таблицу.
|
18.
|
Цитоплазма: опорно-сократительный аппарат.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Микротрубочки, микрофиламенты, жгутики, клеточный центр.
|
§9 до конца, таблица
|
Умение составлять таблицу.
|
19.
|
Строение клетки: ядерный аппарат.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Ядерный аппарат. Ядерная оболочка и ее значение. Матрикс. Хроматин их хромосомы. Ядрышко.
|
§10, закончить таблицу
|
Умение составлять таблицу.
|
20.
|
Лабораторная работа №4 «Строение растительной, животной и грибной клеток».
|
|
|
Лаборатор-ный практикум
|
Сравнить строениерастительной, животной и грибной клеток, выделить сходства и различия.
|
Оформить работу.
|
Работа с рисунками, умения сравнивать, находить общие черты и различия, делать выводы.
|
21.
|
Прокариоты – доядерные организмы.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы. Бактерии, особенности их строения и жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.
|
§11, в.6
|
Тест
|
22.
|
Вирусы – неклеточная форма жизни.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе и для человека.
|
§12, с.54-56
|
Тест
|
23.
|
Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Вирус СПИДа, профилактика.
|
§12, сообщения
|
Тест
|
24.
|
Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Три этапа энергетического обмена на примере углеводного обмена, характеристика реакций подготовительного обмена и гликолиза, различные пути метаболизма ПВК при недостатке О2 у растений и животных.
|
§13, в.8
|
Тест
|
25.
|
Фотосинтез – процесс пластического и энергетического обменов. Хемосинтез.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Дать характеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, реакциям цикла Кальвина. Значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ, поглощение СО2 и выделение О2 в атмосферу. Хемосинтез.
|
§14, в.4-7
|
Тест
|
26.
|
Ген и генетический код.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Понятие «ген». Генетический код. Свойства генетического кода.
|
§15, в.7
|
Тест
|
27.
|
Биосинтез белков.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Основной процесс метаболизма – биосинтез белка, сущность матричных реакций – репликация ДНК, транскрипция и трансляция.
|
§16
|
Тест
|
28.
|
Решение биологических задач.
|
|
|
Практикум
|
Отработать умения учащихся решать задачи по молекулярной генетике.
|
Решить задачи
|
|
29.
|
Клеточный цикл, его периоды.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Сформировать знания о трех видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла. Рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток по сравнению с материнскими; показать необходимость охраны природной среды от загрязнения мутагенами.
|
§17, в.6
|
Работа с рисунками
|
30.
|
Мейоз.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Сформировать знания об особенностях образования половых клеток с гаплоидным набором хромосом, об уникальности гамет и механизмах перекомбинации генетического материала во время мейоза, о сходствах и отличиях мейоза и митоза.
|
§18
|
Тест
|
31.
|
Контрольная работа по теме «Клеточный уровень».
|
|
|
Проверка знаний
|
Систематизировать и проверить знания по теме.
|
§1-повторить
|
|
32.
|
Организменный уровень
Организм как биологическая система.
|
13ч
|
|
Изучение нового материала
|
Понятия «организм», «ткань», «системы органов», «гуморальная и нервная регуляции», «гомеостаз».
|
§19, в.3 – письменно
|
Индивиду-альная
проверка
|
33.
|
Типы питания организмов. Минеральное питание.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Определение понятия «питание», автотрофное и гетеротрофное питание. Минеральное питание растений и животных.
|
§20, в.4-5
|
Тест
|
34.
|
Дыхание организмов. Газообмен.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Понятия «дыхание» и «газообмен». Дыхание организмов.
|
§21, таблица
|
Выборочная проверка
|
35.
|
Экскреция как процесс саморегуляции организмов.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Значение экскреции. Экскреция у животных и растений.
|
§22, в.5
|
Выборочная проверка
|
36.
|
Размножение организмов. Бесполое размножение и его способы.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Размножение организмов, его типы. Способы бесполого размножения: деление клеток, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное размножение.
|
§23, с.94-97, схема
|
Беседа
|
37.
|
Половое размножение.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Половое размножение, его особые случаи (партеногенез, гермафродизм).
|
§23 до конца
|
Тест
|
38.
|
Гаметогенез.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Сформировать об особенностях сперматогенеза, овогенеза, строении половых клеток.
|
§24, с.99-101
|
Тест
|
39.
|
Оплодотворение.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Оплодотворение у животных и растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений, образование плодов и семян.
|
§24 до конца
|
Тест
|
40.
|
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Эмбриональный период.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Процесс индивидуального развития. Стадии зародышевого периода на примере ланцетника; производные зародышевых листков. Закон зародышевого сходства К.Бэра. Критические периоды эмбрионального развития человека. Вредное влияние на эмбрион никотина, алкоголя и других мутагенов.
|
§25, с.106-110
|
Тест
|
41.
|
Онтогенез – от рождения до старости.
|
|
|
Лекция с элементами презентации
|
Постэмбриональное развитие организмов, его типы. Процесс старения.
|
§25 до конца.
|
Провероч-ная работа
|
42.
|
Организм и среда. Факторы среды.
|
|
|
Самостоя-тельная работа
|
Группы экологических факторов, их влияние на организмы. Закон оптимума. Типы взаимоотношений организмов.
|
§26,с.114-118, схема
|
Работа по карточкам.
|
43.
|
Среды жизни. Влияние живых организмов на среду.
|
|
|
Самостоя-тельная работа
|
Виды сред жизни, их характеристика, адаптации организмов к обитанию в определенной среде. Влияние организмов на среду.
|
§26 до конца
|
Работа по карточкам.
|
44.
|
Контрольная работа по теме «Организменный уровень».
|
|
|
|
Контроль знаний по теме.
|
§1-повторить
|
Контрольная работа по вариантам
|
45.
|
Популяционно-видовой уровень.
Вид и его критерии. Лабораторная работа №5 «Критерии биологического вида».
|
6ч
|
|
Комбиниро-ванный
|
Развитие представлений о виде. Понятия «вид», «критерии вида»; механизмы репродуктивной изоляции; продолжить формирование умений давать морфологическое описание растений, работать с текстами, анализировать, формулировать выводы.
|
§27, оформить работу
|
Работа с гербарными образцами
|
46.
|
Популяция – элементарная единица вида.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Расширить и углубить знания о популяции, как форме существования вида; показать, что популяция – надорганизменная форма жизни.
|
§28
|
Фронталь-ный опрос
|
47.
|
Динамика численности популяции.
|
|
|
Практичес-кая работа
|
Динамика численности популяции, механизмы регуляции.
|
Анализ графиков
|
Выборочная проверка
|
48.
|
Разнообразие биологических видов.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Понятие «биоразнообразие», значение биоразнообразия.
|
§29, сообщения
|
Работа с дополнительными источ-никами
|
49.
|
Сохранение разнообразия видов.
|
|
|
Конферен-ция
|
Угроза сокращения биоразнообразия, пути сохранения разнообразия видов в природе.
|
§27-29 -повторить
|
Умение анализиро-вать
|
50.
|
Контрольная работа по теме «Популяционно-видовой уровень».
|
|
|
Контрольная
работа
|
Контроль знаний по теме.
|
§1 - повторить
|
Вариантная
К.р.
|
51.
|
Биогеоценотический уровень
Биогеоценоз, его состав.
|
10ч
|
|
Изучение нового материала
|
Учение о БГЦ, компоненты БГЦ. Понятия «биоценоз», «биогеоценоз» и «экосистема».
|
§30, с.137-141
|
Работа по карточкам
|
52.
|
Структура биогеоценоза.
|
|
|
Изучение нового материала
|
Видовая, пространственная, экологическая структура БГЦ.
|
§30 до конца, в.6
|
Работа по карточкам
|
53.
|
Функционирование биогеоценозов.
|
|
|
Изучение нового материала
|
Поток энергии, цепи питания, экологические пирамиды. Круговорот веществ.
|
§31, задание в тетради
|
Работа по карточкам
|
54.
|
Устойчивость биогеоценоза.
|
|
|
Изучение нового материала
|
Условия устойчивости.
|
§31, конспект
|
Работа по карточкам
|
55.
|
Развитие биогеоценозов.
|
|
|
Изучение нового материала
|
Динамика БГЦ, экологические сукцессии.
|
§32, в.4-5
|
Работа по карточкам
|
56.
|
Антропогенные экосистемы: агробиоценозы.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Сходство и различия с природными биоценозами; опасность экологических взрывов; пути повышения продуктивности.
|
§33, сравнение
|
Работа с таб-лицей
|
57.
|
Антропогенные экосистемы: урбоценоз.
|
|
|
Комбиниро-ванный
|
Особенности урбоценозов, квартира как экосистема.
|
§33, в.4-5
|
Работа с доп.литер.
|
58.
|
Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия.
|
|
|
Конферен-ция
|
Охрана биогеоценозов; меры, направленные на охрану; контроль состояния природной среды.
|
§34, с.156-157
|
Работа с доп.литер.
|
59.
|
Охраняемые природные территории.
|
|
|
Конферен-ция
|
Охраняемые природные территории в России и мире.
|
§34 до конца
|
Работа с доп.литер.
|
60.
|
Контрольная работа по теме «Биогеоценотический уровень».
|
|
|
Контроль знаний
|
Контроль знаний по теме.
|
§1 - повторить
|
|
61.
|
Биосферный уровень
Биосфера как глобальная экосистема.
|
5ч
|
|
Изучение нового материала
|
Продолжить формирование знаний об экосистемах, в том числе о биосфере как самой большой экосистеме (состав, границы).
|
§35, в.3
|
Работа с текстом учебника
|
62.
|
Учение В.И.Вернадского о биосфере.
|
|
|
Изучение нового материала
|
Учение В.И.Вернадского о биосфере как оболочке Земли, населенной живыми организмами. Вещественный состав биосферы.
|
§35, конспект
|
Тест
|
63.
|
Биосферные функции живого вещества.
|
|
|
Изучение нового материала
|
Сформировать знания о живом веществе и его распределении на Земле; познакомить с функциями живого вещества.
|
§36
|
Тест
|
64.
|
Гомеостаз биосферы.
|
|
|
Изучение нового материала
|
Сформировать знания о круговороте веществ и превращении энергии в биосфере; конкретизировать знания о круговороте веществ на примере круговоротов углерода, фосфора и азота.
|
§37
|
Тест
|
65.
|
Контрольная работа по теме «Биосферный уровень».
|
|
|
Контроль знаний
|
Проверить знания по теме.
|
|
|
5 часов – резервное время.
|
На: Клендарно-тематическое планирование уроков биологии в 10-11к
Календарно-тематическое планирование по биологии для учащихся 10-11 классов, составленное учителем СОШ № 74 г.Астрахани Тюменевой Н.С., разработано и составлено с учетом Федералного государственного стандарта по биологии, в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2010-2011 учебный год. Работа по программе Н.Д.Андреевой приносит положительные результаты для учреждения: успешная подготовка и сдача выпускниками экзаменов в форме ЕГЭ уже в течение нескольких лет (без "2"). Стоит продолжать работу в данном направлении и активнее внедрять данный опыт работы учителя.
На: Клендарно-тематическое планирование уроков биологии в 10-11к
Уважаемая Наталья Сергеевна! Так как я не знакома с программой по биологии Н.А. Андреевой и учебнометодическим комплексом, могли бы вы прокоментировать Ваш выбор учебника и программы и описать достоинства и преимущества перед другими авторами при работе в 10-11 классах.
Петриченкова Анна Александровна учитель биологии и химии МБОУ г.Астрахани "СОШ №74"