Ольга Сергеевна Завадская — человек, известный в Тамбове и за его пределами. Именно благодаря ей был создан прославивший Тамбовщину Музей боевой славы 2-й гвардейской армии. Ольга Сергеевна не просто педагог, она — заслуженный учитель России. Сотни благодарных учеников, десятки лет педагогической деятельности, очень доброе сердце и высокий профессионализм — все это об Ольге Сергеевне Завадской.
- Ольга Сергеевна, я знаю, что в юности Вы собирались выбрать совсем другую профессию. Вы мечтали поступить в военное училище. Почему возникло такое желание?
- Желание возникло вполне закономерно, потому что детство и юность прошли в Орджоникидзевском Краснознаменном пехотном военном училище, где заведующим кафедрой тактического цикла работал мой отец. Он еще до войны был полковником. Мама работала в политотделе. Мы каждый день видели, как курсанты маршируют, стреляют на стрельбище. Мы, дети военнослужащих, сидя на травке, любили наблюдать за тем, как курсанты занимаются на плацу. В то время как раз появились образы женщин-героинь, летчиц, капитанов дальнего плавания. Они были для меня примерами.
- Как получилось так, что стали учителем?
- О военном училище речи и быть не могло. Хотя отец интересовался по этому вопросу, звонил в Москву, узнавал, можно ли туда поступить. Ему друзья сказали, что и думать об этом не стоит. Тогда девушки не могли учиться в военных учебных заведениях. Я очень любила литературу, много читала. Интерес к книге привил мой отец, и мама была очень начитанным человеком. Я буквально читала запоем. Когда я оканчивала десятый класс в Мичуринске, учителя мне сказали, что у меня есть задатки гуманитария. Мы решили, что я буду поступать на филологический факультет. Мы с отцом поехали в Воронеж. Русский язык у меня не получилось сдать на «пятерку». Но зато я блестяще сдала географию, и комиссия порекомендовала меня на географический факультет. Но я категорически отказалась. Отец, посоветовавшись с мамой, решил отвезти меня в Ростов. Но там прием на гуманитарные факультеты был закрыт. Поэтому мы вернулись в Мичуринск, и с теми оценками, которые я получила в Воронеже, я без экзаменов поступила в Мичуринский учительский институт.
- Ольга Сергеевна, считается, что студенческая жизнь — это беззаботная пора. Расскажите, так ли это было у вас? Как вы учились?
- Я училась хорошо, судя по диплому с отличием, который получила при окончании. Вела большую общественную работу, была редактором большой институтской стенной газеты. После окончания института я подала заявку на работу в деревне, в Мичуринском районе. Но руководство рекомендовало через Министерство образования, чтобы меня в порядке исключения приняли на третий курс Тамбовского пединститута. Я поступила на филологический. На тот момент я как-то не очень представляла, что буду учителем. Книги, книги и книги. В библиотеке сидела практически до закрытия. Желание быть учителем переломило желание стать филологом-лингвистом, когда я пошла на практику в школу. Но после окончания меня порекомендовали в аспирантуру. Правда, моя аспирантура прошла мимо меня. Дело в том, что я была одной из немногих студенток, которых приняли в кандидаты в члены партии, я училась тогда на четвертом курсе. Передо мной поставили выбор: или я расстаюсь с партийным билетом, или соглашаюсь баллотироваться на пост второго секретаря Ленинского райкома комсомола. Год я работала секретарем. Затем вышла замуж и пошла работать в школу №19.
- Ольга Сергеевна, Вы работали в этой школе не только учителем, но и директором. Именно в те годы к 19-й школе относились с уважением, благодаря Вам. Сложно ли было работать?
- Сначала я работала учителем. К 1964 году я уже стала хорошим, известным педагогом, раз Министерство образования командировало меня на Международные курсы учителей русского языка в ГДР. Затем стала завучем по учебно-воспитательной работе. В начале 70-х годов я стала директором школы. Могу сказать, что всегда у меня были хорошие отношения со всеми нашими учителями, ни разу не возникало конфликтов. В нашей школе не было никогда анонимок, кляуз. Люди уважали друг друга. Я никогда никого не подставляла из педагогов или завучей. Когда были какие-нибудь проверки, за все недоработки всегда отвечала только я. В этом плане работать было не сложно.
- Ольга Сергеевна, в последние годы наблюдается возрастание безграмотности. Это касается, в первую очередь, подрастающего поколения. По Вашему мнению, как учителя русского языка, с чем это связано?
- Это касается подрастающего поколения и чиновников. В то время у нас, в школах, была серьезная система закрепления. Мы проходили с ребятами материал и закрепляли его. Сейчас такого нет. Кроме того, заменили учебники. Сейчас задания и требования часто опережают развитие ребят. Нужно все давать на уровне доступности, нужно знать возрастные особенности детей. Не обязательно разжевывать или занижать уровень детей, но и не нужно его завышать. Да и русский язык сейчас превратился в сленг. Когда десять вариантов ты можешь заменить лишь одним словом, это не правильно. А мат? В 90-е годы с подачи, так сказать, верхов, мат перешел из повседневно жизни на экраны и на радио. И бороться с этим бесполезно, к сожалению. Вообще молодежи сегодня сложно очень ориентироваться. В сущности, молодежь сейчас не хуже той, что была раньше. Ей просто указывают неправильные пути, по которым она вынуждена идти.
- Сейчас у школьников очень большая нагрузка. Особенно это касается учащихся лицеев, гимназий. Число олимпиад, конференций, конкурсов стало, как мне кажется, больше. Что бы Вы посоветовали ребятам и их родителям, как справиться с нагрузкой, чтобы время оставалось и на полноценный отдых?
- Нагрузка в лицеях и гимназиях очень большая, я сужу об этом не понаслышке. С одной стороны, эти учреждения элитные, в них дают углубленные знания. А с другой стороны, дети все-таки должны развиваться не только умственно, но и физически, и эмоционально. У них сейчас нет времени даже на чтение. Я против сегодняшнего колоссального количества конкурсов, этих, порой, ненужных олимпиад. Они ведь чаще проходят формально. Ведь после такого мероприятия учитель получает надбавку к зарплате. А качество преподавания при этом не проверяется. Мои ученики участвовали во Всесоюзных, Всероссийских и областных олимпиадах, да они и проходили реже. У школьников тогда было больше возможностей качественно подготовиться. А сейчас многое делает сам учитель, ведь нужно сделать быстро, нужно выдержать марку своего учебного заведения. Родителям и детям в этой ситуации ничего другого не остается, как выполнять этот план. Страшно то, что дети, окончившие эти элитные учебные заведения, часто бывают невостребованными во взрослой жизни.
- Ольга Сергеевна, Вы много читаете. Расскажите о своих любимых произведениях.
- Да, я читаю много, но раньше читала еще больше. Я беру Чехова, открываю его на любой странице, любое произведение и читаю, забывая обо всем. У меня Чехов на первом плане с детских лет. Я очень люблю Бондарева. Недавно Юрий Васильевич подарил мне новую книгу, она вышла в 2009 году. Для меня это в какой-то степени судьбоносный писатель. Обожаю Гоголя. Чем больше перечитываю «Мертвые души», тем больше понимаю пророческий дар Гоголя. Очень любила с детских лет Лермонтова, особенно в юношеские годы. Мне даже казалось одно время, что именно я пишу эти стихи. Одно из стихотворений Лермонтова, только найденное мной, отроческое, я переписала и читала его на уроке, когда училась в школе. Открыто я не сказала, что это мое стихотворение, но и не сказала, что автором является Лермонтов. Из зарубежных авторов очень люблю Теодора Драйзера, Жюля Верна, Дюма.
- Расскажите, чем Вы занимаетесь в настоящее время?
- Пишу. Веду исследовательскую работу. Недавно получила диплом победителя за работу на региональном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя». Другая моя работа была связана с творчеством Юрия Васильевича Бондарева. Она называлась «Не тающий горячий снег». Две моих последних работы — это книги. Одна из них называется «Боевые знамена на Тамбовской земле». В другой книге под названием «Шла война народная, священная война» собрано 28 моих лучших очерков. Я часто встречаюсь со своими учениками, помогаю ребятам, школьникам.
На днях Ольга Сергеевна Завадская отметила свой юбилей. Как она рассказала, она не афишировала это событие. Однако поздравлений и цветов было очень много. Ольгу Сергеевну поздравили глава региона Олег Бетин, деятели культуры, коллеги и, конечно же, ее ученики. Они помнят ее наставления, ценные уроки, сердечное отношение и благодарят за то, что к каждому из них Ольга Сергеевна сумела подобрать тот единственный ключик. Портал ОнлайнТамбов.Ру присоединяется к поздравлениям и желает Ольге Сергеевне долголетия, здоровья и творческих успехов.
|