Примерный список оцениваемых лабораторных работ по программе И.Н. Пономаревой и др.
6 класс.
- Строение растительной клетки (на примере листа элодеи и кожицы лука).
- Строение семени двудольных и однодольных растений.
- Внешнее строение корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли, пшеницы)
- Строения корневища, клубня и луковицы.
- Строение цветка
- Черенкование комнатных растений
- Строение шишек и семян хвойных растений.
- Внешнее строение плесневого гриба мукора.
7 класс.
- Строение инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших.
- Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.
- Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков
- Изучение коллекций насекомых – вредит елей сада, огорода, комнатных растений. Меры борьбы с ними.
- Изучение внешнего строения рыб. Определение возраста рыбы по чешуе.
- Изучение скелета лягушки.
- Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.
- Внешнее строение птиц.
- Изучение строения скелета млекопитающего.
8 класс.
- Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.
- Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.
- Сравнение крови человека с кровью лягушки.
- Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.
- Выяснение действия прямых и обратных связей.
9 класс.
- Сравнение растительной и животной клетки.
- Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
- Решение генетических задач.
- Изменчивость – общее свойство организмов.
10 – 11 классы (базовый уровень).
- Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды.
- Морфологическое описание одного вида растений.
- Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице.
- Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном (пустынном) биогеоценозе.
- Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных.
- Выявление идиоадаптации у насекомых (коллекция) или растений (виды традесканции, бегонии или др.).
- Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки, дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки. Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.
- Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, ностка) и эукариот (растения, животного, гриба).
- Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика лука.
- Обнаружение органических веществ в тканях растений (крахмала, белков, жира).
10 – 11 классы (профильный уровень)
Оцениваются все работы.
Примерный список оцениваемых лабораторных работ по программе
В.В. Пасечника и др.
6 класс.
- Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
- Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассмотрение его под микроскопом.
- Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом.
- Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
- Изучение строения цветка.
- Вегетативное размножение комнатных растений.
- Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
- Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
7 класс.
- Знакомство с многообразием кольчатых червей.
- знакомство с разнообразием ракообразных.
- Изучение представителей отрядов насекомых.
- Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
- Изучение внешнего строения птиц.
- Изучение особенностей различных покровов тела.
- Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
8 класс.
- Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.
- коленный рефлекс и др.
- Микроскопическое строение кости.
- Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
- Действие ферментов слюны на крахмал.
- Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
- Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа.
9 класс.
- Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
- Выявление изменчивости организмов.
- Изучение морфологического критерия вида.
- Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Примерный список оцениваемых лабораторных работ по программе
Н.И. Сонина и др.
6 класс
1. Определение состава семян пшеницы.
2. Строение клеток живых организмов.
3. Ткани растительных организмов.
4. Ткани животных организмов
5. Изучение органов цветковых растений.
6. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
7. Строение костей.
8. Перемещение дождевого червя.
7 класс
- Строение плесневого гриба мукора.
- строение плодового тела шляпочного гриба.
- Строение спирогиры.
- Строение мха кукушкин лен.
- Строение хвоща
- Строение папоротника
- Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.
- Строение инфузории-туфельки.
- Раздражимость и движение гидры.
- Внешнее строение дождевого червя.
- Внешнее строение моллюсков
- Внешнее строение речного рака.
- Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов.
8 класс
- Изучение микроскопического строения тканей.
- Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.
- Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.
- Изучение строения клеток крови под микроскопом.
- Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
9 класс.
- Изучение изменчивости, критериев вида, результатов отбора на сортах культурных растений.
- Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
- Изучения строения растительной и животной клеток под микроскопом.
- Решение генетических задач и составление родословных.
- Изучение изменчивости.
10 – 11 классы (Базовый уровень).
- Сравнение строения клеток растений и животных.
- Решение элементарных генетических задач.
- Изучение изменчивости.
- Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
- Описание особей вида по морфологическому критерию.
- Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
- Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
- Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
- Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме.
- Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
- Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
10-11 классы (профильный уровень.)
Оцениваются все работы.
|