Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Числовой луч

Submitted by Ирина Викторовна Зиновьева on Wed, 29/09/2010 - 16:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зиновьева Ирина Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ "Ардинская СОШ", Килемарский район, учитель начальных классов
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 
познакомить учеников с понятием «Числовой луч»
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

С.А. Козлова, Т.Е.Демидова  Математика 4 класс, Методические рекомендации для учителя С.А. Козлова, Т.Е.Демидова  "Моя математика"

Используемое оборудование: 

персональный компьютер, медиапроектор, магнитная доска, плакаты, индивидуальные карточки

Краткое описание: 
Урок закрепления знаний и ознакомления учащихся с новым материалом с элементами интегрирования

Х О Д                У Р О К А

 

1.     Организационный момент.

Звенит,  заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный  и полезный урок.

Чудесным пусть будет  у вас настроение.

Легко и приятно  даётся учение.

(СЛАЙД – звонок ,  учебник математика)

 2.Актуализация знаний.

 - Мы начинаем наш урок. Скажите, пожалуйста,  какими  качествами  нужно обладать, чтобы на уроке  сделать для  себя  маленькое  открытие.  (нужно быть внимательным, наблюдательным,

                                          активным, уметь  поддержать другого)

 

    - Устный счёт ( работа с таблицей разрядов)

   - Начнём   наш урок с того, как вы научились решать примеры  удобным для вас способом.

 

(265 + 135) : 5           (230 + 470) х 3                1800 : ( 6 : 3 )              20  х  8  х 7  х  5

( 420 : 48) : 8             ( 367 + 83) : 9                   6400 : ( 100 х 8)          9 х   50  х  4 х  2

 

-Молодцы!  Все  мы жители планеты Земля, которая входит  в состав  Солнечной системы. Давайте вспомним материал  2 класса   и назовём все планеты  знакомые нам.

(Дети перечисляют  название планет: Меркурий-4878 км, Венера- 12 103 км, Земля- 12 740 км, Марс- 6788 км, Юпитер-143 000 км, Сатурн – 120 500 км, Уран-510 000 км, Нептун -49 500 км, Плутон -2 300 км с диаметрами)

 

- Что можете сказать о Солнце?

- Солнце – это самая  близкая  нам звезда. Благодаря ему,  на  Земле есть жизнь. Оно даёт  нам свет и  тепло. Диаметр Солнца составляет 1 392 000 км.

 

Давайте  с помощью таблицы  разрядов  определим,  сколько единиц каждого  разряда          в этом числе:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 - единиц   -  1 392 000;         ед. тыс.   -   1 392;        ед.  мил.  1                          (СЛАЙД )

- десятков – 139  200;           дес.  тыс. -  139 ;

 - сотен  -       13 920;               сот.тыс.     – 13;

 

 - Разложите  данное число на разрядные слагаемые:

1 000 000    +300 000+ 90 000 +2 000

 

 

- Сколько надо записать нулей после цифры 1 , чтобы она обозначала сотню? (2)

Тысячу?  ( 3)     Миллион ?  ( 6)        Миллиард? (9)                                                           (СЛАЙД)

 

 

- Ребята, а вы знаете,  что температура на  Меркурии достигает + 480  С, а на Земле    в самых жарких местах  +  60 С.                                                                                                (СЛАЙД)

 

Какие вопросы можно  составить и задать?

На сколько градусов  температура на Земле ниже? 1) 480 – 60 = 420 С

 Во сколько раз температура  на Меркурии выше?  2) 480 : 60 = 8 ( раз)

 

-Молодцы!

 

3. Работа  над новым материалом.

1.Объяснение  нового материала. Луч.

 

-Посмотрите,  ребята,  к нам  в гости прилетел симпатичный космический человечек. Он сегодня  нас хочет познакомить с новой  геометрической  фигурой, которой они поклоняются на своей  планете.

(СЛАЙД  КОСМИЧЕСКОГО ГОСТЯ  и затем СЛАЙД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР)

( прямая, отрезок,  луч,  числовой луч)

 

Давайте   вспомним,  что мы  уже знаем.

 

ЗНАЮ                                           ХОЧУ    УЗНАТЬ                                        УЗНАЛ             

 Прямая                                       числовой луч                     числовой луч с координатами

 Отрезок

 Луч

 

- Что напоминает вам эта фигура? На что она похожа?

Вам помогут правильно  её   назвать загадки, которые  нам хочет загадать наш космический  гость.

Ну –ка,  кто из вас  ответит:

Не огонь,  а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печёт? (СЛАЙД )

                           -   Что обогревает нашу Землю? ( солнце)

 

 

                                           Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите  в гости к нам!» (СЛАЙД)

                           Что освещает с высоты   путь кораблям в море? (Маяк)

 

                           

 Весь день стоит на улице,

Прохожим улыбается.

Их служба начинается,

Когда  уже смеркается.  (СЛАЙД)

                    -  Каким предметом можно   воспользоваться в темноте, если вдруг  

              погас свет? (фонарь)

                      

                    -  Как вы думаете, что может объединить все эти предметы?

                   ( Луч. От всех  названных предметов исходит поток света, луч)

 

                   -  Правильно, когда мы говорим луч,  то представляем луч солнца, луч фонарика, луч маяка и др.

                  - А теперь  посмотрите ещё раз на новую геометрическую фигуру.   

    (СЛАЙД)

О  новой фигуре разносится весть:

Конца в ней пусть нет,  начало-то есть.

И солнце, тихонько взойдя из-за туч

Сказало: «Друзья, это   л у ч  »

 

      - В математике тоже есть свой луч – математический.

   - Посмотрите внимательно на слайд. На чертеже изображён луч с началом в точке А.

Луч ограничен с одной стороны и может быть продолжен по прямой только в одну сторону,  как угодно далеко. Начало  луча  обозначают буквой.

 

 -   Вернемся к нашим фигурам. Рассмотри чертёж и расскажи, чем отличается луч от отрезка, от прямой?                                     ( Прямая – это линия, не имеющая ни начала,  ни конца.

                                                       Отрезок – это линия, ограниченная с двух сторон.

 (СЛАЙД) Какая  фигура лишняя? Докажите.

                                                                  (МК – отрезок,  остальные фигуры – лучи)

 

 

2.    Числовой луч.

 ( слайд – чистый лист)

Посмотрите . Я на  доске начертила фигуру, как она называется? ( ЛУЧ)

Теперь на этом луче я сделала  2 одинаковых шага вперёд и их пронумеровала, кто продолжит мой ряд? ( у доски 1 ученик  продолжает делить числовой луч  на одинаковые отрезки  и их  нумеровать)

      - У нас получилась новая геометрическая фигура. Как мы её назовём?

  

                                                                     ( Луч с числами, числовой луч)

 

- Правильно! Если  от начала луча откладывать один за другим равные отрезки,  у начала луча поставить число «0» и пронумеровать  один за другим концы отрезков, то получится  числовой луч.

Числовой луч открыл древнегреческий математик и астроном Евдокс Книдский. (слайд 11) Это древнегреческий математик и астроном, он жил в 410-355 гг.до н.э. Он известен как автор самых различных открытий. Он составил первый каталог звёзд, описание звёздного неба, занимался врачеванием, философией и музыкой. Честь названы кратеры на Луне и на Марсе. И одно из его открытий – это числовой луч. Числовой луч позволяет сравнивать натуральные числа.

- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?

( линейка, метр, числовой ряд)

Напомните:   Какое  число соответствует  началу  числовому лучу?  (  число «0»)

                       Чем изображают любое число  на  числовом луче?  ( точкой)

                        Сколько чисел  можно изобразить на числовом луче? ( любое число,   

                                                                                                              так как луч бесконечен)

                        А  большие числа  можно изобразить на  нём? ( любое число, каким 

                                                                                                        бы  оно большим не было)

 

3.     Закрепление.

- Давайте  откроем учебник и   постараемся выполнить задание № 3

      Каким точкам на числовом луче соответствуют числа   0,3, 8,  10?

 

- А теперь,  попробуйте сами начертить числовой луч с началом в точке О.  Отметьте  на нём 12 единичных отрезков длиной 5 мм. Обозначь по порядку точки, которые  изображают числа 6, 9, 12 буквами  Р, Н,  L .

 

 Можно ли сказать, что  каждой точке, являющейся концом единичного  отрезка, соответствует число? Можно ли найти  точку на луче, зная число, которому она соответствует?

 

 

Каждой точке, отмеченной на числовом луче  соответствует число. Это число называется координатой точки. Р (6)

Зная координату точки, её можно  найти и отметить на числовом  луче. При этом от начала числового луча откладывают столько  единичных отрезков, сколько  показывает координата.

 

4.     Самостоятельная практическая работа.

 

Давайте в тетради начертим луч с началом в точке О. Отмерим на нём несколько равных отрезков длиной 1 см. Запиши, каким числам на числовом луче будут соответствовать планеты Солнечной системы в порядке удаления их  от Солнца ( Вверху первую букву названия планеты, внизу – число)

(1- Меркурий                   5-Юпитер               9- Плутон      

2       –Венера                     6-Сатурн

3       –Земля                       7- Уран

4        -Марс                        8- Нептун

 

 

 Давайте  вместе  с нашим  космическим  гостем  проведем физкультминутку

                                              

         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы очень любознательны,

 Шагаем мы вперёд.

Мечтаем на ракете

Отправиться  в полёт.

Мы облетим всю землю.

Потом махнем на Марс.

Затем мы возвратимся 

Тихонечко в наш класс!

 

5.     Решение уравнений

-  Каждый ряд решает своё уравнение и обозначит корень уравнения на числовом луче.

   (12 300 – 300) : к = 4000                  Z  х 200= 2400: 6                  Х х 4= 16 х 2

    ( 3)                                           (2)                                               ( 8)

-  Чем луч отличается от прямой и от отрезка? (У луча есть начало и он бесконечен)

 - Какой луч можно назвать числовым?

                                            

6.     Работа над пройденным материалом.

У нас часто бывают дожди, а   наш  космический   гость  очень испугался. Давайте  поможем  ему решить  его проблему. Прочитаем задачу  № 6 ( а)

 

 - О чем говорится в задаче? (под  протекающую крышу подставили  горшки. кастрюли и банки)

- Что нам в задаче ещё  известно?

- Что нам  нужно найти?

- Кто  из вас  хочет  записать краткую запись к  задаче.

 

         горшки –?

       кастрюли-?        6         9

банки - ?        5

                                        Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи, сколько было  горшков, кастрюль, банок.

 Что надо  узнать первым действием?

 6+ 5  = 11  (    гор.   кас,    кас,   бан. )     сколько  всех предметов)

11  -  9 = 2   (кастр.) Из 11  вычтем  гор, касс, банк, и останется  каст.

6        2 = 4  (горш)

         5  2 = 3 ( бан)

Ответ:  горшков – 4, кастрюль -2, банок – 3.

 

                                       А ещё мы  покажем нашему гостю,  как красива  наша Земля весной, когда  зацветают первые весенние цветы. Какие цветы  у нас растут  ранней весной?   А  на клумбе  у вас   какие цветы растут  мы покажем  с помощью  круговой  диаграммы.

 

 

 

           640 : 8 х 3 = 240  ( красных тюльпанов)

640 : 8 х 2 =160 ( жёлтых тюльпанов)

640 : 16 х 5=200 ( сиреневых  тюльпанов)

640 : 16 х 1= 40  ( нарцисс)

 

Молодцы!  Мы справились  и с этим заданием.

Скажите, пожалуйста, ребята,  какое открытие  для себя  сегодня   сделали   мы  вместе с нашим космическим гостем

  ( Узнали, что такое   числовой луч, координата точки и как  её находить)

Кому   задания показались трудными?

Самооценка  детей.

Ребята, наша планета Земля, по словам учёных, существует более 4 миллиардов лет. Так давайте же любить нашу планету, беречь её. С помощью солнышка передайте своё настроение, с которым  вы покидаете урок.

А нашим космическим друзьям давайте пошлём   привет вместе с нашим солнышком в надежде на  скорую встречу.

 

Домашнее задание  с. 61 № 5, № 7.

  

 Индивидуальная карточка

 Луч  -  часть  ____________________,  ограниченной  с одной стороны.

Числовой луч -  это _______  , на котором точками  обозначены ________________ числа.

 

Прикрепленный файл Size
Презентация1.pptx 1.24 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн