Анализ, обобщение и распространение педагогического опыта всех участников регионального социально-образовательного пространства через публикации в изданияхоблИУУ (журнал «Педагогический вестник ЕАО», научно-методические сборники, буклеты) и поисково-аналитическую деятельность музея народного образования ЕАО.
Под "педагогическим опытом" (ПО) чаще всего понимают реальный педагогический процесс, реальную педагогическую практику, в том числе и её результаты, которые отражаются в качествах учащихся и воспитанников. ПО - это средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. Часто используется понимание ПО как совокупности знаний, умений и навыков, которыми педагог овладевает в процессе своей педагогической деятельности. М. Н. Скаткин, например, считает, что ПО в "широком смысле" - это такое мастерство педагогов, которое даёт высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, в подготовке и развитии самого учителя.
При этом высокие результаты достигаются благодаря тому, что педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании школьников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий педагогического процесса. В данном случае педагогическая деятельность учителя не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом. Чаще всего учителя с большим стажем работы относят себя к этой категории.
ПО в "узком смысле" означает такую практику, которая творчески использует все лучшее из теории и практики, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному.
Передовым педагогическим опытом (ППО) общепринято считать такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений (ОУ) в целом, при котором достигаются лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся и оптимальной организации педагогического процесса.
Признаки ППО (Ю. К. Бабанский): более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся; более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств; умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач.
Передовой педагогический опыт может носить комплексный характер или отражать преимущественно отдельные из основных направлений педагогической деятельности - процесс обучения, процесс воспитания, процесс управления школой и т. д. ППО может отражать лишь отдельные стороны (компоненты) целостного педагогического процесса. Уровень функционирования ПО напрямую зависит от содержания, решаемых в данном опыте задач, большая комплексность и всесторонность которых соответствует более высокому уровню функционирования ППО.
Стимулирующую и преобразующую свою роль педагогический опыт черпает через точки педагогического роста из массовой педагогической практики, из глубины педагогической реальности. Как проводник педагогических идей и технологий педагогический опыт всегда инструментален и привлекателен для педагогического сообщества, так как проявляется в живой, конкретной форме: у каждой педагогической идеи или технологии всегда есть автор в лице педагога и адрес в лице его образовательного учреждения.
Точка педагогического роста - новая социально-педагогическая дефиниция, сущность которой проявляется через образовательные потребности школьников, родителей и социума в целом. Иными словами точка педагогического роста - это конкретная деятельность отдельного образовательного учреждения или педагога, направленная на зарождение и удовлетворение образовательных потребностей и детей, и родителей, и социума. Очевидно, что точкой педагогического роста становится лишь та деятельность конкретного учителя или конкретного ОУ, которые выступают социально-педагогическим катализатором, стимулируют зарождение и удовлетворение многообразных образовательных потребностей всех слоев социокультурного сообщества.
Точка педагогического роста в региональной системе образования является не только ядром социума, но и центром иррадиации социально-педагогической инициативы, которая, в свою очередь, выступает залогом структурных, содержательных, технологических преобразований в системе образования на внутрисистемном, межсистемном региональном уровнях. Точка педагогического роста -- это конкретный педагогический опыт, методическая или воспитательная технология, которые оказывают реальное положительное воздействие как на содержание, так и на результат целостного педагогического процесса. Точка педагогического роста - это сплав педагогической инициативы с профессиональной компетентностью учителя или педагогического коллектива.
Очевидно, что точка педагогического роста - это видимая часть творчества в деятельности учителя и педагогического коллектива образовательного учреждения. Творчество это всегда открытие нового, развитое педагогическое мышление, высокий уровень педагогической культуры, которые и позволяют учителю совершенствовать своё педагогическое мастерство, активизировать личностное и профессиональное саморазвитие, которые помогают учителю выйти на уровень педагогического проектирования. Подчеркну, что педагогическое проектирование это одновременно и способ, и результат творческой педагогической деятельности, и проектный залог серьёзных социокультурных преобразований на разных уровнях региональной системы образования.
Необходимо различать ППО и по широте круга его участников: автором опыта может быть отдельный учитель, или группа учителей, предметное МО или МО классных руководителей, педагогический коллектив, ОУ или региональная система образования в целом. На разном уровне находится ПО и с точки зрения его творческой новизны. ПО может носить репродуктивный характер, когда учитель-практик вносит элементы новизны в уже известный ППО и методические рекомендации. Это само по себе уже ценно, так как происходит адаптация ППО, присвоение идеологии ППО, т. е., по К. Д Ушинскому, "выносится мысль из опыта".
Наибольшую ценность имеет опыт, носящий исследовательский характер, когда учитель или педколлектив моделируют будущее качество педагогического процесса, т. е. практически осуществляют экспериментально-исследовательскую работу. По степени научной обоснованности передовой опыт может находиться на стадии эмпирического или научно-теоретического обоснования. Фактор времени при ППО также требуется учитывать: длительность функционирования ППО является одним из доказательств его надежности и эффективности.
Какова характеристика носителей ППО? Чаще всего употребляются понятия "профессиональное мастерство", "новаторство", "исследовательский подход".
Учитель-мастер - свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. Учитель-новатор отличается качествами мастера и вместе с тем вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса. Для такого учителя как творца характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации. Учитель-исследователь характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции, владеющего педагогическими исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа.
Стоит учитывать, что анализ педагогического опыта и его реализация требуют от учителя сформированных педагогических исследовательских умений.
Педагогическое проектирование - характеристика методического почерка конкретного учителя, уровень его профессионально-методического мастерства. Педагогическое проектирование выше по содержанию, мотивации, организации, технологиям обычного планирования. Истинное педагогическое проектирование - показатель учителя-исследователя, индикатор его деятельности. При исследовательском подходе в обучении педагогическое проектирование выступает одновременно и как способ, и как результат. Как способ педагогическое проектирование позволяет учителю организовать свою деятельность в соответствии с идеологией исследовательского подхода в обучении (творческий учитель, осуществляя исследовательский подход, корректирует при этом все компоненты учебного процесса и своей деятельности).
Главным действующим лицом желаемых и необходимых социокультурных преобразований региональной системы образования выступает учитель, от которого в целом зависит судьба реформы образования и на уровне всей России. Главное сегодня - осознавать, что ППО - одно из средств повышения качества образования.
Педагогический анализ и ППО - грани взаимодействия.
Как определить ценность той или иной педагогической инновации, педагогического опыта в целом для повышения качества педагогического процесса? При каких обстоятельствах образовательные и воспитательные технологии нового педагогического опыта являются важнейшим фактором стимуляции как профессионально-педагогической компетентности учителей, так и средством совершенствования результативности педагогической деятельности не только отдельного учителя, но и конкретного образовательного учреждения, а также всей региональной системы образования?
Вопросы эти непростые. Однако очевидно, что поиск ответов на эти и аналогичные вопросы неизбежно приведёт к экспертизе педагогического опыта, т.е. к комплексному его анализу и оценке. Комплексность анализа педагогического опыта требует выделения так называемых "аналитических блоков", посредством анализа которых и возможна объективная научно-обоснованная экспертиза педагогического опыта.
Педагогическим анализом следует называть расчленение учебно-воспитательного процесса на составные части с целью определения целесообразности и последовательности действий педагогического коллектива или педагога, вскрытия в них педагогических тенденций и закономерностей, оценки эффективности учебных приемов и воспитательных мероприятий в их взаимосвязи и единстве. Соблюдение принципов педагогического анализа - массовости, однородности, определенности, измеримости, единства и непрерывности - обеспечивает объективность и всесторонность анализа.
Алгоритм действий при осуществлении педагогического анализа:
- определение проблемы (темы) анализа;
- выбор контрольного и экспериментального объектов;
- составление и осуществление программы нулевого среза;
- составление и выполнение программы активных действий;
- осуществление контрольного среза (по программе нулевого среза);
- обработка фактического материала, собранного в ходе исследования, составление аналитических таблиц, графиков сравнения отметок срезов, выводы;
Педагогический анализ представляет собой специальный инструментарий познания педагогического процесса - необходимо заранее планировать то, что предстоит наблюдать, измерять, считать, в целом анализировать. Это поможет накопить педагогические факты, позволяющие увидеть и обосновать суть данного педагогического явления, на основе которых возможно выявление закономерностей. Постоянный систематический анализ каждого школьного дела, т. е. каждой клеточки педагогического процесса, должен стать нормой для всех его участников.
Конечная цель педагогического анализа - диагностирование педагогического явления, вскрытие его главной причины. Известны три уровня аналитической деятельности: стихийно-эмпирический, эмпирический и научный.
При стихийно-эмпирическом уровне педагогического анализа изучения и обобщения опыта фактически не происходит, так как для такого уровня педагогического анализа характерен усиленный субъективизм во мнениях и взглядах, когда налицо чувственная фиксация разрозненных фактов, без предъявления объективной количественно-качественной характеристики ("Мне это нравится" или "Мне это не нравится"..,), что является недостаточным условием для организации деятельности по "изучению опыта". На этом этапе педагогического анализа отсутствуют или практически не осознаются цели аналитической деятельности, но этого не должно быть даже на самом низшем уровне изучения и обобщения опыта. Научный уровень изучения и обобщения ПО может осуществляться, если уровень, инструмент реализации педагогического анализа близок к аналитическому искусству.
Источником педагогического опыта выступает известная повторяемость (регулярность, цикличность) педагогической практики, её задач, ситуации. Педагогический процесс запечатлевается в двух его субъектах: учащихся, приобретающих определённый социальный опыт (знания, умения, навыки, личностные качества), и педагогах, у которых формируется опыт педагогический. Эти два результата в известном смысле изоморфны содержанию педагогической практики. В опыте в нерасчленённой, синкретичной форме соединены все его компоненты: знания, непосредственно приобретённые педагогом в процессе деятельности или полученные опосредованно, но прошедшие проверку практикой; способы деятельности (умения, навыки, творческие процедуры); педагогические ориентации и ценности, привычки и стереотипы, нормы поведения и отношения, устойчивые эмоциональные и волевые структуры. На групповом и коллективном уровне опыт запечатлевается в форме определённых идей, норм, организационно-педагогических связей и отношений, технологий и традиций.
Любой опыт (даже коллективный, дошедший до нас лишь в материализованной форме - отчёты, учебные пособия, наглядность, педагогическая мудрость и т.д.) как форма накопления существенных, повторяющихся компонентов деятельности субъективен. Поэтому полноценное его изучение всегда должно соединять форму объективного познания и интерпретации через общение и взаимопонимание с носителями опыта. Единство этих форм обусловливает соответствие методов изучения разнообразию и сложности содержания педагогического опыта. Границы отдельных традиционно используемых методов очевидны. Беседа, анкетирование, описания, сделанные самими педагогами, дают возможность в основном изучить суть опыта. Целенаправленное, специально организованное наблюдение позволяет обнаружить характерные, повторяющиеся способы совместной деятельности педагогов и детей, приёмы их взаимодействия, логику их использования, определённые стереотипы и т.д. Опыт творчества в открытом наблюдении можно обнаружить не всегда.
Известны различные механизмы передачи и освоения опыта, связанные с его специфическим содержанием: а) знания передаются на коммуникативной основе; б) ценностные ориентации - на основе духовного общения: в) умения и навыки - в ходе совместной практической деятельности.
Невозможность изучения некоторых компонентов опыта (творчество, устойчивая эмоционально-волевая сфера) лишь с помощью познавательных процедур требует соучастия изучающего опыт в практической деятельности педагога, коллектива на этапах её планирования, организации, осуществления, анализа результатов, воображаемое включение "в ситуацию педагогического действия", совместное моделирование педагогических ситуаций.
Деятельность по изучению и обобщению опыта представляет собой исследование, ведущее к установлению неизвестных в науке закономерностей, обладает более развитым познавательным инструментарием, опосредованностью и возможной отсрочкой влияния полученных результатов на практику и др. Характерными чертами педагогического процесса являются его уникальная неповторимость, высокая уплотненность во времени. Поэтому педагогический анализ оказывается динамичным, причём специфической чертой его является распознавание в сжатые сроки педагогических явлений, которые именно в таком виде уже никогда не повторятся. В составe педагогического опыта присутствуют как раз устойчивые, повторяющиеся компоненты деятельности: навыки, стереотипы, педагогические технологии и традиции, причём изучение и обобщение не ограничено временем. Хотя опыт может расширяться и перестраиваться, он - уже свершившаяся, как бы "остановленная" педагогическая практика. Определить главную причину состоявшегося опыта вряд ли возможно, но можно провести анализ фактов, обусловивших этот опыт. Такой анализ необходим для содержательной характеристики и обоснованной оценки опыта, возможностей и границ его использования. Проникнуть в замысел, понять, почему педагог действует именно так, а не иначе - и значит, по К. Д. Ушинскому, вынести мысль из опыта, обобщить опыт, так как человек, овладевший идеей, замыслом, сутью опыта, несомненно, сумеет найти способ его практического воспроизведения и, учитывая свои возможности, условия, преодолеть искушение механически скопировать увиденное.
Очевидно, что изучение и обобщение педагогического опыта - деятельность более сложная, чем анализ педагогического процесса. Объясняется это тем, что опыт представляет собой своеобразное свёртывание, обобщение педагогической деятельности, форму накопления её существенных повторяющихся компонентов. Поэтому изучение педагогического опыта начинается не с той "элементарной клеточки", с которой имеет дело анализ педагогического процесса, т. е. педагогический анализ.
Изучение и обобщение педагогического опыта - сложнейший процесс, представляющий собой разновидность диалектико-материалистического метода познания истины. Проникнуть в сущность педагогических явлений, в лабораторию учителя или коллектива учителей далеко не просто. Процесс изучения и обобщения ПО относят к особому виду педагогического исследования, чаще всего выделяют три уровня изучения и обобщения ПО: научный, методический, практический.
Научный уровень - это теоретический анализ, обобщение фактов и условий выявления новых закономерностей, лежащих в основе педагогического опыта. Данный уровень наиболее желателен, но требует от учителя исследовательского подхода и сотрудничества с учёными.
Методический уровень - раскрытие системы конкретных действий, показ конкретной методики работы. Именно на методическом уровне даётся характеристика достигнутых результатов, показываются принципиальные улучшения при реализации этих приёмов и методов работы. Главную роль на данном уровне изучения и обобщения педагогического опыта выполняют школьные МО и методисты РТМК, ИУУ.
Практический уровень - это конкретное описание определённой системы педагогической деятельности показ результатов данного опыта, раскрытие его преимущества и перспектив использования. На данном уровне обобщают опыт чаще всего руководители ОУ.
Организационно-педагогический аспект изучения ПО связан с описанием конкретных путей и средств сбора, анализа, обобщения и его применения на практике. Сбор и изучение ПО может осуществляться по разному - от поверхностного схватывания внешних эффективных приёмов работы до проникновения в суть данного опыта. Выделяют (Л. Н. Седова) в зависимости от глубины осмысления и анализа опыта несколько уровней его изучения.
1. Уровень сравнения - фиксация внешних, формальных отличий опыта на основе непосредственно-эмоционального восприятия.
2. Уровень описания - нахождение отдельных особенностей в организации образовательных процессов, характерных для данного опыта на основе наблюдений и анализа работы педагогов.
3. Уровень осмысления - выявление основной педагогической идеи опыта на основе проникновения в систему работы педагога.
4. Уровень обобщения - выявление границ применения данного опыта на основе анализа его всеобщих, особенных и единичных свойств.
Учёт уровней изучения педагогического опыта необходим для того, чтобы стало возможным осуществление постепенно усложняющегося его анализа. Изучение ПО распадается на ряд следующих последовательных технологических действий.
1. Сбор информации посредством анкетирования, наблюдений, изучения литературы: самоанализ учителями профессиональной деятельности, определение профессиональных интересов, решённых и нерешённых проблем, выявление потребностей, обусловивших изучение именно этого ПО.
2. Психологический настрой на изучение закономерностей в решении именно этой профессиональной проблемы.
3. Планирование путей изучения решений конкретных профессиональных проблем.
4. Определение н реализация единой формы фиксации информации.
5. Выявление профессиональных находок и неудач у носителей опыта в решении именно этой профессиональной проблемы.
6. Нахождение автора опыта по решению данной профессиональной проблемы.
Обобщение ПО- это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор, классификация; выделение основного, главного; выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения. Обобщение ПО призвано служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать профессиональное мастерство, удовлетворять профессиональную потребность. Анализ реальной школьной практики показывает: если мы действительно хотим преодолеть формализм в обобщении ПО, то всем субъектам педагогического процесса необходимо подняться до Ушинского и научиться "выводить мысль из опыта". В обобщении ПО переплетаются идея опыта, его технология и уровень готовности педагога к его восприятию и воспроизведению в других условиях.
Обобщение ПО включает обязательно такие последовательные действия:
1. Анализ ведущих идей ПО, выявление противоречий, которые решает именно этот ПО, раскрытие возможностей именно этого ПО;
2. Психологический настрой на восприятие и осознание идей именно этого ПО;
3. Моделирование структуры ПО, определение его уровней, оценка условий, обеспечивающих возможность достижения высоких результатов:
4. Определение вида обобщения в зависимости от степени сложности проблемы: показ, рассказ, описание;
5. Фиксация достоинств и недостатков этого ПО, выявление внешних и внутренних связей основных элементов этого ПО, экспертиза методики с учётом места и времени, выявление отрицательных последствий этого ПО, раскрытие пределов применения этого ПО, осмысление вопросов, не получивших решения в данном ПО;
6. Выбор способа обобщения ПО.
Схема констатации информации по педагогическому опыту должна отражать:
- данные о носителе ПО;
- сходное состояние ПО (уровень развития познавательных способностей учащихся, уровни их обученности, воспитанности);
- проблемы, решаемые данным ПО;
- содержание деятельности (типичные факты ПО, характеристика деятельности носителя ПО, трудности становления ПО, мотивы поведения учащихся, их отношение к деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию);
- идеи, закономерности, механизмы, лежащие в основе данного ПО, выводы о диапазоне использования данного ПО.
Подробное представление позволяет получить информационная карта, в которой отражаются следующие данные: автор опыта, адрес опыта, содержание опыта, личная концепция автора, теоретическая интерпретация опыта, творческие находки автора, источник информации, экспертное заключение. Использование опыта и т.д.
Системное изучение опыта предполагает знание его состава, т.е. совокупности элементов и их основных характеристик: микроструктуры, т. е. внутренних связей (функциональных, иерархических и др.) компонентов опыта как целого; макроструктуры, т.е. обусловливающих опыт социально-экономических, культурных и других факторов, связей ПО с данными факторами. Для цикла жизни педагогического новшества необходимо выделить такие стадии: возникновение новшества, научная апробация, подготовка материалов к внедрению, подготовка кадров, опытное внедрение, коррекция, массовое внедрение.
Итак, ПО всегда выступает в роли: источника, стимулирующего развитие педагогической науки: базы ценных фактических данных, обогащающих содержание науки; критерия истинности тех или иных научных предположений; средства практического внедрения научных рекомендаций.
Сила яркого преподавателя, как артиста или писателя, не в подражании, а в нахождении своего творческого "Я", в формировании исследовательского подхода к педагогической деятельности и анализу ПО. Именно это положение лежит в основе всей деятельности по выявлению, анализу, взращиванию и изучению ПО, именно это положение должно стать педагогическим кредо каждого педагога 21 века.
|