Цели первого уровня (абстрактного) состоят в создании условий для смены типа
образовательной деятельности: перехода от «знаниевой» модели образования к
«способностей». Методисты должны обеспечить условия для перехода, а затем и
функционирования образовательного учреждения в соответствии с парадигмой
развивающего образования, в связи с чем базовый образовательный процесс должен
обеспечивать:
- понимание выпускниками существующей на данный момент картины профессиональ
ного мира и видение тенденций его развития;
- развитие у них способностей адекватно реагировать на изменяю-щийся окружающий
мир, в том числе и профессиональный;
- выработку механизмов адаптации к изменениям;
- формирование в сознании обучаемых своеобразного индивидуального кода, позволяя
ющего самонастраиваться и самоорганизовываться на поиск того инновационного
знания, которое отвечает познавательным потребностям личности.
Другими словами, стратегическая цель методической деятельности пре-допределяется
новым социальным заказом, аккумулирующим новые образовательные ценности.
Однако данная цель является лишь так называемой канвой деятельности методиста,
в то время как конкретные типовые задачи, а, следовательно, и содержание работы
предопределяется потребностями его непосредственных заказчиков.
Отсюда цели второго уровня (абстрактно-конкретного) могут быть представлены так:
во-первых, удовлетворить актуальные потребности педагогов и управленцев в
реализации их профессио¬нальной деятельности;
во-вторых — «вырастить» те потребности, которые находятся в «зоне ближайшего
развития», т.е. методист должен не только обслуживать актуальные потребности своих
подопечных, но и способствовать их развитию.
Наконец, цели третьего уровня (конкретного) представлены в форме типовых задач,
которые должен выполнять профессионально подготовленный методист. В качестве
единицы конкретных целей деятельности методиста выбрано понятие «типовая задача».
Преимущество этой единицы заключается в том, что каждая задача предполагает
умение, с помощью которого она решается. Таким образом, реальные жизненные задачи,
которые решает методист, определяют ту систему умений, которыми он должен владеть,
а, следовательно, они должны быть включены в содержание подготовки современного
методиста-профессионала.
При определении типовых задач методиста использованы следующие научные методы:
а)анализ реальной практики методиста;
б)экспертный метод;
в)метод прогноза.
Первый и второй методы направлены на изучение современной практики методистов,
работающих в различных типах образовательных учреждений, а также муниципальных
методических учреждениях, научно- и учебно-методических центрах регионального
уровня и т.п.
При использовании экспертного метода типовые задачи выяв¬лялись на основе анализа
мнений специалистов в сфере методической деятельности (директоров и ведущих
специалистов методических учреждений, руководителей методических служб общеобра
зовательных учреждений, председателей профессиональных методических объединений
и др.).
Использование третьего метода позволило учесть тенденции развития педагогического
опыта и включить в перечень типовых задач методиста задачи «завтрашнего дня».
Результатом проведенной работы явился набор из пяти типовых задач: технологической,
педагогической, исследовательской, экспертной и управленческой. Здесь особенно
важно отметить, что обозначенные задачи не являются равнозначными.
Первая типовая задача — технологическая. Она является специфической задачей
деятельности методиста, никакой другой специалист ее не решает. Сущность этой
деятельности состоит в том, что методист рефлексирует педагогическую деятельность
и технологически оформляет ее в виде педагогического опыта. Опыт, сохраняя феноме
нальное, присущее тому или иному педагогу, в то же время представляет обобщенную
модель его педагогической деятельности. Такое оформление опыта делает его техноло
гичным и на этом основании пригодным для трансляции. Методист в этом случае помогает педагогу создать «копилку» его профессиональных достижений и сделать ее доступной как для других педагогов, так и для педагогической культуры в целом.
Осуществление технологической деятельности требует от методиста особых профессио
нальных умений, которые у него сегодня могут отсутствовать. Овладение этими умения
ми должно стать первоочередным шагом в профессиональной подготовке методистов
нового типа. Отсюда возникает
первая роль методиста — методист-технолог
Четыре последующие задачи, в отличие от первой, не являются специфическими для
методиста, но составляют его реальную деятельность. Вполне возможно, что со временем
часть из них будет делегирована другим специалистам, а за методистом останется
только его технологическая задача.
Вторая типовая задача методиста-профессионала — педагогическая. Методист способс
твует профессиональному росту членов коллектива образовательного учреждения, Моти
вирует педагогов к самосовершенствованию и помогает им подняться на более высокую
ступень педагогического мастерства. Итак,
вторая роль методиста — это методист-педагог
. Описание его деятельности в этой позиции и в следующих, названных ниже, нами
также будет рассмотрена в следующей консультации.
Третья типовая задача современного методиста — исследовательская. Она порождена
теми затруднениями, с которыми столкнулись педагоги и управленцы развивающихся
образовательных учреждений. Включившись в инновационную деятельность, они
оказались перед необходимостью осуществления проблемного анализа собственной
педагогической работы, а также работы всего коллектива; поиска идей развития
образовательного учреждения; моделирования новых форм его существования;
проектирования процессов развития и др. Отдельные из педагогов оказались перед
объективной необходимостью создания авторских учебных курсов и их методического
обеспечения и т. п. Таким образом,
третья роль методиста — методист-исследователь.
Четвертая типовая задача методиста — экспертная. Она сопряжена с предыдущими и
особенно с последней. Результатом инновационной деятельности в образовательном
учреждении становится множество продуктов, которые должны быть подвергнуты
экспертной оценке. Кроме того, устремленность к качественному повышению профес
сионализма педагогического корпуса требует тщательной и корректной разработки
критериев оценки труда педагогов и процедуры осуществления профессиональной
аттестации. Методист здесь играет роль важную — он носитель критериев. Таким
образом,
четвертая роль современного методиста — методист-эксперт.
Наконец, пятая типовая задача методиста — управленческая. Однако в отличие от
администрации, которая обслуживает всю совокупность процессов, имеющих место в
образовательном учреждении, методист управляет базовым учебно-воспитательным
процессом, но и здесь у него свои особенности. Например, методист осуществляет
управленческую функцию контроля, но если заместитель по учебно-воспитательной
работе проверяет соответствие деятельности педагога принятым образовательным
стандартам, то методист контролирует соответствие личной педагогической тактики
общей стратегии общеобразовательного учреждения. В поле деятельности методиста
по-прежнему оказываются педагогические чтения, научно-практические конференции
и другая организационная работа — это тоже управление. Кроме того, научно-методиче
ское и информационное обеспечение также остаются в зоне деятельности методиста.
пятая роль — методист-управленец.
Выводы
1. Методисты в образовательных учреждениях сегодня фактически работают больше как
организаторы; причем степень их профессиональной зависимости от руководителей
велика. От них требуется практически полное подчинение, и редко допускаются индиви
дуальные импровизации. Сегодняшний методист, к сожалению, пока еще не является
субъектом собственной деятельности, т. е. он зачастую не видит определенных и конкрет
ных целей своей деятельности, не может сформулировать основные типовые задачи,
которые он должен выполнять как методист, слабо владеет профессиональными
средствами.
2. Методисты, работающие в образовательном учреждении, так же, как в муниципальных
и региональных центрах, не имеют специальной подготовки, которая обеспечила бы
им возможность профессионального осуществления методической деятельности.
3. Сегодня в системе профессионального образования складывается принципиально
новая практика деятельности методистов, которые начинают важную роль в становле
нии нового типа профессионального образования.
4. Основная концептуальная идея нового методического про-фессионализма лежит в
оппозиции к традиционному пониманию труда методиста как человека, который выпол
няет «все», что связано с образовательным процессом. Тогда как методический профес
сионализм включает:
а) осознание методистом себя как субъекта методической деятельности;
б) владение нормами осуществления методической деятельности не только и не столько
в ситуации стабильного функционирования, сколько в ситуации развития образова
тельного учреждения;
в) владение средствами собственно методической (технологической) деятельности,
а также и сопровождающих ее деятельностей (педагогической, исследовательской,
экспертной и управленческой)
По материалам
Василевской Елены Владимировны, к.п.н., заведующей кабинетом
"Методическая работа в системе образования" АПК и ППРО, доцент кафедры образования взрослых
|