Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дидактический материал «Компьютерные презентации к урокам для интерактивной доски»

Фото пользователя Наталья Павловна Подшивалова
Submitted by Наталья Павловна Подшивалова on Fri, 08/10/2010 - 21:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Подшивалова Наталья Павловна
Место работы, должность: 
МОУ "Новосергиевская СОШ №3" Новосергиевского района
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Во многих школах области появились интерактивные доски. Однако применение их часто ограничивается функциями экрана, так как программного обеспечения недостаточно. Данные презентации используются на уроках общей биологии профильных групп как один из вариантов работы с интерактивной доской. Их можно использовать как на уроках, так и при самостоятельной внеурочной работе по теме. Презентации интегрируют в себе технологии: информационно-коммуникационные и критического мышления.

Дидактический материал

«Компьютерные презентации  к урокам для интерактивной  доски».

 

1.  Тема уроков: «Основы селекции».

Слайд 1.

Основы селекции

10 класс

2-3 уроки

Профильный курс

Слайд 2.

Требования стандарта

          Знать: сущность получения гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора.

         Анализировать и оценивать: этические аспекты современных исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение).

         Осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках.

Слайд 3.

?

Можно ли совместить несовместимое?

Слайд 4.

Понятийный словарь

         Одомашнивание  -

         Порода –

         Сорт –

         Штамм –

         Инбридинг –

Дайте определение.

Слайд 5.

Понятийный словарь

         Центры происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову) –

         Районы одомашнивания животных –

         Центры доместикации –

         Культура -

Дайте определение.

Слайд 6.

Понятийный словарь

         Отбор –

         Гибридизация –

         Гетерозис –

         Аутополиплоиды –

         Искусственный мутагенез –

Дайте определение.

Слайд 7.

Понятийный словарь

         Полиплоидия –

         Аутбридинг –

         Аллополиплоиды –

         Биотехнология –

         Генная инженерия –

Дайте определение.

Слайд 8.

Центры происхождения культурных растений

  1. Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)._________________________
  2. Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ____________________________
  3. Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ____________________________
  4. Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений).______________________________
  5. Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. ____________________
  6. Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. ________________________
  7. Картофель, ананас, хинное дерево. _________________________

Впишите названия центров.

Слайд 9.

Происхождение домашних животных

         Тур?                                                     Овца

         Муфлон?                                          Собака           

         Тарпан?                                           Лошадь

         Кабан?                                                 Куры

         Банкивские куры?                           Корова

         Волк?                                                Свинья

Соедините стрелками.

Слайд 10.

Сходные мутации

 

Мутации

Организмы

Черная окраска семян

Рожь, пшеница, ячмень, кукуруза

Альбинизм и отсутствие шерсти

Млекопитающие

Короткопалость

Крупный рогатый скот, овцы, собаки, птицы

Катаракта глаза

Человек, мыши, крысы, собаки, лошади

Гемофилия

Человек, мыши, кошки

Врожденная глухота

Человек, морские свинки, мыши, собаки

 

Перепишите в тетрадь и проанализируйте.

Слайд 11.

Закон гомологических рядов

         «?...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................».                                                                                          

                                                      Н.И.Вавилов

Запишите формулировку закона и укажите его значение.

Слайд 12.

???

         Что такое культура с точки зрения селекции?

          Чем отличается вид и порода?

          Торнослив – это торн или слива?

          Кто родители у мула?

          Церападус – животное или растение?

          Как получить 60 центнеров с гектара?

          Клонирование – миф или реальность?

Подумайте и ответьте.

Слайд 13.

Методы селекции растений

Заполните кластер.

Слайд 14.

Методы селекции животных

?

?

?

?

?

 

?

?

?

 Заполните кластер.

Слайд 15.

Методы селекции микроорганизмов

 Перепишите кластер в тетрадь и объясните каждый метод.

Слайд 16.

Словарик

         Культура – 1. Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного. Культура льна, культура шелкопряда. 2. Разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. Культура органической ткани.

                                                                                                       С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.

                                                                                                Толковый словарь русского языка.

Сравните со своим вариантом определения.

Слайд 17.

Словарик

         Инбридинг –                       

         Аутбридинг –

         Аллополиплоиды -

         Аутополиплоиды –

         неродственное скрещивание

         близкородственное скрещивание

         кратное умножение одного и того же генома

         объединение разных геномов, затем их кратное увеличение

Соедините стрелками.

Слайд 18.

Селекция организмов

         Порода, штамм, сорт (чистая линия) – популяция организмов, искусственно созданная человеком, которая характеризуется специфическим генофондом, наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности.

         Районированные породы и сорта – породы и сорта, приспособленные к районам с  определенными климатическими условиями, наиболее полно проявляющие свои качества именно в этих районах.

         Гетерозис, или гибридная сила – явление повышения жизнеспособности гибридов первом поколении (гипотеза доминирования, гипотеза сверхдоминирования).

Сравните со своими вариантами определений.

Слайд 19.

Селекция как наука

         Научно-исследовательские институты.

         Учебные хозяйства.

         Сортоиспытательные станции.

         Племенные хозяйства.

Подумайте и найдите информацию, чем занимаются данные учреждения и организации.

Слайд 20.

Этические аспекты развития биотехнологии

         Не может ли ген, встроенный в трансгенные растения томата, при съедании плодов мигрировать и встраиваться в геном, например, бактерий, живущих в кишечнике человека?

         Не может ли трансгенное культурное растение, устойчивое к гербицидам, болезням, засухе и другим стрессовым факторам,          при перекрестном опылении с родственными дикими растениями передать эти же свойства сорнякам?

         Не получатся ли при этом «суперсорняки», которые очень быстро заселят сельскохозяйственные земли?

          Не попадут ли случайно мальки гигантского лосося в открытое море, и не нарушит ли это баланс в природной популяции?

         Способен ли организм трансгенных животных выдержать ту нагрузку, которая возникает в связи с функционированием чужеродных генов?

         Имеет ли право человек переделывать живые организмы ради собственного блага?

Подумайте!

Слайд 21.

Этические аспекты развития биотехнологии

         Во всех странах созданы специальные контролирующие органы и комиссии.

         В 1996 г. Совет Европы принял Конвенцию о правах человека при использовании геномных технологий в медицине. Центральное внимание в документе уделено этике применения таких технологий. Утверждается, что ни одна личность не может быть подвергнута дискриминации на основе информации об особенностях ее генома. изменение генома будущих поколений.

         В международных документах ЮНЕСКО, Совета Европы, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) подчеркивается, что всякое изменение генома человека может производиться лишь на соматических клетках.

         Возникла биоэтика – наука об этичном отношении ко всему живому, в том числе и человеку.

Запишите в тетрадь.

Слайд 22.

Проверь свои знания

Промежуточный контроль

Номера вопросов, выделенные синим цветом  - 1 вариант.

Номера вопросов, выделенные коричневым цветом – 2 вариант.

Слайд 23.

Тесты

1.  Выращиванием на питательных средах из отдельных клеток биомассы женьшеня занимается

1) генная инженерия

2) клеточная инженерия

3) микробиология

4)  растениеводство

2. Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков, витаминов, называют

1) биохимическим синтезом

2) генной инженерией

3) клеточной инженерией

4) микробиологическим синтезом

 

Слайд 24.

Тесты

3. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в

1) генной инженерии

2) клеточной инженерии

3) бионике

4) генетике

4. Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения

1) эффективных лекарственных препаратов

2) гибридных клеток и выращивания из них гибридов

3) кормового белка для питания животных

4) пищевых добавок для продуктов питания

Слайд 25.

Тесты

5. Выращиванием дрожжей для получения кормового белка занимается

1) микробиологическое производство

2) генная инженерия

3) молекулярная биология

4) биохимия

6. Использованием микроорганизмов для получения витаминов, антибиотиков занимается

1) генная инженерия

2) клеточная инженерия

3) цитология

4) микробиологический синтез

Слайд 26.

Тесты

7. Полиплоидия применяется в селекции:

1) домашних животных

2) культурных растений

3) шляпочных грибов

4) плесневых грибов

8. Знания центров происхождения культурных растений используют селекционеры при

1) создании средств химической защиты от вредителей

2) определении числа мутантных генов у сорта

3) подборе исходного материала для получения нового сорта

4) изучение дрейфа аллельных генов в популяциях

Слайд 27.

Тесты

9. Оценку наследственных качеств производителей по потомству применяют в селекционной работе с

1) животными

2) бактериями

3) зерновыми культурами

4) овощными культурами

10. Искусственный мутагенез наиболее часто применяют в селекции

1) микроорганизмов

2) домашних животных

3) шляпочных грибов

4) нитчатых водорослей

Слайд 28.

Тесты

11. Чистая линия – это потомство

1) гетерозисных форм

2) одной самоопыляющейся особи

3) межсортового гибрида

3) двух гетерозиготных особей

12. Индивидуальный отбор в отличие от массового более эффективен, так как он проводится

1) по генотипу

2) под влиянием факторов окружающей среды

3) под влиянием деятельности человека

4) по фенотипу                       

Слайд 29.

Ответы к тестам

1.  Выращиванием на питательных средах из отдельных клеток биомассы женьшеня занимается

1) генная инженерия

2) клеточная инженерия

3) микробиология

4)  растениеводство

2. Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков, витаминов, называют

1) биохимическим синтезом

2) генной инженерией

3) клеточной инженерией

4) микробиологическим синтезом

Слайд 30.

Ответы к тестам

3. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в

1) генной инженерии

2) клеточной инженерии

3) бионике

4) генетике

4. Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения

1) эффективных лекарственных препаратов

2) гибридных клеток и выращивания из них гибридов

3) кормового белка для питания животных

4) пищевых добавок для продуктов питания

Слайд 31.

Ответы к тестам

5. Выращиванием дрожжей для получения кормового белка занимается

1) микробиологическое производство

2) генная инженерия

3) молекулярная биология

4) биохимия

6. Использованием микроорганизмов для получения витаминов, антибиотиков занимается

1) генная инженерия

2) клеточная инженерия

3) цитология

4) микробиологический синтез

Слайд 32

Ответы к тестам

7. Полиплоидия применяется в селекции:

1) домашних животных

2) культурных растений

3) шляпочных грибов

4) плесневых грибов

8. Знания центров происхождения культурных растений используют селекционеры при

1) создании средств химической защиты от вредителей

2) определении числа мутантных генов у сорта

3) подборе исходного материала для получения нового сорта

4) изучение дрейфа аллельных генов в популяциях

Слайд 33.

Ответы к тестам

9. Оценку наследственных качеств производителей по потомству применяют в селекционной работе с

1) животными

2) бактериями

3) зерновыми культурами

4) овощными культурами

10. Искусственный мутагенез наиболее часто применяют в селекции

1) микроорганизмов

2) домашних животных

3) шляпочных грибов

4) нитчатых водорослей

Слайд 34.

Ответы к тестам

11. Чистая линия – это потомство

1) гетерозисных форм

2) одной самоопыляющейся особи

3) межсортового гибрида

3) двух гетерозиготных особей

12. Индивидуальный отбор в отличие от массового более эффективен, так как он проводится

1) по генотипу

2) под влиянием факторов окружающей среды

3) под влиянием деятельности человека

4) по фенотипу                       

Слайд 35.

Оценивание теста

1 вариант – 2, 2, 1, 2, 1, 2

2 вариант -  4, 2, 4, 3, 1, 1

6 (+) – «5»

5 (+) – «4»

3 (+) – «3»

0-2 (+) - ?

Подсчитайте число правильных ответов, поставьте оценку.

Слайд 36.

?

Можно ли совместить несовместимое?

Насколько?

Слайд 37.

Работа с информационным фреймом

Знали

Узнали

Интересное

Определение селекции.

Методы селекции растений, животных.

Основные понятия темы.

Некоторые достижения селекции.

 

 

 

Заполните таблицу.

Слайд 38.

Выводы

?

Слайд 39.

Выводы

         Селекция – важный и сложный вид практической деятельности.

         Значительные успехи достигнуты в практической деятельности селекционеров.

         Одна их задач ученых-селекционеров – разработка  теоретических основ селекции.

         Основой селекционной работы является глубокое знание закономерностей наследственности и изменчивости исходных форм растений, животных, микроорганизмов.

Сравните выводы.

Слайд 40.

Домашнее задание

Подготовиться к семинару на тему «Основы селекции».

Слайд 41.

Информационные ресурсы

Основной источник:

         Захаров В.Б. Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002, с. 319-336.

Дополнительные источники:

         Билич Г.Л. Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс/ Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. – М.: Издательство Оникс, 2006, с.

         Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/авт-сост. Г.И.Лернер. – М.: «5 за знания», 2006.

         Каменский А.А, Соколова Н.А., Титов С.А. Биология. Ответы на экзаменационные вопросы 11 класса. Устный экзамен, теория и практика: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, с. 79-92.

         Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. / Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев, Г.М.Дымшиц и др.; Под ред. В.К.Шумного и др. – М.: Просвещение, 2001, с.362-386.

 

 

 

    2. Тема урока: «Наследственная изменчивость».

Слайд 1.

Наследственная изменчивость

Материал к уроку

10 класс

Профильный курс

Слайд 2.

         Когда мы сравниваем между собой …разновидности… наиболее древних наших домашних животных или культурных растений, - нас прежде всего поражает то обстоятельство, что они различаются между собой более, чем представители одного и того же вида в естественном состоянии.                                                                       Ч.Дарвин

Подумайте. Проанализируйте и обоснуйте точку зрения Ч.Дарвина.

Слайд 3.

?

?

?

?

?

 

Проанализируйте кластер. Исправьте его. Заполните кластер.

Слайд 4.

Изменчивость

- свойство живых организмов существовать в различных формах (вариантах).

 

Заполните кластер.

Слайд 5.

Неопределенная изменчивость

Заполните кластер.

Слайд 6.

Мутации

З – знаем

Х – хотим узнать

У – узнали

 

 

 

 

В процессе работы заполните таблицу.

Слайд 7.

Классификации  мутаций

  1. ?
  2. ?
  3. ?
  4. ?
  5. ?

Подумайте, сколько и какие классификации мутаций вы знаете. Составьте схемы.

Слайд 8.

? и ? мутации

 

Сравните мутации (любая классификация), заполнив схему «Кольца Венна». Сделайте вывод.

Слайд 9.

Выводы

?

Сделайте выводы по теме.

Слайд 10.

Домашнее задание

   Захаров В.Б. Общая биология: Учебн. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002, § 10.1., с.300-306.

   В тетради – указать причины комбинативной изменчивости.

 

 

3. Тема урока: «Размножение организмов».

Слайд 1.

Размножение организмов

Материал к уроку

10 класс

Профильный курс

Слайд 2.

Требования стандарта

         Знать: сущность размножения и оплодотворения.

         Уметь сравнивать: бесполое и половое размножение, сперматогенез и овогенез, делать выводы на основе сравнения.

Слайд 3.

Цели урока

?

?

Слайд 4.

Размножение, или самовоспроизведение, - одна из важнейших характеристик органической природы. Размножение – свойство, присущее всем без исключения живым организмам – от бактерий до млекопитающих. Существование любого вида животных и растений, бактерий и грибов, преемственность между родительскими особями и их потомством поддерживаются только благодаря размножению. 

Подумайте. Проанализируйте и обоснуйте данную точку зрения.

Слайд 5.

?   Какие формы размножения организмов существуют?

Слайд 6.

?   Какая форма размножения организмов лучше?

Подумайте. Предположите.

Слайд 7.

Словарь

   Размножение –

   Бесполое размножение –

Дайте определение.

Слайд 8.

Словарь

   Половое размножение –

   Наследственность –

Дайте определение.

Слайд 9.

Словарь

   Спорообразование –

   Почкование –

Дайте определение.

Слайд 10.

Словарь

   Способ бесполого размножения, при котором  новая особь образуется из части материнского организма -

   Половые клетки -

   Существование у одного организма мужских и женских половых органов –

   Форма полового размножения, при которой развитие организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки  

   Генетически однородное потомство многоклеточного организма, образовавшееся бесполым путем –

Напишите  термин.

 Слайд 11.

Словарь

   Процесс образования половых клеток -

   Процесс образования яйцеклеток –

   Процесс образования  мужских половых клеток –

   Редукционное деление, являющееся основой полового размножения -

Напишите  термин.

Слайд 12.

Формы размножения живых организмов

 

 Заполните кластер.

Слайд 13.

Размножение организмов разных царств

 

 

 

 

Заполните кластер. Сравните.

Слайд 14.

Размножение организмов разных царств  

Р.О.

Р.?

Р.?.

Р.?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

 

 Заполните кластер. Если в нем имеются ошибки, исправьте его.

Слайд 15.

???

   Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительской особью?

   Каково биологическое значение бесполого размножения?

   Чем половое размножение отличается от бесполого?

   В чем состоят эволюционные преимущества полового размножения перед бесполым?

Обоснуйте ответы.

 

Слайд 16.

?

Какая форма размножения организмов лучше?

Подумайте. Попробуйте ответить.

Слайд 17.

Сравнение БР и ПР

БР

Общее

ПР

 

 

 

Заполните таблицу.

Слайд 18.

Фазы сперматогенеза и овогенеза

Сперматогенез

Овогенез

1.

 

2.

 

3.

 

4.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

Заполните таблицу.

Слайд 19.

Сравнение сперматогенеза и овогенеза

Сперматогенез

Общее

Овогенез

 

 

 

Заполните таблицу и сделайте вывод.

Слайд 20.

?

Какая форма размножения организмов лучше?

Подумайте. Ответьте.

Слайд 21.

Информационные ресурсы

         Захаров В.Б. Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин. –   М.: Дрофа, 2002, с. 193-210.

 

 

Прикрепленный файл Size
Приложение 1.ppt 302 KB
Приложение 2.ppt 90.5 KB
Приложение 3.ppt 192.5 KB

»  Tags for document:

Фото пользователя Наталья Сергеевна Тюменева

На: Дидактический материал «Компьютерные презентации к урокам дл


Наталья Павловна! Спасибо за прекрасную работу!

С уважением! Тюменева Н.С. учитель биологии и географии МОУ "СОШ №74"



Фото пользователя Галина Анатольевна Наумова

На: Дидактический материал «Компьютерные презентации к урокам дл


Наталья Павловна, Вы высший класс!!! Огромное спасибо.

С уважением, Галина Анатольевна.




Фото пользователя Татьяна Викторовна Епифанова

На: Дидактический материал «Компьютерные презентации к урокам дл


Здравствуйте Наталья Павловна!  я нашла очень интересные моменты для себя в проведении этой темы. Спасибо за труд!

Комментарий был изменен с момента создания (Epifanova T, Wed, 15/12/2010 - 22:01).


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн