Волкова И.А. Урок музыки в 6 классе.
УРОК 7: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
композиторов – 1 час
СОДЕРЖАНИЕ темы: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.
Задачи:
· знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;
- формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
- развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал:
• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;
• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
ХОД УРОКА
1 этап: организационный момент
Здравствуйте, ребята. Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).
- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное;
2 этап: повторение пройденного материала
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся:
· календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
· семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
· окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
3 этап: изучение нового материала
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
- Какое настроение создаёт эта песня?
- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?
Тема дочери
|
Тема матери
|
взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения
|
Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств
|
Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике)
|
Покорность, смирение с безвыходной ситуацией
|
Песня звучит напряжённо, в миноре
|
- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.
Рассмотрим некоторые их них.
СЛАЙД-шоу или репродукции картин: «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, «Перед венцом» Фирса Журавлёва, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Портрет молодой женщины в сарафане» П. Барбье.
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность свой доле)
- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.
ПЕНИЕ: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Матушка, что во поле пыльно?
Русская народная песня
- Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
- Дитятко милое, кони разыгралися.
- Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!..
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...
- Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!
- Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка... Меня благословляют...
- Дитятко милое, господь с тобою!