Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа "Вышивка"

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Калачеевская гимназия №1 Воронежской области

 

 

 

 

 

 

 

                           Программа

                  творческого коллектива

                           «Вышивка»

 

 

        

 

         Учитель изобразительного искусства

                  Блощицына Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Пояснительная записка

 

Стремление украсить свой дом, свою одежду было присуще человеку всегда. Прикладные художественные виды труда в виде народных ремёсел возникли в глубокой древности. В нашей стране, богатой льном, полотно издавна было одним из распространённых материалов, которое вышивалось руками искусных мастериц. Одежда, нарядные полотенца, бельё - всё обильно украшалось многоцветной и изысканной белой вышивкой.

Понимание композиционного расположения узоров на белом полотне , его ритмические и пропорциональные членения передавались мастерицами из поколения в поколение. Народные мастера бережно хранят приёмы исполнения вышивки своей местности постоянно обогащая и развивая её. Вот почему по цвету, орнаменту и фактуре вышивки можно определить, где она выполнена.

Для успешного освоения программы и овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в приёмах исполнения вышивки необходимо, чтобы теоретические и практические занятия по композиции, технологии и практическому обучению проводились одновременно с изучением каждой темы, предусмотренной программой.

Учитывая особенности каждого из традиционных центров художественной вышивки, программа ставит своей целью: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Задачи:

-познакомить учащихся с наследием традиционной народной вышивки;

-прививать любовь к данному традиционному художественному ремеслу;

-обучить практическим навыкам вышивки, умению создавать собственные творческие композиции;

-формировать представление об общечеловеческих ценностях.

Искусством вышивки славились все районы России: Архангельская, Вологодская, Новгородская и другие области. В центральных районах России вышивка сочетала характерные особенности севера и юга.

Однако трактовка традиционных мотивов и варианты приёмов выполнения общеизвестных швов имели свои характерные художественно-стилистические черты. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность вышитого изделия всегда соединялись с его утилитарным назначением.

Издавна сложившиеся способы художественной вышивки в наши дни развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов.

Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими.

Важное место в программе отводится беседам о народном искусстве, о специфике различных художественных промыслов, зарисовкам и копированию лучших образцов, использованию на уроках специально подобранных по темам цветных диапозитивов, иллюстраций, фотографий по народному декоративно-прикладному искусству.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.

После окончания курса обучения учащиеся должны знать и уметь:

-характерные особенности местного народного искусства;

-основы композиции;

-основные виды швов, их выполнение на разных тканях, с подбором соответствующих ниток;

-делать зарисовки на бумаге;

-разрабатывать собственные композиции декоративного оформления.

 

Примечание: распределение учебных часов по темам, порядок изложения программного материала может быть изменён в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.

Допускается разрешать учащимся оканчивать отдельные работы дома.

 

                         Примерный тематический план

 

п/п

Наименование разделов и тем

Примечание

кол-во часов

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

 

 

 

1.

2.

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

6.

7.

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

 

 

1.

2.

3.

 

4.

 

5.

6.

 

 

1.

2.

3.

 

4.

 

5.

6.

7 класс

Вводное занятие «Народное искусство, его виды».

Экскурсия в Дом ремёсел.

Выполнение простых мережек.

Выполнение работы с применением мережек.

Выполнение простых швов («вперёд иголку», «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и т.п.) цветными нитками.

Выполнение работ с применением простых швов.

Выполнение изделия по выбранному образцу.

Подготовка к выставке.

Итоговая выставка работ учащихся.

Итоговое занятие. Обсуждение выставки работ учащихся.

Итого:

8 класс

Вводное занятие.

Экскурсия в Дом ремёсел.

Выполнение аппликации.

Выполнение декоративной композиции с применением аппликации.

Выполнение верхошвов.

Выполнение декоративной композиции с применением верхошвов.

Выполнение творческой композиции с применением аппликации и верхошвов.

Организация выставки работ учащихся.

Итоговое занятие.

Итого:

9 класс

Вводное занятие.

Экскурсия в Дом ремёсел.

Выполнение тамбурной вышивки

Выполнение вышивки счётными швами.

Организация выставки работ учащихся.

Итоговое занятие.

Итого:

 

10 класс

Вводное занятие.

Экскурсия в Дом ремёсел.

Выполнение вышивки ришелье с изготовлением изделия.

Выполнение вышивки гладью с изготовлением изделия.

Организация выставки работ учащихся.

Итоговое занятие.

Итого:

11 класс

Вводное занятие.

Выполнение строчевой вышивки.

Выполнение вышивки «хардангер» с изготовлением изделия.

Выполнение вышивки «крестом» с изготовлением изделия.

Организация выставки работ учащихся.

Итоговое занятие.

Итого:

 

 

 

2

2

20

 

20

 

 

 

20

2

 

2

68

 

2

2

20

 

 

20

 

 

20

 

2

2

68

 

2

2

30

30

2

2

68

 

2

2

30

 

30

 

2

2

68

 

2

20

20

 

22

 

2

2

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

                           Программа

 

                                               7 класс

 

Тема 1.

Вводное занятие.

Ознакомление с программой обучения учащихся русской народной вышивке.

Инструменты, приспособления, материалы для работы (пяльцы, ножницы, иглы, напёрсток, кисти, калька, миллиметровая бумага, ткани, нитки).

Организация рабочего места.

Тема 2.

Экскурсия в Дом ремёсел.

Ознакомление с процессом выполнения вышивки.

Тема 3.

Выполнение простых мережек.

Краткие сведения о тканях и нитках.

Льняные и хлопчатобумажные ткани.

Виды мережек и их применение в оформлении современных изделий.

Виды простых и сложных мережек.

Их декоративные качества. Мережки в сочетании с другой вышивкой (демонстрация образцов).

Технология выполнения простых мережек: кисточка, столбик, раскол.

Выполнение изделия, оформленного простыми мережками (носовой платок, небольшая салфетка).

Тема 4.

Выполнение простых швов цветными нитками.

Орнаменты и его особенности в вышивке.

Виды орнаментов: геометрический, растительный, изобразительный. Понятие о ритме и цвете в орнаменте (демонстрация народных образцов).

Технология выполнения простых швов цветными нитками. Последовательность

выполнения швов: вперёд иголку, за иголку, строчка, стебельчатый, петельный, тамбурный.

Зарисовка швов.

Выполнение изделия в материале.

Тема 5.

Выполнение изделия по выбранному образцу.

Примерный перечень изделий: полотенце, салфетка, косынка, детская сумка.

Совершенствование и закрепление навыков по выполнению изученных ручных швов в процессе вышивания различных изделий.

Тема 6.

Организация выставки.

Просмотр изделий, выполненных за год, их оценка, отбор лучших работ на выставку.

 

Тема 7.

Итоговое занятие. Обсуждение выставки.

 

8 класс

Тема 1.

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с программой.

Общая характеристика учебного процесса. Необходимые ткани, нитки, материалы, инструмент, приспособление для работы. Безопасность труда.

Тема 2.

Экскурсия в Дом ремёсел. Ознакомление учащимися с разделом народного декоративного искусства.

Тема 3.

Выполнение аппликации.

Технология выполнения аппликации с различным прикреплением.

Ткани и нити, применяемые для аппликации. Последовательность выполнения вышивки; швы, применяемые для приклёпа: тамбур, гладь петельный шов. Требования к вышивке с аппликацией, аккуратность вырезки деталей, точное наложение их на соответствующее место, подбор ниток для приклёпа.

Создание композиции для современного изделия декоративного назначения (салфетка, фартук, декоративная подушка).

Выполнение изделия в материале по выбранному образцу или собственной композиции.

Тема 4.

Верхошвы. Особенности выполнения.

Технология выполнения верхошвов.

Ткани и нитки, применяемые для вышивания. Владимирский шов. Требование к вышивке.

Создание композиции по мотивам Владимирской вышивки.

Выполнение изделия в материале по выбранному образцу или собственной композиции.

Тема 5.

Выполнение творческой композиции с применением аппликации и верхошвов.

Технический рисунок творческой композиции. Зарисовки швов.

Последовательность выполнения композиции.

Примерные образцы изделий: панно, салфетка, сумка.

Тема 6.

Организация выставки работ учащихся.

Просмотр работ, выполненных учащимися за год. отбор лучших работ на выставку. Оформление выставки.

Тема 7.

Итоговое занятие. Обсуждение итогов выставки.

 

 

9 класс

Тема 1.

Вводное занятие. Знакомство с программой. Демонстрация образцов изделий. Ткани, нитки, инструменты, приспособления, необходимые для работы. Правила техники безопасности труда.

Тема 2.

Экскурсия в Дом ремёсел.

Ознакомление учащихся с разделом народного декоративно-прикладного искусства.

Осмотр коллекции изделий, оформленных вышивкой.

Тема 3.

Выполнение тамбурной вышивки.

Технология выполнения тамбурного шва.

Ткани и нитки, применяемые для вышивания тамбурным швом, способы образования цепочки тамбурного шва.

Зарисовки тамбурного шва.

Создание композиции для тамбурной вышивки. Создание композиции полосы с орнаментом растительного характера, в основу которого положен волнистый стебель с отростками.

Освоение рабочих приёмов выполнения тамбурного шва: нанесение рисунка на ткань, выполнение тамбурного шва.

Тема 4.

Выполнение вышивки счётными швами.    
Народная вышивка, выполненная счётными швами. Счётные швы и их применение в оформлении изделий различного назначения. Орнаменты и цвет в народных вышивках счётными швами. Значение счётных швов для оформления современных изделий. Технология выполнения счётных швов: роспись, набор, прямая гладь. Отличительные особенности этих вышивок.

Работа над композицией. Разработка собственной композиции для счётных швов.

Выполнение изделия в материале по выбранному образцу. Примерные образцы изделий: закладки для книг, детские сумки, салфетки.

Тема 5.

Организация выставки работ учащихся. Просмотр работ выполненных, за год.

Отбор работ на выставку.

Оформление выставки.

Тема 6.

Итоговое занятие.

 

10 класс

Тема 1.

Ознакомление учащихся с программой. Общая характеристика учебного процесса. Ткани, материалы, инструменты, необходимые для практической работы учащихся.

Правила безопасности труда.

Демонстрация образцов, показ фотографий, иллюстраций из книг и альбомов.

Тема 2.

Экскурсия в Дом ремёсел.

Ознакомление учащихся с разделом народного декоративно-прикладного искусства, осмотр коллекции изделий, оформленных вышивкой.

Тема 3.

Выполнение вышивки «ришелье» с изготовлением изделия.

Вышивка «ришелье». Применение вышивки в оформлении костюма и предметов быта. Значение вышивки для оформления современных изделий различного назначения.

Зарисовки орнаментов с народных образцов. Зарисовки на кальку.

Способы нанесения рисунка на ткань: через копировальную бумагу, непосредственно карандашом, путём обшивки мелкими стежками контура рисунка.

Тема 4.

Выполнение вышивки гладью с изготовлением изделия.

Технология выполнения цветной глади.

Виды цветной глади. Ткани и нитки, применяемые для цветной глади в зависимости от назначения изделия. Приёмы выполнения цветной глади, их название и назначение.

Последовательность выполнения стеблей, цветов, листьев.

Освоение рабочих приёмов выполнения цветной глади. Нанесение рисунка на ткань, определение последовательности выполнения мотивов и направления стежков каждой формы. Выполнение плотной и редкой глади.

Примерные образцы: салфетки, настенные панно, сумки.

Тема 5.

Организация выставки работ учащихся.

Просмотр работ, выполненных учащимися за год. Отбор работ на выставку.

Оформление выставки.

Тема 6.

Итоговое занятие.

 

11 класс.

Тема 1.

Вводное занятие.

Ознакомление с программой. Демонстрация работ. Материалы, нитки, инструменты и приспособления, необходимые для работы. Правила безопасности труда.

Тема 2.

Выполнение строчевой вышивки.

Народная строчевая вышивка и её применение в оформлении современных изделий.

Значение строчевой вышивки в оформлении одежды и предметов обихода в XVIII XIX веках.

Зарисовки белилами несложного орнамента народной строчевой вышивки.

Технология выполнения белой строчки с простым рисунком: продержка сетки, обвивание сетки; нанесение рисунка на сетку с помощью настила, одинарной штопки.

Освоение рабочих предметов выполнения белой строчки. Выполнения изделия в материале.

Тема 3.

Выполнение вышивки «хардангер» с изготовлением изделия.

Технология выполнения вышивки.

Нитки и ткани, применяемые для вышивки.

Освоение рабочих предметов выполнения вышивки «хардангер».

Выполнение изделия в материале.

Тема 4.

Выполнение вышивки «крестом» с изготовлением изделия.

Технология выполнения вышивки «крест».

Виды вышивки: простой крест, болгаркий крестик, гобеленовый шов.

Нитки и ткани (канва), применяемые для вышивки.

Приемы выполнения.

Выполнение изделия в материале по выбранному образцу.

Тема 5.

Организация выставки.

Просмотр работ, выполненных учащимися за год, отбор лучших работ.

Оформление выставки.

Тема 6.

Итоговое занятие.

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

 

Вышивка крестом – М., «Внешсигма», 1999г.

Т.И.Ерёменко Иголка – волшебница, М., «Просвещение», 1988г.

Т.И.Ерёменко, Л.И.Лебедева Стежок за стежком, «Малыш», 1981г.

Л.И.Лебедева Красное – прекрасное, М., «Малыш», 1985г.

М.Максимова, М.Кузьмина Вышивка, ЗАО. «ЭКСМО», 1999г.

Н.Т.Климова Ручная и машинная вышивка», М., «Легкая индустрия», 1980г.

Курс женских рукоделий, М., АО «Толика», 1992г.

С.Попивщая Вышивка, М., «ОЛМА – ПРЕСС», 1999г.


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн