Муниципальное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа № 2
«Согласовано»
Педагогический совет №________
От «___» _____________200__г.
|
«Утверждаю»
Директор М0У Садовская СОШ № 2
_________________
|
Программа
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
(для учащихся1-11 классы)
Выполнила: Мандрыкина Е.А.
с. Садовое
2009 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
С каждым годом в нашей стране возрастает выпуск автомобилей и других транспортных средств. С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности движения на дорогах повышаются требования ко всем участникам дорожного движения (водителям, пешеходам, пассажирам и т.д.)
В условиях повышения интенсивности движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдаются несчастные случаи с детьми. Это происходит во многом потому, что или не знают правил безопасного поведении на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.
Отличительные особенности программы.
В Муниципальном общеобразовательном учреждении Садовская СОШ №2 создана комплексная система работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе и внешкольных учреждениях правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Необходимо воспитывать у детей неукоснительное выполнение на практике этих правил..
На изучение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах в каждом классе отводится 10 часов в год. К проведению занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. классный руководитель может привлекать инспекторов ГиБДД, водителей транспортных средств, целесообразно использовать помощь старшеклассников.
Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрестке, площади (с показом движения транспортных средств и пешеходов).
В процессе обучения и внеклассной работы проводятся экскурсии, КВНы, викторины, соревнования по безопасности движения велосипедистов т. Д., которые способствуют воспитанию у учащихся сознательного безопасного поведения на улицах и дорогах и неукоснительного выполнения правил дорожного движения.
Программа создана с учетом особенностей подросткового и юношеского возраста; нормативных документов, регламентирующих, деятельность детских объединений в учреждении МОУ детей и адаптирована к условиям МОУ гимназии №2 «Квантор». Способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.
В рамках программы разработаны мероприятия по методической работе с классными руководителями, учителями – предметниками по подготовке и проведению занятий по правилам дорожного движения. На уроках математики предлагаются учителям методические разработки для решения задач на основе статистики дорожно-транспортных происшествий. Сочинения на тему безопасного движения включаются в систему работы учителей русского языка и литературы. Конкурсы рисунков, плакатов проводятся в рамках уроков изобразительного искусства. Особое внимание изучению правил дорожного движения уделяется учителями начальных классов, благодаря им закладываются основы формирования культуры поведения на дорогах проводится совместно ГИБДД и родителями.
Вместе с родителями готовятся сценарии мероприятий, классные часы по теме, родители помогают проводить занятия школьного кружка Юных инспекторов дорожного движения, изготавливать наглядные пособия. Совместно с родителями ученики начальных классов разрабатывают безопасные маршруты «дом-школа-дом». «Уголок безопасности» - один из простых и доступных способов приобщения школьников к навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. На схемах безопасных маршрутов движения пешеходов стрелками показаны безопасные пути к школе, обозначены опасные места для движения пешеходов.
Внеклассная работа строится через кружок ЮИД «Маячок». Ребята из кружка не только обучаются сами. Они передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, выступают с представлениями , защищают честь школы на районных мероприятиях, работают с учащимися начальной школы, Садовским детским садом, участвуют в проведении школьной Недели безопасного движения, выступают с концертной программой.
Работа кружка направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Таки образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Цель: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
- относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
- владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
- владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи:
- предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
- выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
- формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
- воспитание грамотных участников дорожного движения,
- формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Ожидаемый результат:
- повышение правовой культуры участников дорожного движения
- предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма
Ожидаемые трудности:
- недостаточное финансирование школы;
- непонимание проблемы со стороны родителей;
- не желание учеников принимать участие в профилактических мероприятиях.
Направление деятельности:
- тематические классные часы;
- лекции, познавательные игры;
- конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;
- совместная работа с учреждениями здравоохранения и ГИБДД;
- обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.
- Положение об отряде юных инспекторов движения.
- Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – ь2012 годах».
- Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок групп детей автомобильным транспортом.
Научно – методическое обеспечение:
- Государственный образовательный стандарт.
- Учебный план и учебные программы школы.
- Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
- Учебники по ОБЖ.
- Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
- Управленческая деятельность по информационному обеспечению.
Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
- Информирование участников образовательного процесса о федеральных и региональных документах.
- Создание банка данных – разработка уроков, лекций и бесед для родителей, бесед для учащихся, внеклассных мероприятий
- Сбор текущей информации о результатах тестов, олимпиад, посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
- Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения.
- Функционирование методических семинаров.
- Работа школьных методических объединений.
- Проведение родительского всеобуча по проблеме.
- Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- самостоятельности в принятии правильных решений;
- убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения.
- здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
|