3) Изучение нового материала: обсуждение основных понятий
«психическое развитие», «ведущая деятельность», знакомство с
теорией деятельности А.Н.Леонтьева.
4) Закрепление нового материала: заполнение таблицы «Ведущая
деятельность».
5) Прием «Кластеры». Обсуждение результатов.
6) Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационная часть урока:
- приветствие студентов;
- проверка оснащённости рабочих мест;
- сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
Повторение темы «Факторы психического развития». Анализ психологических ситуаций по теме.
3. Изучение нового материала.
- На прошлом уроке, рассматривая факторы психического развития, мы затронули проблему определения условий, способствующих этому развитию. Вспомним, что такое «психическое развитие». Кто из отечественных психологов занимался изучением данной проблемы? (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, В.В. Гальперин).
- Сегодня мы рассмотрим основное условие психического развития ребенка – ведущую деятельность.
Я просила Вас узнать значение этого термина в Википедии.
(Смирнова дает справку о ведущей деятельности)
Ведущая деятельность — теоретический конструкт, обозначающийдеятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).
Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.
Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.
- Какие виды деятельности Вы знаете? (игра, учеба, труд).
В каждом возрасте выделяется один ведущий вид деятельности, который определяет развитие человека. Давайте сейчас разделимся на 6 групп, каждая из которых будет обсуждать основные виды деятельности в каждом возрасте, помогут Вам в работе детские рисунки и детские воспоминания, впечатления.
1 группа – «младенцы»- 0-1 год 4 группа – «младшие школьники»-7-10
2 группа – «малыши» - 1-3 года 5 группа – «подростки»- 11-15 лет
3 группа – «дошкольники»- 3- 7 лет 6 группа – «старшеклассники» -15-17
Дается 10 мин на обсуждение каждой группе. Подводятся итоги.
4. Закрепление нового материала: заполнение таблицы «Ведущая деятельность». (Презентация)
Выделяют следующие ведущие деятельности:
1. Непосредственное общение младенца со взрослыми;
2. Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
3. Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
4. Учебная деятельностьшкольников;
5. Профессионально-учебная деятельность юности.
Пояснения преподавателя.
1. Эмоционально-непосредственное общение — общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.
2. Предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми.
3. Сюжетно-ролевая игра — сочетание игровой деятельности с общением,
имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет.
4. Учебно-познавательная деятельность — сочетание учебной деятельности и межличностного общения, определяющее познавательное развитие. Доминирует в младшем школьном возрасте в пределах от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.
5. Профессионально-личностное общение — сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати до четырнадцати-пятнадцати лет.
6. Морально-личностное общение — общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте.
Прием «Кластеры». Обсуждение результатов.
Для эффективного запоминания учебного материала по данной теме, используем прием «Кластеры». Вспомните все термины, понятия, о которых шла речь на уроке и нарисуйте гроздья-кластеры к нашей теме.
6.Подведение итогов урока:
Подведение итогов и формулирование выводов:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
- Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?
Заключительное слово педагога:
Сегодня мы рассмотрели важные проблемы возрастной психологии, расширили свой словарный запас новыми понятиями и научились их анализировать и классифицировать.