Золотая Орда – государство монголов, созданное в XIII веке ханом
Батыем после похода на Русь.
Государство – организация общества в какой либо стране. В государстве
должны быть правительство, законы, армия.
III.Постановка проблемы:
- Вы повторили 2 раздел: «Времена Древней Руси».
- А сейчас познакомимся с новым этапом в истории Руси.
- Но сначала, расшифруете древнюю летопись.
(один ученик читает)
«О, светло светлая и красиво украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…»
- О чём идёт речь?
Ученики: Речь идёт о временах раздробленности Руси, о междоусобицах.
«А другая беда – из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла...»
- Что это за беда?
Ученики: Нашествие монголо-татар.
«Создали захватчики своё государство, а русских людей принудили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!»
- О чём главная мысль этой летописи?
На доске вывешиваю запись: « ВXIIIвеке Русь попала под власть Золотой Орды»
- Но в этой летописи есть продолжение:
«И лишь 200 лет спустя, наконец - то всё переменилось на Руси! Прогнали черных воронов, снова Русь светом засияла!»
- О чём оно?
На доске вывешиваю запись:« ВXIII веке Русь освободилась от власти Золотой Орды »
- Посмотрите на доску, какое вы заметили противоречие?
Ученики: В XIII веке не смогли защититься от врагов, а через 200 лет смогли освободиться.
-Какой возникает вопрос?
Ученики: Чем объяснить, что вXIII веке русские князья были вынуждены подчиняться ханам Золотой Орды, а спустя 2 века смогли освободиться?
- Сформулируем основной вопрос (проблему) урока:
На доске появляется запись:«Почему Русь смогла стать свободной и независимой»?!
IV.Версии детей. Актуализация знаний.
- Вспомните, что представляла собой Русь в IX-XI веках?
Ученики: Было единое государство, со столицей Киев.
(Прикрепляю 1значок единого государства со столицей Киев)
IXв.,Xв.,XIв.
- Государство было сильным?
Ученики: Да, оно успешно защищалось от половцев, европейских рыцарей и других врагов.
-Что случилось с государством в серединеXII века?
Ученики: Наступил период раздробленности.
(Прикрепляю 2 значок раздробленной Руси)
XIIв.,XIIIв
-А к чему это привело в серединеXIII века?
Ученики: Нашествие Батыя. Русь попала под власть Золотой Орды.
- Что должно произойти с Русью, чтобы она смогла избавиться от власти Орды?
Ученики: Необходимо объединить Русь.
- Сформулируйте тему урока. ( ученики предлагают свои варианты)
- Откройте учебник с. 48. И прочитайте название темы.
Ученики читают: «От Древней Руси к единой России».
Открываю на доскетему:«От Древней Руси к единой России».
V.Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа в группах.
- Займёмся решением основной проблемы урока, прочитайте первый абзац раздела «Собирание Руси» вслух.
(ученики читают)
- А почему надо было силой и жестокостью объединять княжества?
Ученики: Не все ещё поняли, что это необходимо, хотели справиться каждый сам.
- Да, нелегко было это сделать. Нам сейчас предстоит выяснить, благодаря каким людям совершилось объединение Руси.
- Работаем в группах, (ученики рассаживаются в 4 группы) заполняем таблицу.
- Каждая группа получает задание, читает текст учебника, обсуждает и выбирает из предложенных вариантов правильный.
Освобождение Руси.
Личности
Деятельность
Андрей Рублёв
Сергий Радонежский
Дмитрий Иванович, князь Московский
Иван III, правнук Дмитрия Донского
- Проверяем, 1 группу. Что сделал Андрей Рублёв для великого дела – объединения Руси?
(ученики 1 гр. заполняют таблицу)
- Одному представителю из каждой группы было дано домашнее задание, используя дополнительную литературу, более подробно познакомиться с деятельностью великих людей того времени. И они будут у нас играть роль экспертов и дополнять ответы каждой группы интересными небольшими сообщениями.
- Пожалуйста, представитель 2 группы, ты согласен с ответом 1 группы? Дополни их ответ, прочтя дополнительное сообщение об Андрее Рублёве.
(Чтение всех сообщений сопровождается показом презентации №2)
«Андрей Рублёв – великий русский художник. Родился в 1360 году и прожил 70 лет. Расписывал Благовещенский собор в Кремле, Успенский собор во Владимире и другие храмы. Иконы Рублёва поражают своей мягкостью и человечностью. Самое знаменитое произведение Рублёва – икона «Троица». Праведному старцу явились три ангела в облике прекрасных юношей. Ангелы были олицетворением троицы: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. В этой картине воплощены идеи мира, человеколюбия и единения. Ангелы, склонив головы друг к другу, вели тихую беседу.
Люди, любуясь этой иконой, понимали, что надо действовать сообща, пора объединяться». (слайды №1,2)
- 2 группа заполните свою часть таблицы о Сергии Радонежском.
- А дополнит ответ ученик из 1 группы.
«Сергий Радонежский – один из самых почитаемых служителей православной церкви. Родился под Ростовым в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Основал множество церквей и монастырей.
Принимал деятельное участие в Куликовской битве. Он не только напутствовал Дмитрия Донского его армию на бой, но и отправил с ним двух лучших монахов своего монастыря Пересвета и Ослябю.
Именно с поединка Пересвета и татарского богатыря Челубея началась Куликовская битва. Оба поразили друг друга насмерть с первого удара копьями. Челубей сразу упал с коня, а мёртвого Пересвета конь понёс в бой». ( слайды №3,4)
-Третья группа заполните сведения о Дмитрия Донском, а 4 группа дополнит.
«Князь Дмитрий знал, что русские княжества должны объединить свои силы. И он разослал по всей Русской земле скорых гонцов. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси, около 150 тысяч человек!Сражение состоялось 8 сентября 1380 года на Куликовом поле близ устья Дона и Непрядвы.Сразу после поединка Пересвета и Челубея русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались как солома, молниями сверкали на солнце мячи.Теснили монголы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк, из засады вышли отборные русские дружины. Отступавшая конница Золотой орды, опрокинула и растоптала собственную пехоту. Многие славные русские войны полегли тогда на Куликовом поле, по данным историков, около 20 тысяч. Всё огромное поле пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны. Хоронили погибших 7 дней. Но войско Дмитрия Донского совершило великое дело - разгромили сильного врага. С Куликова поля возвращалось уже единое войско под руководством московского князя!» (слайды №5,6,7,8)
- Давайте откроем следующий значок под лентой времени. Как вы думаете, что там может быть?
Ученики: Московское княжество, а вокруг другие княжества. (Прикрепляю 3 значок)XIVв.,XVв.
4 группа, чем известен в истории Великий князь Иван Ш? Дополняет 3 группа.
«ИванIIIбыл правнуком Дмитрия Донского. ИванIIIстал именовать себя государем всея Руси. Его великие указы скреплялись печатью. На одной её стороне был изображён герб России – двуглавый орёл, а на другой всадник, поражающий копьём змея. Он объединил под властью Москвы русские земли, отказался платить дань монгольскому хану и избавил Русь от Золотой Орды».(слайды №9,10,11)
Освобождение Руси.
Личности
Деятельность
Андрей Рублёв
Написал икону «Троица», которая
Послужила призывом к объединению Руси.
Сергий Радонежский
Основал Троицкий монастырь, призывал прекратить распри между людьми. Благословил Московского князя на битву с Ордой.
Дмитрий Иванович, князь московский
Создал единое русское войско, с которым одержал победу в Куликовской битве в 1380 году.
Иван III, правнук Дмитрия Донского
Объединил Русские земли. Отказался платить дань хану. Первый правитель Московского государства.
- Да, в объединении Руси вокруг Москвы участвовало много людей. Это князья и простые воины, монахи и художники. Предположите, что за рисунок скрывается за последним листом?
(Открываю последний 4 значок единого Московского государства)
XVIв.,XVIIв.
VIВыражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Почему Русь смогла стать свободной и независимой?
- Русь стала свободной? (стала)
- Почему вы так считаете?
Ученики: Русь стала свободной и независимой, потому что она смогла объединиться вокруг Москвы, в результате, Золотую Орду прогнали. И в этом участвовала вся Русь: воины и художники, князья и монахи.
VIIИтог урока.
- Что на уроке вам показалось самым интересным?
(Аргументация и выставление оценок).
Домашнее задание: 1) Обязательное: выполнить задания в тетрадях по истории с.19-20.
2) Творческое (по желанию): описать битву на Куликовом поле от имени русского воина или воина Золотой Орды.