Новым «пунктом» в карте эксперт-маршрута жюри конкурса «Школа года – 2010» 19 и 21 октября стали образовательные учреждения Старооскольского, Яковлевского и Ивнянского районов
«Формирование конкурентоспособной образовательной среды сельской базовой школы как условие повышения качества образования» - над такой педагогической проблемой работает коллектив МОУ «Озёрская СОШ» Старооскольского района. «При определении стратегической цели программы развития, мы исходили из имеющихся условий и ориентировались на достижение нового качества образования, адекватного современным запросам личности, общества и государства», акцентировал в выступлении директор образовательного учреждения Владислав Александрович Васильков. Ответ на ключевой вопрос «Какой быть школе завтра?» педагоги нашли в одном из главных документов, определяющих содержание образования, - в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Стандарт в своей триединой части, а это требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения, помог наметить основные направления развития Озерской школы. Следует особо подчеркнуть, что МОУ «Озёрская СОШ» - единственная сельская школа Старооскольского городского округа, приступившая к внедрению стандарта второго поколения уже в этом году.
В ходе экскурсии по школе члены жюри смогли познакомиться с особенностями организации учебного процесса и воспитательной системы, с работой объединений дополнительного образования. В частности, десятиклассники обучаются по программе информационно-технологического профиля, изучая математику и информатику на профильном уровне. Одновременно с этим они овладевают двумя профессиями: водителя категории В и тракториста категории С. Одиннадцатиклассники в рамках индивидуальных учебных планов обучаются по программам информационно-технологического и социально-гуманитарного профилей. В школе работают 14 объединений дополнительного образования разной направленности: спортивные, эколого-биологические, краеведческие, художественно-эстетические. «Конкурентоспособная школа сегодня – это педагоги, которые готовы к изменению учебно-пространственной среды», считают учителя Озёрской школы. Они не только умеют ценить достигнутый уровень, но и стремятся к дальнейшему развитию, при этом сохраняя дух школы. «Восьмое чудо света» - так называют своё образовательное учреждение и педагоги, и школьники. А свои самые необыкновенные, чудесные, открытия и новации участники конкурса предъявили в яркой, самобытной презентации - «визитной карточке».
«Старый Оскол, Королёва, тридцать четвёртая школа. Школа, любимая нами, - свет и источник знаний. Прославим учёбой, делами школу свою на века мы!». Это строки из гимна следующего конкурсанта – МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол. Школа учит, одухотворяет, вкладывает смысл в каждую развивающуюся жизнь, озаряет её светом. Потому в этом образовательном учреждении педагоги создают образовательное пространство для поиска, творчества и успешной самореализации учащихся. Сегодня здесь обучаются 1079 ребят, сформирован 41 класс-комплект, трудятся 82 педагогических работника. Единая цель, над достижением которой трудится весь коллектив, сегодня особенно актуальна: создание интегративной образовательной среды, направленной на последовательное и системное развитие исследовательской деятельности педагогов и обучающихся средствами эффективных современных технологий.
На основе положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» были определены ключевые направления деятельности: развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, повышение профессионализма педагогов на основе современных технологий обучения и принципа непрерывного образования; информатизация образовательного процесса; совершенствование воспитательной системы, обеспечение школьников дополнительными образовательными услугами; развитие инфраструктуры школы. Так, в СОШ № 34 введено профильное обучение по физико-математическому, филологическому, информационно-технологическому и социально-экономическому направлениям; осуществляется углубленное изучение физики, математики, ИКТ, русского и английского языков, экономики на 1 и 2 ступенях обучения; расширена система дополнительного образования через проектную деятельность, занятия в кружках и секциях (эколого-биологическая, историко-краеведческая, физико-математическая секции; клуб «Гардемарин», военно-спортивный кружок «Патриот», детская ассоциация «Единство» и другие).
«Учитель XXIвека – это человек, совершенствующий своё мастерство на основе информационно-коммуникационных технологий», - считает директор МОУ «СОШ № 34 с УИОП» Владимир Петрович Телицын. А ведущим фактором в специальной подготовке педагогов к осуществлению исследовательской деятельности является система непрерывного повышения квалификации на основе использования деятельностных методов с выходом на конкретный практический результат. К слову, в 2010 году школе присвоен статус муниципальной экспериментальной и инновационной площадки Старооскольского института усовершенствования учителей. СОШ № 34 стала базовой для учреждений школьного округа № 8. Особая гордость школы – её обучающиеся - члены физико-математической секции научного общества, занимающиеся в лаборатории техники физического эксперимента. Уникальное оборудование позволяет осуществлять работу над исследовательскими проектами в различных областях физики. Результат – ежегодные победы школьников на различных этапах Всероссийской олимпиады по физике, высокие показатели на ЕГЭ и ГИА, поступление в престижные российские вузы – МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана на бюджетной основе. О своих дальнейших планах и желаемых перспективах коллектив школы рассказал в «визитной карточке».
Новый день – и новое знакомство с другими участниками конкурса.
«Томаровская средняя общеобразовательная школа № 1 Яковлевского района» образована в 1935 году. У неё своя история, свой путь развития. В 2008 году после капитального ремонта она обрела новый облик – современный, яркий. Обновление материально-технической базы потребовало от всех участников учебного процесса повышения личной профессиональной планки. Об эффектах такой модернизации во время экскурсии по школе и своего выступления рассказал директор школы С.Я. Истомина. «В рамках сетевого взаимодействия учителя школы, представляя актуальный педагогический опыт, проводят мастер-классы, интегрированные уроки, апробируют учебные практики, - рассказала Светлана Яковлевна. – На школьном сайте начал работу методический сервис, где размещены планы работы Межшкольного научно-методического совета, межшкольных методических объединений, новости, достижения и результаты».
Сегодня школа объединяет 520 обучающихся, 22 класса-комплекта, 47 педагогических работников. С 1 сентября 2007 года школа получила статус базовой (опорной) и включилась в программу сетевого взаимодействия с другими школами образовательного округа. «Создание единого методического сервиса школ сети для повышения уровня профессионализма педагогов школьного округа, содействие установлению равного доступа к полноценному образованию учащихся школ сети на всех ступенях обучения; создание необходимых и достаточных условий для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся школ сети»: реализация всех этих направлений – главная миссия Томаровской СОШ № 1. Активное участие педагогов в инновационно-экспериментальной работе, творческий подход к организации и проведению занятий (в том числе в рамках элективных курсов), незаурядное оформление классных кабинетов и рекреаций,– всё это убедительно свидетельствует о заинтересованности учителей в обновлении школьного дела. «Мы – дети Солнца! Мы дарим тепло и свет!» - так дети говорят о себе и о своей школе. А высокий уровень их участия и побед в олимпиадах, конкурсах, смотрах различного вида также подтверждает стремление педагогов дарить тепло и свет своим ученикам, помогать развиться талантам.
«Меняется мир непрерывно, неспешно. Меняется всё – от концепций до слов. И тот лишь сумеет остаться успешным, кто сам вместе с миром меняться готов» - с таким оптимистичным девизом работает коллектив Верхопенской средней общеобразовательной школы им. М.Р. Абросимова Ивнянского района, руководит которым директор Татьяна Дмитриевна Билецкая.
Инновационная деятельность в освоении образовательного пространства здесь строится на основе интеграции различных форм социального партнерства. Что особенно актуально в условиях сельского социума. Сеть клубов, кружки и студии по интересам, тематические объединения, созданные на площадке учебного заведения, позволяют вовлечь практически каждого школьника в многообразную творческую деятельность, обеспечить всестороннее развитие ребят. Новым шагом в развитии духовно-нравственного воспитания учащихся стало создание на территории сельского округа духовно-просветительского центра. В состав Центра вошли средняя общеобразовательная школа села Верхопенье, ДОУ «Родничок», библиотека, филиал Ивнянской школы искусств, Дом культуры, Успенский храм. Потому результатом такого комплексного взаимодействия стали совместные праздники учащихся и их родителей «День матери», «Моя родословная», «Страницы семейного альбома» и другие. Побывали верхопенские школьники с акцией милосердия в Прохоровском детском доме у мальчиков-кадетов, в Ивнянском детском доме – с акцией «Пасхальная радость», которую проводили совместно с настоятелем Успенского храма отцом Сергием и учителями школы искусств. Результативность духовно-нравственного воспитания не оценишь баллами. Оценку со временем даст сама жизнь…
А сегодня в образовательном учреждении успешно реализуется модель методической работы в условиях школьного округа, внедряется программа «Мониторинга качества образования», профильное обучение ведётся на основе индивидуальных учебных планов при сотрудничестве с БГСХА, в ресурсном центре старшеклассники получают образование по профессиям «Водитель ТС» и «Тракторист с/х». «Перед нами стоит важная задача по организации совместной деятельности с различными учреждениями на принципах социального партнерства, что, в итоге, позволит максимально развить способности каждого ребенка» - убеждена Татьяна Дмитриевна.
А в том, что учащиеся Верхопенской школы умны, способны преодолевать новые высоты, энергичны, талантливы, члены жюри смогли убедиться, познакомившись с «визитной карточкой» учреждения-конкурсанта.
Подводя небольшой итог знакомства с названными участниками конкурса «Школа года – 2010», замечу: каждый из директоров представил своё уникальное образовательное учреждение, и в этой уникальности, как в зеркале, отразился дух, которым живёт учительское сообщество и который поддерживается слаженным коллективом. А если конкурсанты готовы состязаться в этом непростом «марафоне», значит, доверяют управленческому опыту своего руководителя и его профессионализму.
Тамара Проскурина, БелРИПКППС
|