Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Такие формуы работы использую на уроках: математики, окружающего мира, русского языка. Мои ученики имеют возможность проверить свои знания при помощи тестов и в тоже время подготовиться к итоговому опросу.
В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Учащиеся моего класса с удовольствием составляют тесты, по выше, указанным предметам, набирают их в программе Power Poin, с использованием анимации. Этот способ контроля знаний имеет свои недостатки, но возможность за короткое время оценить многих и сделать это достаточно объективно обеспечивает этой технологии широкую популярность.
Информационные и коммуникационные технологий (ИКТ) на уроках в начальной школе:
- презентации в Power Point;
- Paint
- тесты;
- интернет ресурсы;
- электронные учебники.
Быстрое развитие информационных технологий определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Например, широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Но составление презентации требует большой подготовки учителя по подбору материала, продумывания структуры презентации, выбора оформления и т.д. Презентации получили своё широкое распространение не только на уроках, любое мероприятие не обходиться без такого оформления
Наиболее эффективной технологией, на мой взгляд, является использование на уроках электронных учебников, но сегодня довольно ограниченный круг учителей использует эту технологию.
Использование ЦОР позволяет:
1. улучшить эффективность и качество образования;
2. ориентироваться на современные цели обучения
3. повысить мотивацию учащихся к обучению;
4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
5. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися
6. реализовать индивидуальный подход;
7. усилить самостоятельность школьников;
8. изменить характера взаимодействия учителя и ученика;
9. повысить качество наглядности;
10.облегчить труд учителя.
Использование ЦОР позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места в лаборантских помещениях. Кроме того, занятие можно проводить не только в специально оборудованном классе, но и в любом другом помещении, в котором можно развернуть экран и видеопроекционное оборудование с компьютером (ноутбуком).
При использовании мультимедийных материалов на CD-дисках мы опираемся на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализация. Кроме того, входящие в состав электронных учебных пособий интерактивные контрольные тесты и тренажеры с системой реакций на неправильный ответ (подсказки, наводящие вопросы, гиперссылки на справочную часть пособий, индивидуальные рекомендации) позволяют анализировать уровень освоения различных тем и школьных курсов в целом.
Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:
- излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
- находить основные и дополнительные материалы для уроков или дополнительных занятий;
- организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников;
- заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.
Электронные учебные пособия помогают ученикам:
- развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
- осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
- самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
- приобрести навыки работы с компьютером;
Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование ЦОР на уроках в начальной школе исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения школьных предметов. Использование ЦОР в учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.
Формы работы с ЦОР:
- фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Задания можно использовать на уроке в обычном классе при наличии компьютера и проектора для проведения фронтального опроса, когда ученики поочередно выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране. Было отмечено, что при использовании такой формы тренинга все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремились попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры. Также было отмечено необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращался в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета.
Дети очень активно пользуются интернет ресурсами для подготовки к различным урокам и мероприятиям. Таким образом, уже невозможно представить современный урок без использования ЦОР.
|