Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Урок окружающего мира в 3а классе. Программа «Школа 2100»
Тема: Природные разрушители
(из серии уроков «Следствие ведут знатоки»)
Цель: изучение различных живых организмов, экологическое воспитание.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с особенностями грибов и их ролью в природе.
2. Развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, умение работать в коллективе, речь, воображение.
3. Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Оборудование: видеопроектор, демонстрационный материал для практической работы, таблицы «Грибы», учебник, карточки для контроля за знаниями, выставка литературы, карточки с новыми понятиями.
Ход урока.
I.Постановка учебной цели.
- Мы заканчиваем большой раздел учебника «Живые участники круговорота веществ». Сегодня на уроке нам предстоит выяснить еще один важный момент из жизни обитателей природы.
- В нашем разговоре участие принимают исследователи природы: экологи, биологи, работники виртуального музея природы, диетологи.
- Кроме этого, с удовольствием представляю гостей и помощников – участников экологического кружка нашей школы.
II. Актуализация знаний.
- Для того, чтобы определить тему нашего разговора, предлагаю выполнить практическую работу.(Третьеклассники делятся на три группы).
- Каждой группе представлен экспонат школьного музея природы(плесень на хлебе, трутовик, дрожжи). Вам необходимо:
1.Исследовать его внешний вид.
2.Определить, к какой группе живых веществ он относится и почему.
3.предположить, к какой из «профессий» живых существ в круговороте веществ он относится.
- Помогут юным исследователям экологи, ребята, которые занимаются в экологическом кружке.
(детям предлагаются карточки с подводящими вопросами и карточка ответ-заготовка)
Карточки с подводящими вопросами для экологов.
1.Вспомните, какими признаками обладают все живые организмы.
2.Какие «профессии» участников круговорота вы знаете?
3.По каким признакам различаются растения и животные?
Ответ-заготовка.
«Наша группа рассматривала ___________________________. Мы считаем, что данный экспонат относится к группе __________. Также можем предположить, что исследуемый объект является ________________.»
(Выслушиваются ответы детей.)
III. Постановка проблемы.
- Итак, в процессе практики, мы предположили, что все экспонаты не относятся к растениям, хотя бы потому, что они не зеленые. Также они не похожи на животных. Поэтому выделяем их в отдельную группу – грибы, которые скорее всего (по нашим предположениям) выполняют роль «мусорщиков» - разрушителей.
- Мы определили «горячую» тему урока: «Природные разрушители» (Тема открывается на доске).
IV. Работа над новой темой.
- А сейчас мы подробнее рассмотрим эту тему. Помогут нам подтвердить или опровергнуть наши мысли «ученые».
1. Из истории царства грибов. (Рассказывает ученик, которому было предложено исследовать материал в этой области).
Ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое – грибы. Все растения объединены в одну большую группу – царство растений. Животных объединили в царство животных. А куда отнести грибы? Долгое время не было известно, как грибы размножаются. Думали, что они появляются на свет от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже от нечистой силы.
Потом грибы все-таки отнесли к растениям. Но выяснилось, что в теле грибов много веществ, которых не бывает в растениях. Зато эти вещества имеются в теле животного.
В 19 веке один специалист по грибам предложил выделить их в особое, самостоятельное царство. Следовательно, грибы – это не растения и не животные. Грибы – это грибы!
Подберезовики, подосиновики, белый гриб, бледная поганка, трутовик, который разрушает деревья, плесень на продуктах – это грибы! Только среди них не все разрушители. А всего учеными насчитано 100 тысяч видов грибов.
2. Посещение виртуального музея природы. Выставочный зал «Грибы-двойники». (Ребята-экскурсоводы демонстрируют компьютерную презентацию и рассказывают).
Бывали жуткие истории. В разные годы и в разных странах, поев грибов, в мучениях умирали то император, то король. Вы догадались, что это были ядовитые грибы.
Поэтому, собирая грибы, нельзя быть беспечным. Надо помнить важное правило: нельзя собирать грибы, которые не знаешь!
Например, никому в голову не придет употреблять в пищу мухомор. Другое дело грибы-двойники.
Вы видите боровик и желчный гриб. У белого гриба шляпка снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде сеточки, когда этот гриб срежешь, мякоть останется белой.
А у желчного – шляпка снизу розовая и мякоть на срезе розовая. В желчном грибе нет яда, но он очень горький.
В конце лета появляются опята. У настоящих опят пластинки желтовато-белые, с темными пятнышками, а мякоть белая, с хорошим грибным ароматом.
А это двойник ложноопенок. У этого гриба кирпично-красная шляпка, а пластинки серые или черные. Это ядовитые грибы!
Это шампиньон. У него пластинки розовые или фиолетовые.
А это его двойник – бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов! Отличить этот гриб можно по надежным признакам: пластинки чисто белые, на ножке разорванный мешочек. Сверху шляпка бледной поганки зеленоватая.
Итак, отправляясь за грибами, будь внимателен, бери только известные тебе грибы!
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы над новым материалом.
4.Выступление экологов. Знакомство со строением гриба.
Мы познакомим вас со строением гриба. Откройте учебник на с.120, найдите нижнюю иллюстрацию. Сколько грибов вы видите? Если вы увидели три гриба, то ошиблись: здесь нарисован всего один организм. Но он образовал сразу три плодовых тела.
Вы видите белые нити – это грибница. Подземная часть гриба.
Плодовое тело – это часть гриба, состоящая из шляпки и ножки. В нем созревают споры. Грибы размножаются спорами. Споры грибов малы и невесомы, они всегда присутствуют в воздухе. Стоит нам забыть остатки еды на несколько дней, на них из этих спор начинает развиваться плесень.
Плесень- это грибы, которые следят, чтобы ничто не пропадало зря, не залеживалось в виде мусора. Ведь грибы – «мусорщики». Представляете, сколько опавших листьев должны перерабатывать грибы каждый год, чтобы они не накапливались в лесу!
Одни из самых мелких грибов – дрожжи. Но они не образовывают нитей грибницы.
На рисунках с.121 учебника вы видите разрушителей:
-спорынья поселяется в зернах злаков;
-эмпуза поражает живых насекомых;
-трутовик вы рассматривали, он проникает в повреждения ствола дерева;
-дрожжи выглядят так, если на них посмотреть в микроскоп.
А еще мы хотим рассказать о мухоморе. Часто бывает так, что их пинают, топчут. Мало знают о мухоморе такие горе-грибники. Мухомор в лесу нужен всем. Да, он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, сороки, белки. Лоси проглатывают мухомор, в качестве лекарства.
Соснам и другим деревьям этот гриб помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Такое содружество гриба и дерева называют микоризой: под березой – подберезовик…Для опытных грибников, мухомор – сигнал о том, что скоро пойдут белые грибы.
Мы призываем вас с уважением относиться к мухомору и другим обитателям леса.
4.Выступление диетолога. Своими знаниями делится ученик, готовивший материал по этому вопросу.
Из грибов можно приготовить много разных блюд: жареных, вареных, икру. Грибы – ценная пища. Но мы должны знать, что грибы – это главные накопители вредных веществ, поэтому их нельзя собирать вблизи дорог, в черте города. Не забываем, собирая грибы, необходимо срезать ножку гриба ножом, а не вырывать вместе с корнем, нарушая грибницу.
Можно сделать вывод: если грибы накапливают в себе вредные вещества, значит, они – разрушители.
5.Коллективное составление памятки «Как собирать грибы».
VII. Подведение итогов.
1. Обобщение полученных знаний:
- Что нового вы узнали на уроке? (Грибы питаются как животные, но растут как растения. Грибы играют огромную роль в природе, разрушая мертвое вещество организмов и превращая его в минеральные вещества, нужные растениям. Грибы – ценная пища, но нужно помнить, что собирать нужно только съедобные грибы.)
2. Диагностика усвоения нового материала (проверочная работа): «да» +, «нет» -.
1) Грибы относятся к царству растений.
2) Грибы размножаются спорами.
3) грибы не являются разрушителями.
4) Собирая грибы, можно брать только известные съедобные грибы.
5) Мухомор – лекарство для лосей.
6) Дрожжи – это грибы.
7) Грибница – это шляпка гриба.
8) Нельзя вырывать гриб с корнем, потому что это нарушает грибницу.
3. Самооценка работы обучающихся. Анализ работы детей на уроке. Отметки.
VIII. Домашнее задание.
Для продолжения образования необходимо прочитать в учебнике материал на с.123-127. Для более любознательных всегда можно найти материал в энциклопедических книгах (демонстрация литературы из школьной библиотеки) и в Интернете.
|