Полякова Е.Г.
МОУ лицей «МОК №2»
E.G.Polyakova@mail.ru
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс, словом составлять алгоритмы. Они стали неотъемлемой составляющей деятельности людей в различных областях науки: физики, истории, математики и других, поэтому в этом году я выбрала темой самообразования «Развитие алгоритмического мышления». Результат деятельности человека любой области знаний зависит от того, насколько четко он осознает алгоритмическую сущность своих действий: что он делает, в какой последовательности и каков ожидаемый результат его действий. Следовательно, школьный курс информатики, развивающий алгоритмическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.
Первая цель курса информатики: выработать алгоритмическое мышление в качестве обязательного инструмента, применяемого при любом размышлении. Алгоритмическое мышление должно быть фоновым, незаметным и полезным, как умение читать. Основная цель обучения - создать условия для развития всех и каждого. Такой подход базируется на широком обучении, на желании самостоятельно познать новое, расширить свой кругозор.
Совокупность знаний, умений и навыков работы с алгоритмами формируется у подростков при изучении всех школьных дисциплин. Большая роль при этом отводится школьному курсу информатики, особенно при изучении таких тем как «Алгоритмы и исполнители», «Язык программирования», «Формализация и моделирование.
Работа по алгоритмам развивает интерес учащихся к процессу обучения, они стремятся заменить предложенный алгоритм более простым и обосновать целесообразность такой замены, что развивает их творческое и конструктивное мышление. Свободное творчество возможно только на базе осознанных алгоритмов.
Алгоритмическое мышление помогает формировать навыки:
· уметь планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;
· строить информационные структуры для описания объектов и средств;
· организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
· правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно принимать текстовое сообщение;
· своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области;
· формировать навыки анализа информации, умение структурировать ее;
· . критически оценивать результаты.
Необходимо особое внимание уделять алгоритмическому мышлению подрастающего поколения. Использование таких сред как «ЛогоМиры», «Robot», «Паркетчик», «Алгоритмика» развивает алгоритмическое мышление в естественной для этого обстановке. Умение разрабатывать стратегию решения задачи, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные способы решения, представлять алгоритм в формализованном виде на языке исполнителя позволяют судить об уровне развития алгоритмического мышления школьников, способствует более быстрому и сознательному овладению алгоритмическим языком в будущем.
Несомненно, алгоритмическое мышление составляет важную часть интеллектуальной деятельности человека с применением современных информационных технологий.
|