Данные об авторе
Автор(ы):
Искра Виктория Васильевна
Место работы, должность:
МСОУ,СКШИ 8 вида,воспитатель -учитель.
Регион:
Республика Хакасия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория:
Воспитатель
Цель урока:
Основной задачей обучения математики является - преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Краткое описание:
Учебно - тематическое планирование по математике 1 класс коррекционной школы,пояснительная записка,методы,приемы работы,задачи,материально - техническое обеспечение,промежуточная диагностика,формы учебного занятия,виды контроля.
Математика
Данная программа составлена на основе Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М. Просвещение, 1999.).
Математика - важный общеобразовательный предмет , который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательных способностей. Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются и коррегируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез.
Методы обучения математики:
Словесные, наглядные, практические: работа с учебником, упражнение, самостоятельная работа, экскурсия, наблюдение, демонстрация и т.д.
Приёмы работы
- дидактические игры;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- сравнение (один из важных приёмов обучения);
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Основной задачей обучения математики является - преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Таким образом, при обучении математики ставится триада задач :
I. Образовательные задачи:
За период обучения учащиеся должны овладеть –
1. Понятием о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел и его основных свойствах.
2. Простейшими измерительными навыками
а) уметь пользоваться измерительными инструментами;
б) часами;
в) линейкой;
г) треугольником.
3. Должны называть цифры. Выполнять различные действия с числами.
4. Различать цвета.
6. Уметь решать простые задачи.
7. Должны иметь представления о геометрических фигурах . Знать их свойства, уметь выполнять построение с помощью инструментов.
2. Воспитательные задачи:
1. Умение работать в коллективе.
2. Умение работать самостоятельно.
3. Умение учащихся слушать объяснения учителя и уметь сформулировать ответ на поставленный вопрос.
4. Воспитать любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие .
5. Формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
6. Воспитывать бережное отношение к учебным вещам, раздаточному материалу.
3. Развивающие задачи:
1. Развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словесно- логического (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
2. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
3. Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.
4. Развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.). Формирование навыков группировки и классификации.
5. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, по алгоритму.
6. Формирование умения планировать свою деятельность. Развитие комбинаторных способностей.
7. Развитие связной речи.
8. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря
Материально-техническое обеспечение (Учебники, методические пособия)
Учебники:
1. Хилько А.А. Математика: Учебник для 1 класса вспомогательной школы. – М.Просвещение, 1989.
Методические пособия :
Математика: Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.
- Карточки для индивидуальной работы;
- Контрольные работы;
- Опорные таблицы, папки;
- Веер цифр, таблицы, плакаты.
Промежуточная диагностика
По четвертям
Форма учебного занятия
- вводный урок
- урок формирования (сообщения) новых знаний
- обобщающий урок
- контрольный урок
- урок формирования и закрепления умений и навыков
- комбинированный урок
Виды контроля:
- индивидуальный
- фронтальный
- контрольная работа
- самостоятельная работа
- математический диктант
Учебно-тематическое планирование 1 класс.
Математика I четверть.
№
Тема и содержание
Кол-во часов
Виды работ
Дата
1 уровень
2 уровень
1
Свойства предметов, обладающих цветом.
1
2
Выделение предметов, обладающих определенной формой. Круг.
1
Дид. игра «Зачеркни все круги»
3
Выделение предметов, обладающих определенным размером.
1
4
Предметы, обладающие определенным назначением. Четырехугольник.
1
Дид. игра «Зачеркни все четырехугольники»
5
Сравнение предметов по размерам: большой, маленький, равные.
1
Дид. игра «Найди самый большой мяч»
6
Сравнение предметов: длинные, короче, равные.
1
7
Понятия шире, уже, одинаковые
1
8
Понятия выше, ниже, равные ростом.
1
Дид. игра «Найди и зачеркни самый маленький домик»
9
Понятия глубже, мельче.
1
10
Понятия толще, тоньше, одинаковые.
1
11
Сравнение предметов по массе (тяжелее, легче, такой же)
1
12
Сравнение групп предметов (много, немного, мало)
1
Дид. игра «Найди в какой тарелке меньше всего слив и зачеркни »
13
Понятия больше, меньше, столько же.
1
14
Изменение количества предметов. Уравнивание.
1
15
Сравнение количества жидких и сыпучих веществ (больше, меньше, равно).
1
16
Понятия много – один.
1
17
Положение предметов в пространстве (далеко, близко). Понятия вверху, внизу.
1
18
Понятия справа, слева.
1
Дид. игра «Найди все ёлочки, расположенные справа и раскрась их»
19
Пространственные понятия (рядом, около, там, здесь).
1
Дид. игра «Найди мяч, расположенный рядом (около, там, здесь) с мальчиком и закрась его»
20
Положение предметов в пространстве (на, в, внутри).
1
Дид. игра «Найди мяч, расположенный на (в, внутри) стуле и закрась его»
21
Положение предметов в пространстве (за, перед, над, под).
1
Дид. игра «Найди грибы, расположенные за (перед, над, под) кустом и закрась их»
22
Положение предметов в пространстве (напротив, между, в центре, дальше, ближе, рядом).
1
Дид. игра «Найди елочку, расположенную напротив (между, в центре, дальше, ближе, рядом) домика и закрась ее»
23
Сравнение положения предметов. Уравнивание.
1
24
Изменение количества предметов. Было много, стало мало.
1
25
Отношение порядка следования (крайний, первый, последний)
1
26
Порядок следования : перед, после, за, следом, следующий.
1
27
Временные представления: утро, день, вечер, ночь – сутки.
1
Дид. игра «Дорисуй недостающий предмет (утро, вечер)»
28
Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.
Контр. работа
1
Математика II четверть 1 класс .
1
Повторение изученного в 1 четверти.
1
2
Количество и счет. Число и цифра 1.
1
3
Один – много. Круг.
1
Дид. игра «Найди 1 ромашку и зачеркни её»
4
Число и цифра 2. Образование.
1
5
Соотношение количества предметов и числа.
1
Дид. игра «Соедини предмет и цифру»
6
Сравнение предметных множеств (больше, меньше, равно).
1
Письмо показов 2 строчки
7
Монеты: 1 копейка, 1 рубль, 2 рубля.
1
8
Простые арифметические задачи на сложение.
1
9
Простые арифметические задачи на вычитание.
1
10
Решение задач на сложение и вычитание.
1
Дид. игра «Нарисуй 1 елку и столько же грибов»
11
Составление, чтение и запись примеров на сложение и вычитание. Точка. Прямая.
1
Решить 4 примера
12
Сложение и вычитание в пределах 2. закрепление. Пара.
1
13
Образование числа 3.
1
14
Сравнение предметных множеств в пределе 3.
1
Дид. игра «Найди одинаковые воздушные шары и подпиши сколько их»
15
Числовой ряд 1-3. Сравнение чисел
1
Раскрась и назови из каких геометрических фигур предметы
16
Свойство числового ряда. Порядковые и количественные числительные.
1
17
Состав числа 3. Решение примеров на сложение и вычитание.
1
18
Знаки действий. Запись примеров на сложение и вычитание.
1
19
Закрепление вычитания в пределах 3.
1
20
Задачи на нахождение суммы
1
Математика III четверть 1 класс .
1
Повторение пройденного.
1
2
Число и цифра 4. Образование числа 4. Счет до 4.
1
3
Сравнение предметных множеств. Счет до 4 и обратно. Числовая лесенка 1-4.
1
4
Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4.
1
Дид. игра «Закрась 4 рыбки в аквариуме»
5
Состав числа 4. Порядковые и количественные числительные.
1
Дид. игра «Найди где птичек больше, а где меньше»
6
Сложение и вычитание в пределах 4. сравнение. Прямоугольник.
1
7
Решение примеров с неизвестным числом.
1
8
Сравнение чисел. Решение примеров. Проверочная работа.
1
Реши 4 примера
9
Число и цифра 5. Знакомство.
1
10
Сравнение предметных множеств. Счет до 5 и обратно.
1
11
Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел. Квадрат.
1
12
Состав числа 5. Решение примеров. Квадрат.
1
Дид. игра «Раскрась 5 котят»
13
Решение примеров на сложение и вычитание. Отрезок.
1
14
Проверочная работа.
1
15
Решение простых задач на нахождение суммы. Сантиметр.
1
16
Решение простых задач на нахождение остатка. Сантиметр.
1
Дид. игра «Найди где больше кругов и раскрась их»
17
Число и цифра 0.
1
18
Действия с 0. задачи на нахождение стоимости.
1
19
Число и цифра 6. Знакомство.
1
Дид. игра «Закрась все треугольники»
20-21
Числовой ряд 1-6. Сравнение предметных множеств.
2
22
Состав числа 6. Сложение в пределах 6.
1
Дид. игра «Дорисуй недостающие части предмета (2 предмета)»
23
Сложение и вычитание в пределах 6. Компоненты сложения.
1
24
Сравнение чисел. Решение примеров на сложение и вычитание.
1
Дид. игра «Дорисуй столько ёлок, какое число стоит (3,6)»
25
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
1
26
Проверочная работа.
1
27
Число и цифра 7. Знакомство.
1
28
Числовой ряд 1-7. Сравнение предметных множеств.
1
Реши 4 примера
29
Состав числа 7. Сложение в пределах 7.
1
30
Переместительный закон сложения.
1
31
Вычитание из 7. Компоненты при вычитании.
1
32
Сложение и вычитание в пределах 7.
1
Заштриховать флажки разными способами штриховки (3 шт.)
33
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
1
34
Проверочная работа.
1
35
Число и цифра 8. Образование.
1
36
Числовой ряд 1-8. Сравнение чисел в пределах 8.
1
37
Состав числа 8. способы образования числа 8. Сложение в пределах 8.
1
38
Вычитание в пределах 8.
Повторение пройденного.
1
Обведи по трафарету 8 ёжиков.
Математика IV четверть 1 класс .
1
Повторение пройденного.
1
2
Число и цифра 9. Знакомство.
1
3
Числовой ряд 1-9. Порядковые числительные
1
Дид. игра «Нарисуй столько кубиков, какое число я показала»
4
Дифференциация цифр 6-9. Упражнения на обозначение количества множеств.
1
5
Сравнение чисел в пределах 9. Геометрические тела.
1
6
Сложение в пределах 9. дополнение до 9. Геометрические тела.
1
7
Состав числа 9. Компоненты сложения.
1
Нарисуй 9 треугольников.
8
Сложение в пределах 9. Решение задач.
1
9
Проверочная работа.
1
10
Вычитание из 9. Компоненты при вычитании.
1
11
Задачи на нахождение остатка.
1
Дид. игра «Найди и зачеркни лишний предмет»
12
Составление и решение задач по названию действий.
1
13
Проверочная работа.
1
14
Число 10. Понятие 10 ед.- один десяток.
1
Нарисуй 10 кругов и раскрась их.
15
Числовой ряд 1-10. Порядковые и количественные числительные.
1
16
Сравнение чисел в пределах 10. Состав числа 10. Переместительные свойства сложения.
1
17
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
1
18
Геометрические фигуры.
1
Заштрихуй паруса кораблей.
19
Проверочная работа.
1
20
Нумерация чисел. Решение примеров всех видов.
1
Дид. игра «Найди все «живое» и раскрась»
21
Решение примеров и задач на сложение и вычитание.
1
22
Повторение геометрических фигур. Вычерчивание по образцу, инструкции.
1
Дид. игра «Найди «зашумленные» предметы (3 предметов)»
23
Решение простых задач на нахождение суммы, остатка.
1
24
Решение сложных примеров.
1
25
Подготовка к контрольной работе.
1
26
Контрольная работа.
1
Дид. игра «Помоги зверям найти свои домики»
27
Названия, обозначения, десятичный состав чисел 11-20.
1
28
Числовой ряд 11-20. Сравнение.
1
29
Сложение десятка и ед.
1
Реши 6 примеров
30
Повторение пройденного.
1
Поставь знаки больше, меньше, равно между числами