/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Зазымкина Е.В.
МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №15 городского округа город Воронеж
bukashka_5@mail.ru
Для каждого человека музыка является огромнейшим миром. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее.
Мой педагогический опыт подсказывает, что учитель должен находиться в непрерывном поиске разнообразных путей обновления основных положений программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью, которая насыщена компьютерами, DVD и mp3-плейерами, мобильными телефонами и т. д..
Музыка и информационные технологии - совместимы! В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологии стали всё чаще использоваться при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Учитель имеет возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся.
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
ИКТ могут использоваться как при проведении обычных уроков, так и в ходе комбинированных занятий. Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства, которые могут быть различного назначения. При разработке уроков с компьютерной поддержкой важным является знанием функциональных возможностей и условий применения каждого из вышесказанных компонентов.
Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В качестве основной цели использования ИКТ на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Не следует также забывать, что урок искусства должен иметь свою драматургию, кульминацию и, конечно, содержать художественно-педагогическую идею. Поэтому я считаю целесообразными следующие формы использования ИКТ на уроках музыки:
- презентации о жизни и творчестве композиторов , включающие в себя его портрет (по возможности разных авторов), о стилях и направлениях в музыке.
Такие презентации могут быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры урока. В конце такой презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.
Создавая или анализируя презентацию, обращаю внимание на текст, наглядность, цветовое и звуковое оформление, на единство дизайна слайдов. Необходимо помнить и о воздействии, которое оказывают различные цвета на человека.
· Интерес: синий, желтый, зеленый.
· Радость: красный, желтый.
· Утомление: коричневый.
Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Звуки и краски осени» включены произведения двух авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и репродукции картин русских художников.. Ребятам предлагается сравнить «Осень» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.
- демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др.
Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
На своих уроках использую следующие материалы:
Мировая художественная культура:
более 100 музыкальных фрагментов.
Шедевры музыки:
- лекции, рассказывающие об эпохах и музыкальных жанрах;
- биографические статьи о композиторах, музыкальных деятелях, исполнителях и дирижерах;
- образцы звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра;
- познавательная игра-тест;
- около 10 минут видеофрагментов оперных и балетных спектаклей.
Энциклопедия классической музыки:
- 5 часов классической музыки;
- 12 тематических экскурсий о музыкальной культуре различных стран; - видеофрагменты и анимация;
- викторины различной сложности;
-демонстрационные материалы:
Плакат-иллюстрация. Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения (можно на основе таких иллюстраций подготовить качественный видеоряд для демонстрации на уроке).
Плакат-схема. Такие и подобные им плакаты можно демонстрировать по ходу объяснения материала; можно распечатать и поместить на стенд «Сегодня на уроке» или раздать ученикам в качестве опорного конспекта.
- проектная деятельность учащихся. Дети представляют свои проекты на тему «Мой любимый исполнитель», «Оперетта», «Направления рок-музыки» и т. д.
- исполнение песен под караоке на уроках музыки.
Караоке (в переводе с японского – «пустой оркестр») в последнее время получило широкую популярность. Караоке способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра.
-MIDI-клавиатура. С её помощью использую следующие игровые моменты:
- Два рояля. Учитель предлагает слова из песни, поочерёдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поёт её под фонограмму.
- Музыкальный футбол. Одна команда задаёт вопрос песней, выбранной из перечня караоке (например ―С чего начинается Родина?),другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке (например ―Уголок России – отчий дом).
Под караоке надо понимать не только развлекательное устройство или стиль отдыха, но и принцип самодеятельного исполнения любимых песен и отдельные компьютерные программы.
В целом использование ИКТ помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень.
В перспективе я считаю возможным также использование интернет-ресурсов для выполнения учащимися домашних заданий, разработку и применение новых тестовых заданий с учётом технологий личностно-ориентированного обучения, а также выполнение учащимися творческих заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека.
На основе сказанного ставлю перед собой задачи:
- заинтересовать больше детей проектной деятельностью на уроках музыки.
- расширить фонотеку кабинета музыки.
- освоить новые компьютерные программы.
Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ в уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною и учащимися к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
В заключении хотелось бы отметить важность и нужность использования информационных технологий на уроках музыки, которые позволяют представлять текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию в полном объеме, сжатую во времени, эмоциональную по восприятию, активизирующую творческий потенциал ребенка, воспитывающий интерес к музыкальной культуре, формирующий духовный мир ребенка. /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
|