Мы живем на берегу малой реки Хабаровского края и часто ходим на рыбалку. Всегда ли вы домой возвращаетесь с уловом? Назовите причины своих неудач? ( Дети высказываются по данному вопросу и учитель, выслушав всех, подводит учащихся к теме урока).
Тема урока «Океан в движении».
3.Основное содержание урока и организация учебной деятельности учащихся.
А).Формирование знаний о ветровых волнах. Пользуясь видео- фрагментом(Мультимедиа учебник. География. Начальный курс» для уч-ся 6 класса. Тема «Мировой океан, движение Мирового Океана»), учащиеся знакомятся с элементами строения ветровой волны. При этом они сами могут объяснить, что называется гребнем, подошвой, высотой и длиной волны.
( Слайд 1)
Краткая беседа позволяет шестиклассникам сформулировать причины, влияющие на высоту ветровых волн. Работа в тетради - запись в виде схемы
Причина образования и высоты ветровой волны
Продолжительность времени действия ветра, величина водного пространства, сила ветра → ВЫСОТА ВОЛНЫ.
( Слайд 2,3)
Ветровые волны образуются под действием ветра. Высота ветровых волн зависит от силы ветра и от времени его действия, а также от величины водного пространства, над которым он дует. Поэтому волны в открытом океане могут быть выше, чем волны в море.
Б). Формирование знаний о цунами.
Сведения, сообщаемые в учебнике о цунами достаточны для того, чтобы ученики сравнили признака ветровых волн и цунами, объяснили, чем вызваны различия, указали главное - при цунами вся толща воды приходит в движение, в то время как под действием ветра перемещается лишь поверхностный слой океана.
*Что надо знать о цунами.
Большинство цунами вызывается землетрясениями. К опасным относятся пониженные участки вдоль берегов, заливах и гаванях с высотой менее 15 м над уровнем моря.
Цунами не единичная волна, а серия из нескольких волн. Следовательно, оставайтесь вдали от опасной зоны, пока не пройдут все волны; это может продолжаться несколько часов.
Размеры волн нельзя предсказать. В одном месте они могут быть небольшими, а где- нибудь в другом - гигантскими. Всякие цунами опасны.
Любое землетрясение, происшедшее в море у берега, может вызвать цунами. Если вы ощутили такое землетрясение, немедленно уходите от берега.
О приближении цунами может возвестить заметный подъём или спад уровня воды вдоль береговой линии. Такой сигнал всегда должен служить предостережением.
Никогда не спускайтесь к морю, чтобы поглазеть на цунами.
( Слайд 4,5)
В) Формирование знаний о приливах и отливах. В тексте учебника содержится описание полного суточного цикла приливов и отливов. ( Просмотр фрагмента мультимедиа учебника)
( Слайд 6,7)
4. Обобщение и закрепление материала.
Вопросы и задания для учащихся.
1.Что нового вы узнали на уроке?
2.Работа с картами атласа. Найдите на карте места, где происходят приливы и отливы, страны, страдающие от цунами.
5.Домашнее задание. Познакомиться с текстом учебника, приготовить мини-сообщение о мерах предосторожности и правилах поведения при прохождении цунами и после него.
На выбор - из художественной литературы, СМИ подобрать описание цунами, их последствия.