Вы не зарегистрированы

Авторизация



Знакомим детей с растениями и животными

Фото пользователя Юлия  Тычинина
Submitted by Юлия Тычинина on Fri, 29/10/2010 - 13:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ю. Тычинина, И. Афанасьева
Место работы, должность: 
И. Афанасьева, учитель-дефектолог, Ю. Тычинина, педагог-психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №56 «Гусельки»
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Краткое описание: 
Детство у детей с различными нарушениями – своё, особенное. У многих из них слабо развиты эмоции, речь, координация, моторика. В нашем детском саду вот уже несколько лет существуют группы для аутентичных детей, дошкольников с задержкой психического развития, невротическими расстройствами. С одной стороны мы должны знакомить ребят с окружающим миром, с другой – развивать, оздоравливать. Для комплексного решения всех этих задач мы разработали циклы занятий. Сначала мы работали только с детьми из групп коррекции, однако вскоре поняли, что лучше проводить подобные занятия совместно с ребятами из разных групп.

 

Детство у детей с различными нарушениями – своё, особенное. У многих из них слабо развиты эмоции, речь, координация, моторика. В нашем детском саду вот уже несколько лет существуют группы для аутентичных детей, дошкольников с задержкой психического развития, невротическими расстройствами. С одной стороны мы должны знакомить ребят с окружающим миром, с другой – развивать, оздоравливать. Для комплексного решения всех этих задач мы разработали циклы занятий. Сначала мы работали только с детьми из групп коррекции, однако вскоре поняли, что лучше проводить подобные занятия совместно с ребятами из разных групп.
 
ТЕМА «ЦВЕТЫ»
Предлагаемые этюды, упражнения направлены на коррекцию и профилактику эмоциональных расстройств. В то же время дети знакомятся с разнообразным миром растений, у них формируется чувство бережного отношения, любви к природе. В работе нам очень помогали родители, которые придумывали и изготавливали костюмы. Для детей с нарушениями различные театральные атрибуты особенно важны: они привлекательны, помогают войти в образ.
Костюмы детей: бутоны цветков (шапочки), ветра, солнца.
Этюд 1.
Педагог рассказывает детям историю о цветах, а они сопровождают её движениями и мимикой.
Тёплый луч упал на землю и согрел семечко спрятавшееся в почве. Ласковый луч помог появиться маленькому зелёному ростку, на котором со временем распустился прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает головку вслед за солнцем (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, поднять руки в стороны: цветок расцвёл, голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем). Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы расслаблены.
Этюд 2.
Дети приседают, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветков. Услышав слова «Раз, два, три, - выросли цветы!», медленно встают, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами: «К солнцу потянулись высоко, стало им приятно и тепло! Ветерок прилетел, стебельки покачал, влево качнулись, низко пригнулись. Ветерок, убегай! И цветы не ломай! Пусть они растут, цветут, детям радость несут!».
Этюд 3.
На счёт «раз-два» дети тянутся на носочках вверх, на счёт «три-четыре» ребёнок, изображающий ветер, пробегает между детьми. На счёт «пять-шесть» - наклоны в стороны попеременно, «семь-восемь» - убегает ветерок, «девять-десять» - дети имитируют цветы, двигая руками, улыбаются, плавно раскрывают пальцы, помахивают руками перед собой и плавно их опускают. Педагог комментирует движения: «Наши нежные цветки распускают лепестки, ветерок чуть дышит, лепестки колышит. Наши алые цветки закрывают лепестки, тихо засыпают, головой качают». Этюд сопровождается музыкой П. И. Чайковского «Времена года».
Этюд 4.
Материалы: увядшие садовые цветы, картина с изображением цветной полянки, запись П. И. Чайковского «Времена года».
На полу («на полянке») сидит грустный мальчик, перед которым лежат увядшие цветы. На полянку выбегает весёлый ребёнок, они знакомятся, общаются. Весёлый мальчик выясняет, что его новый друг грустит потому, что хотел подарить маме букет, но цветы быстро увяли. В результате и поляна без цветов стала некрасивой, и подарка не получилось. Дети обсуждают, как выйти из такого положения, можно ли рвать цветы для подарков, предлагают помочь мальчику: изготовить красивые бумажные цветы (после этого дошкольники делают аппликацию тюльпанов способом обрывания бумаги). Затем дети превращаются в цветы и показывают, как они росли на поляне, как распускались бутоны, закрывались лепестки. Воспитатель загадывает загадку: «Был тугим кулачком, а раскрылся – стал цветком» (бутон).
Игры-загадки.
Детям предлагается по описанию отгадать, о каком цветке идёт речь, например: «Все знакомы с нами: яркие, как пламя, мы однофамильцы с мелкими «гвоздями». Полюбуйтесь дикими, алыми …(гвоздиками)». Загадки и ответы могут быть показаны и в виде жестов.
 
ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ».
Цель – развивать мелкую моторику пальцев, координацию и регуляцию мышечного тонуса; учить образовывать притяжательные прилагательные и употреблять их в словосочетании существительное и прилагательное, согласованных в роде, числе и т.п. Знакомить с различными животными, воспитывать интерес к миру животных.
Материалы: «волшебный сундучок» (коробка), матерчатые (кожаные) части фигурок разных животных (медведя, крокодила, слона), которые скрепляются между собой при помощи пуговиц, шнуровки.
Достаём из «волшебного сундучка» части разных фигурок животных и предлагаем их детям. Задание: правильно подобрать и скрепить между собой фрагменты изображений, чтобы получился зверёк. Дефектолог следит за движениями пальцев, при необходимости помогает. Готовые фигурки дети размещают на фланелеграфе. Педагог просит назвать животное и ответить на вопросы о том, как можно назвать ту или иную часть зверя (чья голова – лисья, чьё туловище – кошачье, чьи лапы – медвежьи и т.п. (дети учатся согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе). После ответов дошкольники надевают маски и сами превращаются в зверят, танцуют под музыку из мультфильма «Львёнок и черепаха».
Фигурки из ткани можно использовать и для работы над звукопроизношением, например, для закрепления правильного произношения звуков «ш», «р», «л», «с», нахождения этих звуков в словах. Дефектолог сообщает детям, что пришла посылка от сказочного портного, который дружит с разными зверюшками. С какими именно, дети должны узнать сами. Портной положил в посылку конверты с выкройками (матерчатыми частями) разных животных. Чтобы определить зверей, птиц, дети должны правильно сложить разные части. Для развития произвольного внимания педагог использует «команды»: на счёт «раз» дети садятся за столики, на счёт «два» - открывают конверты, на счёт «три2 начинают собирать фигурки. Затем ребята рассказывают, с кем, по их мнению, дружит портной из сказки. Педагог предлагает подойти к нему только тем ребятам, у кого получилась кошка, лошадка, петушок и мишка, и спрашивает, какой звук есть во всех этих словах. Затем все вместе произносят звук «ш». Соответственно, для произношения звука «р» используется фигурка верблюда, носорога, жирафа, крокодила, страуса), для звука «л» - лошадки, крокодила, слона, для звука «с» - слона, носорога, страуса.
Для развития воображения мы регулярно проводим игры «Угадай животное». Ребёнку предлагается изобразить повадки, поведение, характерные движения того или иного животного, его характер. Остальные дети отгадывают. Очень любят дети разыгрывать при помощи жестов и мимики этюды «Лиса прислушивается», «Медведь наелся малины», «Волк голодный», «Зайчик испугался», «Бегемот греется» и другие. Читая сказки, мы не только рассматриваем иллюстрации, но и просим дошкольником передать с помощью мимики различные чувства героев.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Виктория Романовна Татаринова

На: Знакомим детей с растениями и животными


Спасибо авторам за интересные этюды. Успехов Вам! С уважением =

Виктория