Submitted by Ольга Петровна Черепанова on Fri, 29/10/2010 - 20:16
Оборудование: акварель, гуашь, кисти, карандаши, иллюстрации с изображением диких животных; плакат-указатель «Лесные домики»; фонограмма записи пения птиц леса.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1. Приветствие: Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать!
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы урока.
- Тема сегодняшнего урока записана на доске. Давайте прочитаем ее вместе:
«Мои лесные друзья».
3. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Но гулять мы будем не совсем обычным способом. Дело в том, что вам не придется даже вставать со своих мест.
- А куда мы с вами пойдем, догадайтесь сами.
(Я включаю аудиокассету с записью голосов птиц, она может тихим фоном звучать весь урок).
- Кто из вас отгадал, где мы с вами очутились?
Д. – В лесу!
- Для того, чтобы отправиться в путешествие по лесу, нужно совсем немного, сядьте поудобнее, настройтесь, а я прочту волшебные слова:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовой?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи –
Ты же видишь: мы свои!
- Ребята, а на лесной тропинке можно увидеть много сюрпризов.
- Вот и нас ожидает один сюрприз:
(Я на доске открываю указатель с надписью)
Л Е С Н Ы Е Д О М И К И
- Ребята, кто из вас научился читать, прочитайте надпись на указателе.
Д. - Дети читают: «Лесные домики».
- Как вы думаете, а кто может жить в лесных домиках?
Д. – Птицы, животные, насекомые и т.д.
- Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете, чьи домики могут встретиться на лесной тропинке.
- Ну что ж, начнем!
- Смотрите, ребята! Вот какая- то записка. Давайте ее прочтем:
«Если хотите побывать в гостях у лесных жителей, то отгадайте эти загадки!»
2. Разгадывание загадок.
Я загадываю загадки о животных, вывешиваю на доску иллюстрации диких животных, прошу первоклассников рассказать, кто изображен на ней, где живет, чем питается, с кем дружит, после того, как отгадают загадку.
- Ну что, пойдем в гости к лесным жителям? Посмотрим, как они живут? Тогда слушайте!
Дети отгадывают загадки о животных, рассматривают иллюстрации.
Где живет он? В самой чаще,
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать,
Очень любит он поспать.
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
(Дети хором) – Медведь!
- Ребята, а как называется дом у медведя?
- Верно, берлога. Она из веток, из стволов упавших деревьев.
Летом шубку серую,
А зимою - белую
Носит попрыгайчик
Боязливый?…
(Дети хором) – Зайчик!
- А какой домик у зайчика? Вот если, пошел дождик, куда зайчику спрятаться?
А на зайца под кустом
Струйки так и льются.
Обмахнуться бы хвостом,
Только хвост – то куцый.
- Итак, куда дальше мы идем погостить?
С ветки на ветку быстрый как мяч
Скачет по лесу ловкий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в лес ускакал.
Дети: - Это белка, она живет в дупле, где у нее на зиму хранятся запасы шишек и грибов.
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой,
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери,
Ты, смотри, меня не трожь –
Я колючий серый … (ёж)
-Ёжик живет в норке. На зиму он ложится в спячку, а в норке зимние запасы – все в кладовочке, по своим полочкам.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это - … (лось)
(На доске я вывешиваю иллюстрации диких животных)
- Вот какие вы молодцы! Все загадки разгадали. А теперь – отдохнем!
4. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Один, два, три, четыре, пять –
Хомка сильным хочет стать.
5. Беседа о дружбе.
- Ну, ребята, мы хорошо прогулялись.
- Мы с вами заглянули в гости то к одному, то к другому лесному жителю. Побывали в медвежьей берлоге, у зайчика под кустиком, в норке у лисицы, забрались на высокую ель и подглядывали за тем, что делает в своем дупле белочка, приоткрыли дверь норки ёжика.
- Вдруг, на доске появляются одно за другим изображения экзотических животных - слона, крокодила, белого медведя, жирафа; домашних животных - кошки, собаки, поросенка, бычка.
Дети сразу подметили, что изображения этих животных надо убрать, т.к. тема нашего урока звучит «Мои лесные друзья». Поэтому на уроке речь идет о лесных обитателях.
- Ребята, а кто такой друг?
Дети: - С другом мы играем, к другу мы ходим в гости, вместе веселимся, радуемся.
- А если другу плохо, грустно, он вдруг плачет, как вы себя ведете?
Дети: - Я его развеселю.
- Если он не знает, как решить пример, я ему подскажу…
-А если кто-то обижает вашего друга?
Дети: - Я буду его защищать.
- А если он заболел и не ходит в школу?
Дети: - Я пойду его проведаю и принесу ему гостинец.
-Получается, что друзья – это не только те, с кем мы вместе веселимся и играем, но прежде всего друзья помогают друг другу, заботятся, приходят на помощь в трудную минуту.
- Ребята, можно сказать, что люди и звери – друзья?
(Дети приводят примеры того, как люди помогают животным, защищают леса от пожаров.)
- Зимой, когда на улице холодно, злобно завывает вьюга, птичкам и зверюшкам нужна ваша помощь. Важно очень бережно относиться к лесу и его обитателям. Не разжигать костры, не сорить, не разорять птичьи гнезда, не губить без надобности растения и т.д.
- А как вы, ребята, можете помочь своим лесным друзьям?
Дети: - Я делал с папой скворечник весной.
- Я сыпал в кормушку зимой корм.
- Мы с друзьями в лесу тушили костер, - раздаются ребячьи голоса.
6. Творческая практическая деятельность учащихся.
1. Эмоциональный настрой.
- Вот и сегодня вам предстоит изобразить своих самых любимых лесных зверей
Учащиеся уже чувствуют свою причастность к очень важному и хорошему делу и готовы приступить к работе над рисунком. Кто-то видит муравьишку, несущего соломинку, ежика, принюхивающегося к созревшему грибочку, проворную белочку с кистью созревшей рябины возле своего дупла, дятла, тщательно очищающего могучую сосну от вредителей. Заяц, птички или волк могут стать героями детского творчества.
2. В ходе индивидуальной практической работы с малышами, я обращаю внимание детей
- на расположение рисунка на листе бумаги,
- формирование понятий «близко – далеко»,
- от общего к частному,
- на смешивание красок при раскрашивании.
7. Подведение итогов.
1. Игра «Загадки-шутки»
Снять усталость детей, внести нотку оживления помогут стихи – шутки:
Неуклюжий, косолапый
Он в берлоге лижет лапу.
Знаем, нас не проведешь –
Этот зверь, конечно,… (медведь)
Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много.
Этот маленький зверек
Называется … (ежик)
У бедняжки нет берлоги.
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть.
Догадались? Он … (зайка)
Я зимой в пушистой шубе,
Ем грибы на старом дубе.
Мне на месте не сидится,
Потому что я - … (белка)
Эта рыжая плутовка
Кур ворует ловко-ловко.
Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»
Этот зверь, конечно,… (лиса)
2. Экспресс – выставка. Дети с удовольствием вывешивают свои работы «на выставку» и рассказывают творческий замысел своей работы.