Цель. 1. Совершенствовать знания учащихся о жизни Лермонтова и познакомить с его кавказской жизнью и творчеством.
2. Расширить кругозор учащихся.
3. Воспитывать чувства любви к поэзии М.Ю.Лермонтова.
Тип урока. Комбинированный.
Метод обучения. Репродуктивный .
Средства обучения.1. Портреты Лермонтова ( детство, юность, зрелость)
2. Стенд , посвященный М.Ю.Лермонтову.
3. Выставка книг.
4. Телевизор,DVD, магнитофон.
5.DVDдиск « Пушкин. Последняя дуэль».
Ход урока.
I.Организационная часть.
- Приветствие.
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодня вас приглашаю в « Литературный салон» , где мы с вами будем говорить о жизни и судьбе великого русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. 15 октября этого года мы отмечали 195летие со дня его рождения.
( Под тихую музыку звучит отрывок из стихотворения Лермонтова. Полумрак, горит свеча у стенда.)
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Учитель. Душа- свеча…
У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя.
Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?
Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.
III.Изучение новой темы.
- Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть во все этапы жизни и творчества поэта. Первый этап – « Начальная пора» или «Рождение»
( 1814-1815.) ( Учащиеся записывают в тетрадях.)- Вспомните рождение М.Ю.Лермонтова.
1. Один ученик рассказывает о рождении М.Ю.Лермонтова.
Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 (по новому стилю с 14 по 15) октября в Москве. Его родители – отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Арсеньева – не имели здесь собственного дома. Местом их постоянного жительства было село Тарханы Пензенской губернии. Это имение принадлежало бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В Тарханы они вернулись весной 1815 года.
Класс хором рассказывает отрывок из стихотворения «Ангел».
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
Учитель. Душа – свеча. Зажглась свеча таланта. ( Зажигает еще одну свечку). – Вспомните о жизни Лермонтова в Тарханах.
(Учащиеся в тетрадях записывают 2ой этап жизни Лермонтова – «Жизнь в Тарханах» (1815-1827гг.))
2. Один ученик рассказывает о жизни Лермонтова в Тарханах.
Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах. Кроме внука у нее никого не было, поэтому она баловала его как только могла. Она старалась не расставаться с внуком. По совету врачей Елизавета Алексеевна трижды возила болезненного мальчика на кавказские минеральные воды. Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Она не жалела денег на учителей. Миша жил в постоянном общении со сверстниками. Уже в детстве проявились его дарования: он свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно рисовал, писал стихи.
И если как- нибудь на миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
Учитель. Свеча горит, не ослабевает пламя. Огонь бросает отблески на всех, кто рядом. – Вспомните годы его учебы.
3. Один ученик рассказывает о 3ем этапе жизни поэта – «Учеба».1828-1834 г.г. (Учащиеся делают записи в тетрадях.)
С 14ти лет Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он писал стихи, пробовал себя в прозе. За участие в одном из литературных кружков, где, кроме литературных, обсуждались и общественные вопросы, его попросили уйти из университета. Для того чтобы получить законченное образование, Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище противоречили складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет.
Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Парус».
Учитель. Свеча – душа. Во что мы вкладываем свою душу? Ради чего живем?
- Давайте поговорим о творчестве поэта. Итак, четвертый этап – «Творчество» 1827-1841 г.г.(Учащиеся делают записи во время рассказа учителя.)
Рассказ учителя:
- До 1837 года о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Его любимым поэтом был Пушкин. В январе 1837 года скончался А.С.Пушкин. Потрясенный гибелью любимого поэта, М.Ю.Лермонтов написал стихотворение – «Смерть Поэта». Давайте посмотрим, как он врывается в русскую литературу.
(Просмотр отрывка изDVD)
Выразительно рассказывается отрывок из стихотворения «Смерть Поэта».
- Это революционное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора. Поэт был арестован и сослан в действующую армию на Кавказ, где шла многолетняя война с горцами. Почти непрерывно он принимал участие в войне. Лермонтов простудился: в Ставрополе он был направлен в военный госпиталь. Все лето он лечился на кавказских минеральных водах в Пятигорске. Много ездил ссыльный поэт по Кавказу. Побывал в горских аулах, приморских городах, казачьих станицах. Он полюбил страну гор и ее величественную природу.
Лермонтов очень много писал и рисовал. Именно здесь родились его многие стихи: баллада «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» Тогда же появилась и поэма «Мцыри». ( Учитель показывает рисунки Лермонтова с видом Кавказа). Это как раз те места, которые особенно нравились Михаилу Юрьевичу. Здесь и разворачивается действие поэмы «Мцыри».
Читается отрывок из поэмы.
Немного лет тому назад
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры…
- Время, проведенное на Кавказе, сыграло большую роль в формировании личности и мировоззрения поэта, в становлении его творчества.
Учитель. Душа- свеча. Говорят, свеча не греет. Свеча может освещать не все. Зато огонь, который несет свет другим людям, должен гореть ярко-ярко.
- «Боюсь не смерти я. О нет!» (1841- …).Так я назвала последний этап жизни Лермонтова. Вспомните его последние годы жизни.
- Новая ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником, оказалась последней. На Кавказе 15 июля в 1841 году состоялась дуэль с товарищем по Школе юнкеров Мартыновым. На этой дуэли был убит Лермонтов.
Словарная работа:
Дуэль – поединок между двумя лицами по вызову одного из них; ведется по определенным правилам.
Учитель. Душа – свеча. Свеча таланта. Она тоже может погаснуть. Дать людям радость и угаснуть...
(Учитель тушит одну свечку).
- Но Лермонтов не умер, он живет в своих стихах и прозах, которых мы читаем.
Учитель. Свеча – душа. Горит свеча таланта. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.
IV.Задание на дом.
Уметь рассказывать о кавказской жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
V.Обобщение.
Выставление оценок.
Отрывок из стихотворения «Ангел».
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
Отрывок из стихотворения «Ангел».
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
Отрывок из стихотворения «Ангел».
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
Отрывок из стихотворения «Ангел».
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
Отрывок из стихотворения «Ангел».
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова.
1.Лермонтов родился:
А) в 1819 году
Б) в 1814 году
В) в 1825 году
Г) в 1815 году
2.Бабушку Миши звали:
А) Арина Родионовна
Б) Мария Мироновна
В) Елизавета Алексеевна
Г) Екатерина Петровна
3.М.Ю.Лермонтов побывал на Кавказе
А) один раз
Б) три раза
В) четыре раза
Г) пять раз
4.Лермонтов учился:
А) в Благородном пансионе
Б) в Царскосельском лицее
В) в школе юнкеров
Г) в училище
5.Лермонтов написал эти произведения на Кавказе
А) «Ангел»
Б) «Молитва»
В) «Люблю я цепи синих гор…»
Г) «Парус»
6.После смерти Пушкина Лермонтов написал стихотворение
А) «Нищий»
Б) «Смерть Поэта»
В) «Родина»
Г) «Тучи»
Ужасная судьба отца и сына
Жить разно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь.
На родине…
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымиться – и встают
Вдали туманы над полями.
« Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».
М.Ю. Лермонтов осуждает своё поколение. Передать это осуждение ему помогает использование контекстуальных антонимов «холод» — «огонь», «злобе» — «любви», оценочных эпитетов «постыдно», «позорно».
На: М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество (урок-панорама)
http://gizmolord.ru/tema-sudby-pokoleniya-v-tvorchestve-m-yu-lermontova/
М.Ю. Лермонтов осуждает своё поколение. Передать это осуждение ему помогает использование контекстуальных антонимов «холод» — «огонь», «злобе» — «любви», оценочных эпитетов «постыдно», «позорно».