Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество (урок-панорама)

Submitted by Гузель Рашидовна Латыпова on пн, 01/11/2010 - 11:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Латыпова Гузель Рашидовна
Место работы, должность: 
Баюковская СОШ
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1. Совершенствовать знания учащихся о жизни Лермонтова и познакомить с его кавказской жизнью и творчеством. 2. Расширить кругозор учащихся. 3. Воспитывать чувства любви к поэзии М.Ю.Лермонтова.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

800x600 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

1. Портреты Лермонтова ( детство, юность, зрелость)

                                    2. Стенд , посвященный М.Ю.Лермонтову.

                                    3. Выставка книг.

                                    4. Телевизор, DVD, магнитофон.

                                    5. DVD диск « Пушкин. Последняя дуэль».

 

Используемое оборудование: 

800x600 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

1. Портреты Лермонтова ( детство, юность, зрелость)

                                    2. Стенд , посвященный М.Ю.Лермонтову.

                                    3. Выставка книг.

                                    4. Телевизор, DVD, магнитофон.

                                    5. DVD диск « Пушкин. Последняя дуэль».

 

Краткое описание: 
- Сегодня вас приглашаю в « Литературный салон» , где мы с вами будем говорить о жизни и судьбе великого русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. 15 октября этого года мы отмечали 195летие со дня его рождения.
800x600 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Цель. 1. Совершенствовать знания учащихся о жизни Лермонтова и       познакомить с  его кавказской жизнью и творчеством.

           2. Расширить кругозор учащихся.

           3. Воспитывать чувства любви к поэзии М.Ю.Лермонтова.

Тип урока. Комбинированный.

Метод обучения. Репродуктивный .

Средства обучения.1. Портреты Лермонтова ( детство, юность, зрелость)

                                    2. Стенд , посвященный М.Ю.Лермонтову.

                                    3. Выставка книг.

                                    4. Телевизор, DVD, магнитофон.

                                    5. DVD диск « Пушкин. Последняя дуэль».

Ход урока.

 

I. Организационная часть.

- Приветствие.

 

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня вас приглашаю в « Литературный салон» , где мы с вами будем говорить о жизни и судьбе великого русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. 15 октября этого года мы отмечали  195летие со дня его рождения.

 

( Под тихую музыку звучит отрывок из  стихотворения Лермонтова. Полумрак, горит свеча у стенда.)

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

 

Учитель. Душа- свеча…

                 У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя.

                 Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?

                 Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.

 

III.             Изучение новой темы.

- Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть во все этапы жизни и творчества поэта. Первый этап – « Начальная пора» или «Рождение»

( 1814-1815.) ( Учащиеся записывают в тетрадях.)- Вспомните рождение М.Ю.Лермонтова.

1. Один ученик рассказывает о рождении М.Ю.Лермонтова.

Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 (по новому стилю с 14 по 15) октября в Москве. Его родители – отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Арсеньева – не имели здесь собственного дома. Местом их постоянного жительства было село Тарханы Пензенской губернии. Это имение принадлежало бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В Тарханы они вернулись весной 1815 года.

 

              Класс хором рассказывает отрывок из стихотворения «Ангел».

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

 

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

 

    Учитель. Душа – свеча. Зажглась свеча таланта. ( Зажигает еще одну  свечку). – Вспомните о жизни Лермонтова в Тарханах.

(Учащиеся в тетрадях записывают 2ой этап жизни Лермонтова – «Жизнь в Тарханах» (1815-1827гг.))

 

2. Один ученик рассказывает о  жизни Лермонтова в Тарханах.

Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах.   Кроме внука у нее никого не было, поэтому она баловала его как только могла. Она старалась не расставаться с внуком. По совету врачей Елизавета Алексеевна трижды возила болезненного мальчика на кавказские минеральные воды. Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Она не жалела денег на учителей. Миша жил в постоянном общении со сверстниками. Уже в детстве проявились его дарования: он свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно рисовал, писал стихи.

      

 И если как- нибудь на миг удастся мне

Забыться,- памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

 

 

Учитель. Свеча горит, не ослабевает пламя. Огонь бросает отблески на всех, кто рядом. – Вспомните годы его учебы.

 

3. Один ученик рассказывает о 3ем этапе жизни поэта – «Учеба».1828-1834 г.г. (Учащиеся делают записи в тетрадях.)

С 14ти лет Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он писал стихи, пробовал себя в прозе. За участие в одном из литературных кружков, где, кроме литературных, обсуждались и общественные вопросы, его попросили уйти из университета. Для того чтобы получить законченное образование, Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище противоречили складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет.

 

Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Парус».

 

  

 

 

Учитель. Свеча – душа. Во что мы вкладываем свою душу? Ради чего живем?

 

  - Давайте поговорим о творчестве поэта. Итак, четвертый этап – «Творчество» 1827-1841 г.г.(Учащиеся делают записи во время рассказа учителя.)

Рассказ учителя:

- До 1837 года о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Его любимым поэтом был Пушкин. В январе 1837 года скончался А.С.Пушкин. Потрясенный гибелью любимого поэта, М.Ю.Лермонтов написал стихотворение – «Смерть Поэта». Давайте посмотрим, как он врывается в русскую литературу.

 

(Просмотр отрывка из DVD)

 

Выразительно рассказывается отрывок из стихотворения «Смерть Поэта».

- Это революционное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора. Поэт был арестован и сослан в действующую армию на Кавказ, где шла многолетняя война с горцами. Почти непрерывно он принимал участие в войне. Лермонтов простудился: в Ставрополе он был направлен в военный госпиталь. Все лето он лечился на кавказских минеральных водах в Пятигорске.  Много ездил ссыльный поэт по Кавказу. Побывал в горских аулах, приморских городах, казачьих станицах. Он полюбил страну гор и ее величественную природу.

Лермонтов очень много писал и рисовал.  Именно здесь родились его многие стихи: баллада «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» Тогда же появилась и поэма «Мцыри». ( Учитель показывает рисунки Лермонтова с видом Кавказа). Это как раз те места, которые особенно нравились Михаилу Юрьевичу. Здесь и разворачивается действие поэмы «Мцыри».

 

Читается отрывок из поэмы.

 

Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры…

 

  -  Время, проведенное на Кавказе, сыграло большую роль в формировании личности и мировоззрения поэта, в становлении его творчества.

 

  Учитель. Душа- свеча. Говорят, свеча не греет. Свеча может освещать не все. Зато огонь, который несет свет другим людям, должен гореть ярко-ярко.

- «Боюсь не смерти я. О нет!» (1841- …).Так я назвала последний этап жизни Лермонтова. Вспомните его последние годы жизни.

 

- Новая ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником, оказалась последней. На Кавказе 15 июля в 1841 году состоялась дуэль с товарищем по Школе юнкеров Мартыновым. На этой дуэли был убит Лермонтов.

 

               Словарная работа:

Дуэль – поединок между двумя лицами по вызову одного из них; ведется по определенным правилам.

 

Учитель. Душа – свеча. Свеча таланта. Она тоже может погаснуть. Дать людям радость и угаснуть...

 

(Учитель тушит одну свечку).

 

- Но Лермонтов не умер, он живет в своих стихах и прозах, которых мы читаем.

 

Учитель. Свеча – душа. Горит свеча таланта. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.

 

IV.            Задание на дом.

 

Уметь рассказывать о кавказской жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

 

V.               Обобщение.

Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрывок из стихотворения «Ангел».

 

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

 

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

 

 

Отрывок из стихотворения «Ангел».

 

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

 

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

 

 

Отрывок из стихотворения «Ангел».

 

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

 

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

 

 

Отрывок из стихотворения «Ангел».

 

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

 

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

 

 

Отрывок из стихотворения «Ангел».

 

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

 

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1.     Лермонтов родился:

А) в 1819 году

Б) в 1814 году

В) в 1825 году

Г) в 1815 году

 

2.     Бабушку Миши звали:

А) Арина Родионовна

Б) Мария Мироновна

В) Елизавета Алексеевна

Г) Екатерина Петровна

 

3.     М.Ю.Лермонтов побывал на Кавказе

А) один раз

Б) три раза

В) четыре раза

Г) пять раз

 

4.     Лермонтов учился:

А) в Благородном пансионе

Б) в Царскосельском лицее

В) в школе юнкеров

Г) в училище

 

5.     Лермонтов написал эти произведения на Кавказе

А) «Ангел»

Б) «Молитва»

В) «Люблю я цепи синих гор…»

Г) «Парус»

 

6.     После смерти Пушкина Лермонтов написал стихотворение

А) «Нищий»

Б) «Смерть Поэта»

В) «Родина»

Г) «Тучи»

 

 

Ужасная судьба отца и сына

Жить разно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь.

На родине…

 

 

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымиться – и встают

Вдали туманы над полями.

 

 

« Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

 

 

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть:

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь бог да совесть.

 


»  Tags for document:

На: М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество (урок-панорама)


http://gizmolord.ru/tema-sudby-pokoleniya-v-tvorchestve-m-yu-lermontova/

М.Ю. Лермонтов осуждает своё поколение. Передать это осуждение ему помогает использование контекстуальных антонимов «холод» — «огонь», «злобе» — «любви», оценочных эпитетов «постыдно», «позорно».



Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн