II.Активизация познавательной деятельности.
|
Сегодня на уроке речь пойдет о веществах, без которых немыслима жизнь современного человека.
Предлагаю дать название веществам и определить класс орг. соединений. Среди предложенных веществ определите сходные вещества.
Какие свойства для них характерны?
Какие вещества реагируют между собой? Составьте уравнения реакций.
|
Слайд « Формулы органических соединений»
Слайд «Составьте уравнения химических реакций».
|
Проверка составления уравнений
Формулировка темы и цели урока.
|
О каких веществах пойдёт речь на уроке?
-Как вы понимаете афоризм: «Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера»?
-Чтобы вы хотели узнать на уроке о мылах и моющих средствах? (ответы учащихся)
|
Слайд «Уравнения химических реакций».
Слайд «Моющие средства».
|
Практическая часть урока
Работа учащихся в группах.
1.Определение сходства и различие сортов мыла.
2.Исследование среды растворов мыла.
3.Исследование моющей способности мыла.
4.Сообщение учащегося «Использование синтетических моющих средств»
5.Сравнение свойств мыла и СМС.
6.Исследование среды раствора СМС.
|
Выдаются инструкции к работе.
По этикеткам от мыла определите, в чём сходство и различие сортов мыла?
Сделайте вывод.
При помощи индикаторной бумаги и шкалы рН раствора определите, какую среду и рН раствора имеют данные растворы.
Сделайте вывод, для каких целей можно использовать данные мыла?
Вывод: моющие средства со щелочной средой раствора лучше использовать для стирки, а с нейтральной - для ухода за своим телом.
Исследуйте моющую способность мыла.
Затем промойте руки водой и водой с мылом. Сделайте вывод, почему не у всех хорошо отмылись руки? Что происходит с загрязнением, когда мыло встречается с водой?
Проверим, правильны ли ваши ответы.
Вывод: моющая способность мыла зависит от его строения.
Сделайте вывод о моющей способности мыла и СМС.
Исследуйте растворы СМС и сделайте вывод для каких целей используются данные виды моющих средств.
Вывод: СМС - со щелочной средой для стирки х.б. тканей, с нейтральной -для стирки шелковых и шерстяных изделий.
|
1группа - определяет среду раствора мыла «Хозяйственное»
2группа - определяет среду раствора мыла «Dove»
3группа - определяет среду раствора мыла «Банное»
4группа - определяет среду раствора мыла «Детское»
Слайд «Использование сортов мыла».
1группа-«пачкает» руки глиной;
2группа-«пачкает» руки сажей;
3группа-«пачкает» руки сажей с жиром;
4группа-«пачкает »руки жиром.
Слайд Моющая способность мыла.
Слайд «Синтетические моющие средства».
В три пробирки влейте по 4-5мл воды содержащей ионы кальция и магния. В первую пробирку при встряхивании добавьте по каплям раствор мыла, во вторую и третью – ранее приготовленные растворы синтетических моющих средств.
1группа - определяет среду раствора СМС «Ласка»
2группа - определяет среду раствора СМС «Tide»
3группа - определяет среду раствора СМС «Dosia»
4группа - определяет среду раствора СМС «Ариэль»
|