Используемые учебники и учебные пособия:
Тема урока: «Климат»
Цели урока:
1. Сформировать понятия «Климат»
2. изучить роли климатообразующих факторов, их влияния на климат местности.
3. Развить у учащихся наблюдательность, логическое мышление на примерах предсказания погоды.
Оборудование урока: Физическая карта полушарий, медиафильм о погоде в разное время года.
Ход урока
1. Организация учащихся на урок.
2. Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам.
Карточка 1.
-что называется погодой?
-назвать приметы, пословицы, поговорки о погоде
карточка 2.
-назвать основные элементы погоды. Охарактеризуйте их.
-назвать приметы, пословицы, поговорки о погоде
карточка 3
-по каким признакам можно определить, что погода может скоро измениться?
-назвать приметы, пословицы, поговорки о погоде
карточка 4
назовите признаки изменения погоды.
Назвать приметы, пословицы, поговорки о погоде
А сейчас мы напишем географический диктант: приметы погоды.
2.Географический диктант «Приметы погоды»
1. Дым стелется по земле (-)
2. Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают (+)
3. Вечером обильная роса (+)
4. К ночи теплеет (-)
5. Ветер к вечеру стихает (+)
6. Куры и воробьи купаются в пыли (-)
7. Облака идут против ветра (-)
8. Раньше обычного закрывают свои цветки одуванчики и ноготки (-)
9. Звезды слабо мерцают, имеют зеленоватый оттенок (+)
10. Давление падает (-)
11. Облака идут по ветру (+)
12. Белые кувшинки не раскрывают своих цветков и не всплывают над водой (-)
13. Слоистые облака приближаются с запада, опускаются, уплотняются (-)
14. Солнце садится в тучу, имеет красноватый отттенок (-)
15. Ласточки и стрижи летают низко над землей (-)
16. В радуге резко выделяется полоса красного цвета (-)
17. После дождя тело (-)
18. Ветер усиливается к вечеру и к ночи (-)
19. Стрекозы собираются в стаи, их полет становится нервным , путаным, они гудят звонче обычного (-)
20. Давление повышается (+)
3. Изучение нового материала
Беседа с учащимися.
-У меня в руках несколько календарей погоды, которые вели ваши товарищи в прошлые годы. Просматривая их, можно заметить одну закономерность: погода сентября этого года в какой-то степени совпадает с погодой сентября прошлого года.
среднемесячная температура почти одинакова, количество облачных дней с выпадавшими осадками тоже примерно совпадает.
Итак, приходим к выводу, что
Характерные для данной местности и повторяющиеся из года в год определенные типы погод называют климатом данной местности.
Слово «Климат» в переводе с греческого означает «Наклон»
Климат различных областей земного шара в основном зависит от наклона солнечных лучей, или, точнее говоря, от угла падения на земную поверхность.
4.Закрепление материала.
Задание на стр. 130
диаграмма января
А) какой тип погоды преобладает в Москве в январе – значительно морозная
Б) чем погода января 1969 года отличалась от средней многолетней- 20 дней значительно морозных, а средняя многолетняя- 6 дней
В)чем погода января 1971 года отличалась от средней многолетней – 8 дней оттепели
Г)что общего между типами погоды января 1969, 1971 года, средней многолетней -температура ниже 0 градусов С.
Диаграмма июля)
А) какой тип погоды преобладает в Москве в июле- стоит теплая погода- +16-22 градуса
Б) чем погода июля 1968 года отличалась от средней многолетней погоды – 4 дня стояла прохладная погода-+4-8 градусов. Средняя- 1 день
В) доля какого типа погоды была велика в июле 1972 года – 16 дней стояла жаркая погода+23,+28 градусов
Г)что общего между средней многолетней и и типами погоды 1968, 1972 года –во всех диаграммах присутствует теплая погода +16, + 22 градуса.
Для Москвы, как и для Хабаровска, для всей нашей огромной страны характерна смена четырех времен года, но зимой преобладает холодная погода, летом теплая
Сделаем вывод:
Итак, приходим к выводу, что
Климат – это многолетний режим погоды, Характерный для какой-либо местности
Медиафильм – Времена года.
Лето-осень-зима- весна.
Задание 2. Практическая работа на контурной карте.
На Контурной карте по меридиану 110 градусов западной долготы отметьте средние температуры воздуха на Земле по следующим показателям:
Широта в градусах
|
Средняя годовая
|
|
80с.ш.
|
|
|
70с.ш.
|
|
|
60с.ш.
|
|
|
50с.ш.
|
|
|
40с.ш.
|
|
|
30с.ш.
|
|
|
20с.ш.
|
|
|
10с.ш.
|
|
|
0
|
|
|
10ю.ш.
|
|
|
20ю.ш.
|
|
|
30ю.ш.
|
|
|
40ю.ш.
|
|
|
50ю.ш.
|
|
|
60ю.ш.
|
|
|
70ю.ш.
|
|
|
80ю.ш.
|
|
|
5.Итоги урока.