Submitted by Татьяна Владимировна Курзина on Wed, 03/11/2010 - 11:12
План-конспект урока по ИЗО 8 класс
Тема. Шрифтовая композиция текста.
Цель:
Обучающая – познакомить учащихся со шрифтовой композицией текста, ее особенностями и правилами составления;
Развивающая – развивать навыки составления текстовой композиции, творческий подход к выполнению задания;
Воспитывающая – воспитывать эстетический вкус.
Оборудование и оснащение урока: цветная бумага, формат А4 белой бумаги, фломастеры, цветные ручки, ножницы, клей.
Тип урока: урок приобретения новых знаний, умений и навыков.
Объект труда: текстовая композиция.
Структура урока:
Организационная часть (2-3 мин.).
Изучение нового материала (20 мин.).
Закрепление изученного материала (10 мин.).
Итоги урока (5 мин.).
Домашнее задание (2-3 мин.).
Ход урока.
1. Организационная часть.
Проверка списочного состава учащихся и готовности их к уроку.
2. Изучение нового материала.
Предлагаю вам написать на листе бумаги объявление о классном вечере отдыха. (учащиеся фломастерами, цветными ручками выполняют задание учителя)
Рассмотрим некоторые работы (учитель выбирает самые интересные и интересные образцы)
Чем они отличаются? (ответы класса)
Кроме цветового решения они отличаются композицией, т.е. как расположен текст на листе. Это очень важный момент в графическом дизайне.
Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с шрифтовой композицией в тексте, так как композиция текста (лат. «compositio») – это объединение всех элементов формы художественного произведения в органическое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание данного произведения.
Скомпоновать шрифтовую композиционную надпись – значит сочинить или собрать из отдельных элементов и частей единое целое.
Гармоническое сочетание пропорций отдельных букв, слов и всего предложения по отношению к заданному формату называется шрифтовой композицией.
Шрифтовая композиция может быть:
1)Симметричная;
2)Блочная;
3)Флаговая или флажковая.
Симметричная композиция, где вертикальная ось симметрии проходит через середину надписи и делит ее на две одинаковые части – левую и правую (см. приложение).
Блочная характеризуется тем, что строки текста вписываются в прямоугольник. В этом случае увеличивают межбуквенный просвет. Однако слишком сильное увеличение может привести к нарушению ритмического строя шрифтовой надписи (см. приложение).
При флаговой композиции текст сдвигается в сторону: влево или вправо от вертикально проведенной оси. Такая композиция носит динамичный (асимметричный) характер (см. приложение). Динамичный характер композиции используют для оформления объявлений о спортивных соревнованиях, о туристических походах, приглашениях на вечер и т.д. Иногда флаговую композицию делают статичной. В этом случае в силу вступает закономерность композиционного равновесия (см. приложение). Статичный характер композиции используют для оформление Досок почета, художественных выставок, объявлений о концерте камерной музыки.
При составлении шрифтовой композиции текста существует правило: главное выделяется наиболее выразительно; все остальное дополняет главное, так чтобы в целом получилось законченное композиционное целое. (см. приложение).
При составлении шрифтовой композиции текста необходимо учитывать:
1)Шрифт, которым будет оформляться содержание текста;
2)Компоновку текста на заданном масштабе;
3)Размер шрифта и расположение букв в словах.
Шрифт выбирается от характера оформляемого объекта (см. приложение).
При компоновке учитывается:
- масштабность (в зависимости от места расположения текста).
- равновесие (см. приложение).
Расстояние между строками и между словами берут приблизительно равным высоте буквы данного шрифта.
Этапы составления композиции.
I.Первичный эскиз.
В начале составляют эскиз, в котором строки представляют в форме черных прямоугольников (см. приложение). Если композиция будет в цвете, то подбирают прямоугольники по цветовой гамме (см. приложение).