Тема урока:Сложение и вычитание десятичных дробей.
Цель урока:
vдидактическая: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей;
vразвивающая: развитие логического мышления, математической речи;
vвоспитательная: расширение знаний учеников об окружающем их мире.
План урока:
1.Логическое упражнение в виде фронтальной беседы.
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Повторение алгоритмов сложения и вычитания десятичных дробей в виде фронтальной беседы.
4.Самостоятельная работа 3 – х уровней сложности на 2 варианта с проверкой у доски.
5.Оценивание полученных результатов.
6.Физминутка.
7.Самостоятельна работа в группах по 4 человека.
8.Сообщение результатов групп.
9.Задание «восстанови запятые» в виде фронтальной беседы.
10.Постановка домашнего задания.
11.Подведение итога урока.
IЛогическое упражнение:
Данный этап урока проводится с помощью мультимедийного проектора.
Учитель задаёт вопросы классу. После ответов учащихся на экране появляется правильный ответ.
Подберите нужное слово:
vСлагаемое – сумма.
vУменьшаемое –
vВычитание –
vВычитаемое –
vПроизведение –
vРазность –
IIСообщение темы и цели урока.
Учитель сообщает тему и цель урока, учащиеся записывают число и тему в рабочую тетрадь.
IIIПовторение алгоритмов сложения и вычитания десятичных дробей.
«Исправь ошибку»
Данный этап урока предлагается провести в следующей форме: учитель зачитывает алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей, но с некоторыми неточностями и ошибками, а учащиеся должны исправить ошибки. Этот этап урока выбран для развития внимания учащихся.
1.Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно:
vуравнять в дробях количество знаков. ( учащиеся должны уточнить «уравнять в дробях количество знаков после запятой»);
vзаписать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
vВыполнить сложение (вычитание) ( учащиеся должны уточнить «Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую»);
vПоставить в ответе столько запятых, сколько дробей складывали (вычитали) ( учащиеся должны исправить « поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях»).
IVСамостоятельная работа
На данном этапе урока учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам, проверка осуществляется у доски с помощью мультимедийного проектора. Выполнив работу, учащиеся сдают один лист, а другой (под «копиркой») остаётся у них.
Вариант 1
1.Вычислите:
1.3,57+2,23-4,8
2.5,508+0,27-5,3
3.36,21-(2,76+12,24)-18,447
2.Решите уравнение:
1,5x-1,15-0,5x=1,1
Вариант 2
1.Вычислите
1.4,67+3,23-5,8
2.3,298-0,34-0,957
3.37,81-23,7338-(2,56+1,34)
2.Решите уравнение:
1,5x-3,15-0,5x=2,1
VОценивание полученных результатов.
На экране появляются ответы за самостоятельную работу и критерии оценки.
VIФизминутка
VIIСамостоятельна работа
На данном этапе урока учащиеся работают в группах по 4 человека.
Целью данной самостоятельной работы является отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
Класс делится на 5 команд с учётом посильности выполнения заданий. Каждая команда получает карточки с заданием, выполнив которые учащиеся узнают о хвойных растениях, произрастающих на территории Верхнебуреинского района, а так же о неизвестных растениях. Сведения об этих растениях занесены в карточки, с обратной стороны которых изображение данного растения.
Карточка №1
№
задания
А
П
К
Р
И
С
1
2,446
3,2245
5,155
4,21
5,65
3,21
2
104,24
100,2
98,92
107,04
96,41
33,5
3
0,2
0,11
0,15
1,89
1,98
7,9
4
4,05
5,06
30,7
34,75
10,8
30,75
5
7,18
30,7
14,49
44,74
29,43
32,22
6
5,38
6,21
15,96
14,27
18,65
4,08
7
0,387
0,613
2,09
24,302
17,679
5,38
Задания к карточке№1:
1.2,145+3,01
2.105,11-8,7
3.1-x=0,89
4.x+15,35=19,4
5.В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за 2 дня?
6.Используя свойства сложения и вычитания, вычислите самым удобным способом: 2,31+(7,85+8,69).
7.Масса двух качанов капусты равна 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг. Какова масса другого качана капусты?
Карточка №2
№
задания
А
Н
О
С
1
4,946
5,801
9,446
9,77
2
5,06
3,24
3,44
8,36
3
10,74
0,67
11,456
12,86
4
100, 4
94,44
85,6
4,04
5
30,85
3,89
34,55
5,12
Задания к карточке№2:
1.4,41+5,36
2.5,24-1,8
3.х-11,3=1,56
4.137-х=42,56
5.Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг?
Карточка №3
№
задания
О
К
И
М
Ж
В
Е
Ь
Л
Н
1
10,7
11,44
9,05
40,821
14,75
13,47
18,5
15,85
15
17
2
46,69
28
8,984
38,21
31,489
49,5
85,56
39,12
40,321
50,12
3
9,217
46,69
67,5
127,34
55,903
133,04
2,2
1,43
0,8
2,15
4
1,57
0,97
8,25
7,5
9,885
10,5
8,2
9,15
209,9
210,7
5
219,8
221,0
215,1
220
205
1,4
3,516
3,38
0,52
1,37
6
1,48
15,7
0,157
1,34
1,48
1,57
1,59
1,6
15,9
0,15
7
7,51
7,54
0,75
7,46
7,49
7,57
7,5
7,43
7,512
7,8
8
221,8
220,7
221,4
0,221
2,215
22,15
21,15
211,5
221,5
200,5
9
0,14
1,41
1,43
1,48
0,145
1,2
1,32
1,4
0,14
1,47
10
4,145
0,412
4,145
4,141
4,144
0,424
4,242
4,042
4,141
4,142
11
6,43
6,41
6,4
6,3
0,64
6,41
6,14
6,24
6,13
0,624
12
4,087
10,879
41,87
40,876
40,794
4,87
4,89
4,97
49,7
40,6
Задания к карточке№3:
1.35,85+4,971
2.125,19-78,5
3.47,36+8,543
4.13,275-3,39
5.4,37-0,854
6.x-0,07=1,5
7.9-x=1,5
8.УченикиIVкласса собрали 215, 7 кг металлолома, а ученикиVкласса – на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собралVкласс?
9.Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.
10. Используя свойства сложения и вычитания, вычислите самым удобным способом: 0,387+(0,613+3,142).
11. 14,537-(2,237+5,9).
12. (24,302+17,879)-1,302.
Карточка №4
№
задания
Е
Р
Д
К
1
56,5
70,6
65,2
65,6
2
94,44
104,44
87,45
54,21
3
6,3
7,8
4,4
7
4
3,0076
3,76
37,6
3,076
Задания к карточке№4:
1.х-27,5=38,1
2.137-х=42,56
3.В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м, так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м – над водой. Какова глубина реки в этом месте?
4.Запишите число, стоящее из 3 целых и 476 тысячных.
Карточка №5
№
задания
А
Л
И
М
С
Н
В
Е
Т
1
7,098
6,918
6,9
7
7,9
8,112
31,229
61,098
60,18
2
14
8,909
14,282
15,21
14,372
9,72
8,7
9
9,14
3
10,7
11,44
9,05
14,75
15,85
13,47
18,5
1585
15
4
28
8,984
89,84
27,9
25,2
28,894
30,74
29
28,891
5
3,27
3,17
14,74
1,447
14,7
1,49
1,47
1,52
2,41
6
19,84
13,01
14,15
12,6
19,85
12,8
70,5
71,6
69
7
6
23
13,59
14
12,59
13,01
24
12,61
126,4
8
28,891
3,348
7
25,543
25,1
25,043
28
9
27,3
9
141,3
140
129,5
89,3
123,5
122
190,2
1227
128,4
10
0,024
0,24
2,4
0,0024
2,04
0,204
0,024
2,45
240
11
185,8
180,7
195,4
108
185,85
189,5
170,8
187,2
180
Задания к карточке№5:
1.34,008-27,09
2.8,312+5,97
3.4,9+10,95
4.37,5-8,609
5.4,2-(0,98+1,75)
6.x-29,5=42,1
7.5,29+ч=18,3
8.(37,5-8,609)-(3,27+0,078)
9.Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая – на 5,9 см короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
10. Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной.
11. В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
В результате работы с карточками ребята составляют слова: кипарис, лиственница, кедр, сосна, можжевельник.
VIIIСообщение результатов групп.
Каждая группа после выполнения заданий делает сообщение классу о растениях нашей страны и Верхнебуреинского района.
1.Кипарис – хвойное дерево – произрастающее на юге нашей страны.
2.Сосна – на сибирских просторах растёт красивое и могучее дерево – сосна сибирская, чаще известная как сибирский кедр.
3.У какого дерева шишки называются ягодами?
Можжевельник – обитатель лесов, кустарник с колючими игловидными листьями, собранными по три в пучки. «Ягоды» можжевельника синего цвета, мясисты и сочны, являются излюбленным кормом многих зверей и птиц.
4.Кедр. Русские первопроходцы вXVвеке, во время освоения Сибири, дали такое название сибирской сосне. Могучее дерево, не похожее на знакомое им ель, лиственницу или сосну обыкновенную могло быть сравнимо только с библейским кедром – великим деревом, известным из священных книг.
5.Лиственница – наиболее распространенное дерево, сбрасывающее свои листики – хвоинки осенью, и покрывающееся зеленью весной.
Леса – богатство нашей страны. Их необходимо защищать и охранять. Сохранить нашу планету зелёной можно только выполняя простое правило : «Вырубил дерево – посади новое!».
IXЗадание «восстанови запятые»
На экране примеры сложения и вычитания чисел. Учащиеся должны верно расставить запятые. На данном этапе урока работает весь класс. Проверка осуществляется через проектор.
48+22=7
1+308=408
12+92=212
945-545=4
53-17=513
XПостановка домашнего задания.
XIПодведение итога урока
Выводы, чего добились, какие встретились трудности, как нашли выход в трудной ситуации, основные ошибки, оценки.