Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие социально-психологической компетенции в области образования

Развитие социально-психологической компетенции в области образования

На современном этапе развития педагогической науки меняется содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Сегодня стратегия модернизации российского образования предполагает реализацию нового для нашей системы образования компетентностного подхода. При сохранении фундаментальности образования должна быть усилена его практическая жизненная направленность. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.

Целью является раскрытие сущности социально-психологической компетенции

Цель предполагает решение следующих задач:

1.     изучить понятие компетенции

2.     рассмотреть компетентность социально-психологическую

3.     определить методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

Новизна заключается в следующем. Уточнено содержание «социально-психологическая компетентность», «образовательной компетенции»; выявлен состав социально-психологической компетентности.

Сегодня необходимо говорить о развитии социально-психологической компетентности педагогов как о главном условии формирования коммуникативной у компетентности школьников.
Организация этой многоаспектной и сложной работы психологом возможна и необходима в условиях образовательного учреждения, что предполагает развитие всех составляющих компонентов социальной компетентности: базовых ценностей, личностных качеств, социально-психологических знаний, умений и навыков. Результат комплексных усилий проявится в сформированности особого рода интегративных коммуникативных способностей.
Компетенция - это обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности обучающегося к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания учебных задач, умений и навыков, которая позволяет достичь поставленной цели.

Компетенция = задачи + умения + навыки + опыт деятельности

 

Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество». Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как:

* совокупность (система) знаний в действии;

* личностная черта, свойства и качества личности;

* как критерий проявления готовности к деятельности;

* способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы;

* интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность;

* деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности;

* проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования и мн. др.

М.Т.Авсиевич и Н.А.Крылова выделяют три плоскости компетентности современного педагога: концептуальную, специальную или профессиональную и межличностную.

Концептуальная плоскость компетентности представляет собой методологию анализа и решения педагогом проблем подготовки учащихся с учетом процессов и направлений развития человечества, общества, экономики и политики.

Специальная (профессиональная) плоскость предполагает владение методологией образования, содержанием конкретной учебной дисциплины, использование различных средств, методов, приемов обучения, соблюдение равенства между коммуникативным и предметным взаимодействием.

Межличностная сфера включает в себя знания педагогом личности учащегося, его психологических и индивидуальных особенностей, его стиля учебной деятельности, умения педагога эффективно взаимодействовать с учащимися благодаря пониманию себя, своего стиля общения при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

Знания и умения эффективно организовывать и поддерживать взаимодействие с учащимися и коллегами по работе в сфере межличностных отношений говорят о наличии у педагога коммуникативной компетентности.

Компетентность социально-психологическая (коммуникативная) – это способность индивида вступать в эффективные межличностные взаимодействия в рамках данного социума. Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняет три основные функции:

- коммуникативную, включающую обмен информацией;

- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Социально –психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом системы общения с другими членами общества и включения в совместную деятельность. В состав социально-психологической компетенции входит следующее:

1.     умение ориентироваться в социальных ситуациях и адекватно определять социальные роли,

2.     умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей,

3.     умение выбирать адекватные способы обращения с окружающими людьми и партнерами по общению и реализовывать их в процессе взаимодействия; особую роль играет умение рефлексировать, проявлять эмпатию или поставить себя на место другого.

Для развития этих умений предлагается реализовать модель развития коммуникативной компетенции учителя. Она представляет собой целостную, достаточно динамичную систему, которая включает диагностический, информационно-мотивационный, проектно-организационный и обобщающий этапы.

На диагностическом этапе для исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов применяются методы входной экспресс диагностики (тестирование, анкетирование).

Цель информационно-мотивационного этапа – актуализация проблемного поля учителя, рефлексирующего начало его деятельности. Результатом работы является пробуждение у педагога интереса к особенностям своей “Я-концепции” и своего профессионального развития, источникам и причинам своих практических затруднений в сфере коммуникаций.

Проектно-организационный этап предполагает выстраивание индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития учителей, а практический – включение их в практическую деятельность по реализации этих программ.

На обобщающем этапе завершающим моментом нашей работы является повторное измерение тех показателей развития коммуникативной компетентности, что и во “входной диагностике”, сравнительный анализ произошедших изменений.

Данная модель обеспечивается системой организационно-педагогических и психолого-педагогических условий эффективного развития коммуникативной компетенции учителя.

Для развития своей социально –психологической компетентности педагоги включились в деятельность временных творческих групп, индивидуально разрабатывают и реализуют программы саморазвития, опытно-экспериментальной работы.

Проектные семинары, тренинги, методы интерактивного обучения позволяют включить педагога в процесс самосовершенствования, развивают его коммуникативные умения.

Учитель из исполнителя превращается в исследователя, экспериментатора, он овладевает навыками исследовательской деятельности, составления проекта, программы опытно-экспериментальной работы.

Именно эти новшества и позволяют обеспечивать развитие профессиональной социально-психологической компетентности учителей

В качестве показателей развития социально-психологической компетентности психологи предлагают следующие:

  • готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
  • владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
  • опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
  • отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
  • эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Психологи попытались отобрать методики

-Анкета “Мотивы трудового поведения”

-Анкета “Оценка потребностей в развитии и саморазвитии

-Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина)

-Тест “Коммуникативная компетентность” (авторский вариант)

-Тест “Оценка самоконтроля в общении” (М.Снайдер)

-Тест “Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога” (В.Ф. Ряховский)

-Тест определения характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля (А.А.Леонтьев)

-дискуссионные методы;

-игровые методы;

-сенситивный тренинг

Таким образом, социально-психологическая компетенция  - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность. При этом результаты образования признаются значимыми за пределами самой системы.

Главная задача психологов в данном вопросе состоит в том, чтобы помочь педагогу организовать учебный процесс как процесс свободного личностного развития каждого ученика в меру его индивидуальных способностей, интересов и склонностей, так как результатом методической работы в школе должно явиться становление индивидуальной, авторской, высоко эффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладевает умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

 

-создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.

-Начиная работу с педагогом необходимо выяснить его потребности и возможности, а также необходимо учитывать желание сотрудничать и развиваться.

уровень социально-психологической компетентности обусловлен в литература:

1.     Авсиевич М.Т., Крылова Н.А. К вопросу о модели компетентности работника учебных заведений нового типа. // Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях: проблемы, поиски, решения Мн., 1997. С. 91 –95.

2.     Маркова А.К. Психология труда учителя.  М., 1993. 203с

3.       Карпов В.А. Компетенция как система своего рода. // Язык и социум. 3-я Междун. науч. конфер.  Мн., 1998. С. 39-42.

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн