Submitted by Марина Борисовна Кузьмина on Tue, 09/11/2010 - 14:35
Тема урока: Правильное питание-основа здоровья.
Эпиграф: «Надо питаться, чтобы жить, а не жить, чтобы питаться»
Цели: 1) Показать, что правильное питание может улучшить качество жизни.
2) Познакомиться с полезными и вредными продуктами.
3) Повысить потребительскую грамотность учащихся.
4) Сформировать представления о витаминах и их влиянии на обменные процессы.
Оборудование: Презентации
Ход урока
I Изучение нового материала.
1) Организационный момент.
2) Вступительное слово учителя.
Запись темы урока в тетради.
Раздать материал, с которым дети будут работать на уроке.
Ваше здоровье - самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете.
Многие болезни всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Сегодня мы будем говорить о том, как качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.
Ребята, объясните смысл пословиц (они на экране)
(ученики объясняют смысл некоторых пословиц по желанию)
1)Кто хорошо жует, тот долго живёт.
2)Аппетит приходит во время еды.
3)Умеренное потребление пищи, мать здоровья.
4)Молод кости гложи, а стар кашу ешь.
5)Из-за стола нужно вставать с легким чувством голода.
6)Ужин не нужен, был бы обед.
7)Гречневая каша - мать наша, хлебец - кормилец.
Учитель. Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройство пищеварения и другие. Подростки склонны считать себя взрослыми людьми, часто они пытаются самостоятельно регулировать свой рацион. Но, кроме общей неграмотности в вопросах питания, на них влияет ещё и очень агрессивная реклама не самых полезных продуктов.
Учитель: Ребята, а какие продукты полезные для здоровья; а какие продукты вредные для здоровья? На ваш взгляд.
Работа в группах. Учащиеся записывают в тетради в 2 колонки, а затем называют и объясняют почему так считают, а затем появляетсятаблица на компьютере. Защищая свою точку зрения.
Учитель: А сейчас давайте посмотрим итоги анкетирования учащихся вашего класса по теме «Правильное питание-основа здоровья», которое было проведено заранее .И сделаем соответствующие выводы.
Анализ анкет. (Презентация «Правильное питание - основа здоровья»).
(учитель читает вопросы анкеты и дает разъяснение диаграмм)
1Сколько раз в день вы едите?
2 Завтракаете каждый день?
3 Ежедневно едите первые блюда?
4 Ежедневно ли вы едите свежие овощи и фрукты?
5 Время еды до сна?
6 Едите ли вы в промежутках между едой?
7Разнообразно ли ваше меню в течение дня, недели?
8 Какие продукты вы любите больше всего?
9 Как часто в неделю вы употребляете бананы?
10 Сколько раз в неделю вы употребляете рыбу?
11 Часто ли употребляете морковь или морковный сок?
Учитель. Изучив ваш пищевой рацион, можно сделать соответствующие выводы- что большинство питаются неправильно. Мало в организм ребенка поступает овощей, фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Поэтому горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания вашего здоровья и способности к эффективному обучению.
Учитель. Ребята а что такое питание?
Да,это поступление питательных веществ в организм.
Учитель. Объясните, что относится к питательным веществам, а что к пищевым продуктам?
А какие функции в организме выполняют питательные вещества?
Учитель. Зачем необходимы вещества, поступающие с пищей?
Например-белки, жиры, углеводы, витамины?
Вывод: Итак -Энергия
Построение тела
Биохимические процессы
Учитель. Установленный факт: при расщеплении белков, жиров, углеводов выделяется энергия, которая необходима для успешной работы каждого человека, например
1г.белков-17,18кдж.
1г.углеводов- 17,18кдж.
1г.жиров- 38,96кдж.
Учитель .По определению общего обмена веществ для успешной учебной деятельности, активного отдыха и досуга школьников учащимся 8 класса необходимо получать
Мальчикам (вес 44-45кг. -2649,2ккал)
Девочкам (вес 43-55кг. -1992,9ккал)
Учитель.
Медики рекомендуют 25% - завтрак
50% - обед
15% - полдник
10% - ужин
Сколько необходимо ккал получить с пищей во время школьного обеда, чтобы обеспечить организм энергией, необходимой для школьных занятий, активного отдыха ,общения в первой половине дня.
Учитель .Мы взяли меню одного дня школьной столовой и
группе учащихся было дано задание – рассчитать, сколько необходимо ккал получить с пищей на завтрак, чтобы обеспечить организм энергией, необходимой для школьных занятий, активного отдыха в первой половине дня.
Ученик подводит итоги расчетов.
Учитель.
Вывод: На завтрак необходимо получать не менее 500 ккал, чтобы обеспечить работоспособность организма в первой половине дня. Теперь вы можете сами для себя рассчитывать калорийность вашего завтрака, обеда, ужина, опираясь на данные таблицы «Калорийность продуктов питания».
Учитель: Все слышали пословицу, что вкусно, то не обязательнополезно.
Сегодня мы с вами рассмотрим красивые упаковки наших любимых продуктов, выясним, всё ли полезно, что красиво упаковано.
Учитель: Проводим сравнительный анализ этикеток любимых продуктов - чипсы, сухарики, шоколадки, нектары. Обращаем особенное внимание на наличие или отсутствие пищевых добавок. (Обсуждаем состав продуктов вместе с ребятами, смотрим на срок годности).
(и эти коды находятся на парте у каждого ребенка).
Учитель: Делаем выводы - что продукты необходимо покупать только в специально-оборудованном местах, всегда обращать внимание на срок годности, брать чек, т.к. без него продукты магазин не примет назад.
И когда захочется купить чипсы, сухарики и т.д. лишний раз подумайте и посмотрите на состав продукта, а не на красивую упаковку.
Учитель: Люди давно заметили если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты у него развивается тяжелое заболевание. Первыми с этим столкнулись моряки в дальних плаваниях. От неизвестных продуктов умирали целые экипажи и экспедиции. Причину этого заболевания установил Н.И. Лунин.
Сообщения учащихся:
Сообщение 1 о Н.И.Лунине
Сообщение 2 о Х. Эйкмане
Сообщение 3 о В. Функе.
Учитель: С тех пор сделано много открытий в изучении витаминов: известно их количество в отдельных продуктах, получены витамины химическим путем в чистом виде, определены потребности витаминов для отдельных групп населения.
Учитель .Витамины- сложные химические вещества ,которые необходимы для правильного протекания множества химических реакций.
Учитель: Витамины - чудесные вещества. В настоящее время известно много витаминов. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них, проведём анализ отдельных витаминов, их авитаминозов, гипо - и гипервитаминов.
Ребята,найдите в раздаточном материале-Роль витаминов для организма и давайте познакомимся с понятиями.
А сейчас давайте проанализируем таблицу-Значение витаминов для организма .Что в ней показано?
Учитель .Какие витамины содержатся в изображенных на рисунке продуктах?
Учитель .Задание .-заполни таблицу, которая у вас на столе, внимательно прочитав задание.
А теперь сравни с правильно заполненной таблицей и оцени себя сам.
Учитель: А сейчас я вам хочу зачитать рекомендации врача. Современная наука о питании придерживается следующих принципов рационального питания: умеренность, разнообразие, режим. Это и есть сбалансированное питание, способствующее нормальному развитию организма, развитию здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, сопротивляемости вредным фактором среды. Его основа - пищевой рацион, режим и условия приёма пищи. Это означает количество, время приёма пищи, распределение суточного рациона в течении дня, интервалы между едой и время, которое на неё затрачивается. Здоровому человеку надо есть 4 раза в сутки завтрак, обед, полдник и ужин.
Учитель
Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда
Надо ещё про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
В питании тоже важен режим,
Тогда от болезни мы убежим.
Плюшки, конфеты, печенье, торты-,
В малых количествах детям нужны
Запомни, ребёнок, простой наш совет:
Здоровье одно, а второго - то нет.
Учитель.Подведение итогов урока
1)Оценки за урок.
2)Раздать буклеты и памятки родителям.А сейчас мы вам и вашим родителям раздадим полезные советы и рекомендации по данной теме и надеемся они вам будут полезными.
3)Вывод- Питание очень обширная тема и всё на одном уроке не возможно охватить. Но я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового и полезного для себя, что вам пригодится в жизни.
4)Ребята, а как вы понимаете это высказывание древнеримского философа «Мы есть то ,что едим»
Размещено пн, 29/11/2010 - 21:06 пользователем Ольга Борисовна Проскурина.
Замечательная разработка! Столько интересной информации! И главное представлена в разнообразной форме. Я думаю -это интересно и взрослым, и детям. Позволяет задуматься на тем, что мы едим. Спасибо, мне очень понравилось!
На: Правильное питание-основа здоровья.