Рабочая программа по учебному предмету математика 5 класс
Размещено: Ольга Владимировна Лыгина - вт, 09/11/2010 - 16:50
Рассмотрено Утверждено
на методическом совете приказом директора
Протокол №____ от________2010г. от________200_г.№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету математика
для обучающихся 5 классов
на 2010/2011учебный год
Автор-составитель:
ЛыгинаОльга Владимировна, учитель математики.
Пояснительная записка.
Цели обучения математике вобщеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием иприменением инструментария, необходимого человеку в егопродуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем,что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественныеотношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых дляразвития научных и технологических идей. Без конкретныхматематических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическимиприемами геометрических измерений и построений, читатьинформацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
Без базовой математической подготовки невозможна постановкаобразования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все большеспециальностей, требующих высокого уровня образования,связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия). Таким образом,расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методовчеловеческого мышления естественным образом включаютсяиндукция и дедукиция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез. Объекты математических умозаключений и правилаих конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическоемышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании уменийдействовать по заданному алгоритму и конструировать новые.В ходе решения задач - основной учебной деятельности науроках математики - развиваются творческая и прикладнаястороны мышления.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковыесредства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование обшей культуры человека.Изучение математикиспособствует эстетическому воспитанию человека, пониманиюкрасоты иизящества математических рассуждений, восприятию геометрическихформ.Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математикекак части общечеловеческой культуры.
Роль математической подготовки в образовании современногочеловека ставит следующие цели обучения математикеи школе:
·овладение конкретными математическими знаниями,необходимыми для применения в практической деятельности,дляизучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
·интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельностии необходимых для продуктивной жизни в обществе;
·формирование представлений об идеях и методах мате-мл тики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
·формирование представлений о математике как частиобщечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должнырешаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета,определяющей ее роль и место в общей системе школьногообучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.
Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становитсяуровневая дифференциация обучения. Это означает, что осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в настоящей программе, другие в соответствии сосвоими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательнойподготовки становится непременной обязанностью ученикав его учебной работе.В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.
В организации учебно-воспитательного процесса важнуюроль играют задачи. В обучении математике они являютсяи целью, и средством обучения и математического развитияшкольников.При планировании уроков следует иметь в виду,что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решениезадач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся, основанный на достижении обязательного уровня подготовки.Это способствует нормализации нагрузки школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Такие школьникидолжны получать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математические задачи), их следует привлекать к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях; желательно рекомендовать им дополнительную литературу. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональнойсистемы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости отуказанных факторов учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристическихметодов, использование технических средств. Критериемуспешной работы учителя должно служить качествоматематической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач,а не формальное использование какого-то метода, приема,формыили средства обучения.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы какпри изучении теории, так и при решении задач.Вниманиеучителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнении, критическую оценку результатов
Цельюизучениякурсаматематикиявляется:
·систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практическиезадачи на язык математики, подготовка учащихся к изучениюсистематических курсов алгебры и геометрии;
·овладение системой математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
·интеллектуальное развитие, формирование качеств лич ности, необходимых человеку для полноценной жизни в совре менном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
·формирование представлений об идеях и методах матема тики как универсального языка науки и техники, средства моде лирования явлений и процессов;
·воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Требования к математической подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
·о числе и десятичной системе счисления, о натуральныхчислах, обыкновенных и десятичных дробях;
·об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравне ние) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
·достоверных, невозможных и случайных событиях;
·плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространствени ых телах.
Учащиеся должны уметь:
·выражать спои мысли в устной и письменной речи, приме- няя математическую терминологию и символику;
·выполнять арифметические действия с натуральными чис- лами, обыкновенными и десятичными дробями;выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;
·решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
·составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;
·решать уравнения методом отыскания неизвестного компо-- нента действия (простейшие случаи);
·строить дерево вариантов в простейших случаях;
·использовать геометрический язык для описания предме-
тов окружающего мира в простейших случаях;
·определять длину отрезка, величину угла;
·вычислять периметр и площадь прямоугольника, треуголь- ника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.
Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы.
Формы обучения: беседы, практические работы, творческие занятия, индивидуально-групповые занятия, дидактические игры,самостоятельная работа,контрольная работа,тестовые задания.
Контроль достиженияпланируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий.
Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5 классов, режим занятий – 6 часов в неделю, или204 часа в целом за 1 год обучения
Тематическое планирование
№ уроков
Тема
Раздел учебника
Количествочасов
I.Натуральные числа и шкалы
§1
20
1-4
Обозначение натуральных чисел
П. 1
4
5-8
Отрезок. Длина отрезка.Треугольник
П. 2
4
9-10
Плоскость, прямая, луч
П.З
2
11-14
Шкалы и координаты
П. 4
4
15-18
Меньше или больше
П. 5
4
19
Контрольная работа № 1
П. 1-5
1
20
Обобщение
П. 1-5
1
II. Сложение и вычитание
натуральных чисел
§2
21
21-24
Сложение натуральных чисел и егосвойства
П. 6
4
25-28
Вычитание
П. 7
4
29-32
Числовые и буквенные выражения
П. 8
4
33-35
Буквенная запись свойств сложенияи вычитания
П. 9
3
36-39
Уравнения
П. 10
4
40
Обобщение
П.6-10
1
41
Контрольная работа № 2
П. 6-10
1
III.Умножениеи делениенатуральных чисел
§3
32
42-48
Умножение натуральных чисел и его свойства
П. 11
7
49-55
Деление
П. 12
7
56-59
Деление с остатком
П. 13
4
60-65
Упрощение выражений
П. 14
6
66-69
Порядок выполнения действий
П.15
2
70-71
Степень числа. Квадрат и куб числа
П. 16
2
72
Обобщение
П. 11-16
1
73
Контрольная работа № 3
П. 11-16
1
IV. Площади и объемы
§4
14
74-75
Формулы
П. 17
2
76-78
Площадь. Площадь прямоугольника
П. 18
79-80
Единицы измерения площадей
П. 19
2
81-82
Прямоугольныйпараллелепипед
П. 20
2
83-85
Объемы. Объем рямоугольногопараллелепипеда
П. 21
3
86
Обобщение
П. 17-21
1
87
Контрольная работа № 4
П. 17-21
1
V.Обыкновенные дроби
§5
24
88-89
Окружность и круг
П. 22
2
90-92
Доли и дроби
П. 23
3
93-95
Сравнение дробей. Правильные инеправильные дроби
П. 24-25
3
96-98
Сложение и вычитание дробейс одинаковыми знаменателями
П. 26
3
99-102
Деление и дроби
П. 27
4
103-105
Смешанные числа
П. 28
3
106-109
Сложение и вычитание смешанныхчисел
П. 29
4
110
Обобщение
П. 22-29
1
111
Контрольная работа № 5
П. 22-29
1
VI. Десятичные дроби. Сложениеи вычитание десятичных дробей
§6
18
112-115
Десятичная запись дробных чисел
П. 30
4
116-118
Сравнение десятичных дробей
П. 31
3
119-123
Сложение и вычитание десятичныхдробей
П. 32
5
124-125
Приближенные значения чисел
П. 33
2
126-127
Округление чисел
П. 33
2
128
Обобщение
П. 30-33
1
129
Контрольная работа № 6
Пп. 30-33
1
VII.Умножение и делениедесятичных дробей
§7
30
130-134
Умножение десятичных дробей на натуральные числа
числа
П. 34
5
135-140
Деление десятичных дробей нанатуральные числа
П. 35
6
141-145
Умножение десятичных дробей
П. 36
5
146-153
Деление десятичных дробей
П. 37
8
154-157
Среднее арифметическое
П. 38
4
158
Обобщение
П. 34-38
1
159
Контрольная работа № 7
П. 34-38
1
VIII. Инструменты для вычислений и измерений
§8
17
160
Микрокалькулятор
П. 39
1
161-167
Проценты
П. 40
7
168
Обобщение
П. 40
1
169
Контрольная работа № 8
П. 40
1
170-171
Угол. Прямой и развернутый угол.Чертежный треугольник
П. 41
2
172-174
Измерение углов. Транспортир
П. 42
3
175-176
Круговая диаграмма
П. 43
2
177
Практическая работа «Инструменты для вычислений и измерений»
П. 40-43
1
IX.Повторение
П. 44
28
178-187
Повторение
П. 44
10
188
Контрольная работа № 9
§§1-8
2
189-198
Повторение
П. 44
10
199-204
Резерв
П. 44
6
Содержание программы
1.Натуральные числа и шкалы (20 ч).
Натуральные числа и их сравнение.Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основнаяцель - систематизировать и обобщить сведенияо натуральных числах, полученные в начальной шк.......................... оле;закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволят Iвосстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыкиизмерения и построения отрезков.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча,единичного отрезка и координаты точки.Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения.Решение текстовых задач. Числовое выражение. Бук венное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основнаяцель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формированияумений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий(сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (32 ч).
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основнаяцель— закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.Развиваются умения решать текстовые задачи, требующиепонимания смысла отношений «больше на...(в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием;ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую частькоторых неизвестное входит дважды. Решению таких задачпредшествуют преобразования соответствующих буквенныхвыражений.
4.Площади и объемы (14 ч).
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основнаяцель- расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные имсведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решениигеометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5.Обыкновенные дроби (24 ч).
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачинадроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основнаяцель-познакомить учащихся с понятиемдроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которыхважно добиться от учащихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч).
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и им читание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основнаяцель — выработать умения читать, записи вать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполним, сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у умщихся четкого представления о десятичных разрядах рассм;п риваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать дсоя тичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробям 11с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выраженыдесятичными дробями.
При изучении операций округления числа вводится новоепонятие — «приближенное значение числа», отрабатываютсянавыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (30 ч).
Умножение и деление десятичных дробей.Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основнаяцель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач сданными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17ч).
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение углазаданной величины.
Основнаяцель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У учащихся важно выработать содержательное пониманиесмысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколькопроцентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображениюгеометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.
Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составныхчастей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научитьшкольников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (28ч).
Литература для учащихся
1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Н. Я. Виленкии, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2005—2009.
2. М. Б.Миндюк, В. Н. РудницкаяМатематика: Рабочая тетрадь для5класса. — М.: Генжер, 2005—2009.
3. А. С.Чесноков,К.И. Нешков ,Дидактические материалы по математике для 5 класса. — М.: Просвещение,2005—2009.