Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Труд с точки зрения закона

Размещено: татьяна алексеевна муфазалова - пт, 12/11/2010 - 11:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Муфазалова Татьяна Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №6" г. Гай, Оренбургская обл. учитель истории и обществознания
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 
1. Познакомить учащихся с основными документами, касающимися права граждан на труд, разъяснить трудовые права граждан и обязанности сторон по выполнению трудовых отношений 2. Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать. оценивать, использовать знания, полученные на уроках истории. 3. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и людям труда, уважение к закону
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Конституция России

Трудовой Кодекс

Учебник

 

 

Используемое оборудование: 

1. Конституция России

2. Трудовой Кодекс

3. Карточки с заданиями для групп

4. Рабочие печатные тетради по обществознанию

5. Учебник

6. Трудовая книжка

7. Компьютер и проектор

8. Лицевой счёт команды (см. приложение 1)

 
Используемые ЦОР: 

http://www.constitution.ru/

http://www.trkodeks.ru/

 
Краткое описание: 
I. Повторение домашнего задания Игра «Согласен – не согласен» II. Новая тема 1. Право на труд: работа в группах по статье 37 Конституции Рф. 2. Трудовой договор: работа в группах с текстом трудового кодекса; инсценирование результатов работы.

 

Учитель:  Ребята, вспомните правила работы в группе

 I. Повторение домашнего задания

   Игра «Согласен – не согласен»

 Учитель произносит фразу, учащиеся поднимают карточки с ответами(да или нет), по знаку учителя объясняют выбор ответа.

 1. Дети не должны трудиться?

2. Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них интерес?

3. Дети должны хорошо учиться. Учёба для них главная работа?

4. Карманные деньги – это деньги, которые лежат в кармане?

5. Нужны ли ребёнку карманные деньги?

6. Подросток с 14-ти лет имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?

7. Несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет совершают сделки с письменного   согласия родителей?

8. В древние времена дети не работали, а только играли?

9. До начала XX века в большинстве стран дети начинали работать в возрасте 16-ти лет?

10. Рабочий день детей был 14-16 часов?

11. В годы Великой Отечественной войны в тылу работало около 700 тысяч подростков?

12. Ученики не должны выполнять домашние дела, т.к. это мешает учиться?

13. За выполнение домашних поручений родители должны платить своим детям деньги – зарплату?

14. В каникулы подростки могут устроиться работать на почту?

15. Подростки не должны работать полный рабочий день?

  Учитель: Молодцы! А теперь заполните ЛСК.

                   В конце урока сдайте печатные тетради с домашним заданием.

 Вывод: Во все времена детей приобщали к труду, иногда это был тяжёлый       изнурительный труд.

                Сегодня часть подростков активно занимается экономической деятельностью. Уже в подростковом возрасте необходимо учиться обращаться с деньгами.

                Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Теперь в России труд свободен  никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать.

II. Новая тема

 Учитель: тема урока сегодня «Труд с точки зрения закона»

                                  План урока.

                          1. Право на труд

                          2. Трудовой договор

Цель урока: Мы должны доказать, что труд граждан в России защищён, что законы стоят на стороне человека труда.

 1. Право на труд

 

Вопросы учителя:1. Как вы понимаете слова «право на труд»?

                                     2. Для чего человек должен трудиться?

                                     3. Что требуется человеку, чтобы трудиться?

                                     4. Назовите известные вам пословицы о труде и лености (группы называют пословицы по очереди. Побеждает группа, назвавшая больше всех пословиц.)

 

Учитель. О каком отношении общества к труду говорят эти пословицы?

                   Посмотрим совпадает ли народная мудрость с Российскими законами о труде.

 

Учитель показывает детям Конституцию России и Трудовой Кодекс.

Вопрос. Когда была принята действующая Конституция России?

 

Задания группам: Откройте в тексте Конституции России статью 37 (статья 37  

                                       появляется на экране) (см. приложение 2) http://www.constitution.ru/

1 группа: Прочитайте часть 1 статьи 37. Как вы понимаете эти слова?

2 группа: Прочитайте часть 2 стать 37. Как вы понимаете эти слова?

3 группа: Прочитайте часть 3 статьи 37. Как вы понимаете эти слова?

4 группа: Прочитайте часть 5 стать 37. Как вы понимаете эти слова?

 

Группы отчитываются о проделанной работе и заполняют ЛСК.

 

Учитель: Но у нас в стране не все люди обеспечены работой – есть и безработные.

 

Задание. Прочитайте стр. 62 учебника, 1-й абзац.

                1. Кто считается безработным?

                2. Как государство помогает безработным?

                3. Почему сейчас в нашей стране растёт число безработных?

 

Дети отвечают на вопросы и заполняют ЛСК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Трудовой договор

 

Учитель: Важным законом, регулирующим трудовою деятельность, является  

                   Трудовой кодекс, который был принят в 2001 году и состоит из 424  

                   статей.

 

Записи в тетради

Кодекс – это свод законов в какой либо области

 

Учитель. С Трудовым кодексом мы немного познакомимся.

 

                  Чтение стр. 64 учебника (словарь).

 

На экране появляется статья 56 Трудового кодекса России

http://www.trkodeks.ru/ (см. приложение 3)

 

                   Задания группам.

1. Прочитать текст учебника

2. Проинсценировать задание

3. Назвать нарушение закона

 

Задание для 1 группы

 

Правовая ситуация

 

Место действия – кабинет работодателя.

За столом сидит чиновник. Входит подросток.

 

Подросток   Здравствуйте. Я прочёл объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.

Работодатель – Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?

 

Подросток – Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу.

 

Работодатель – Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?

 

Подросток – Спасибо! А мне нигде расписаться не надо?

 

Работодатель – О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?

 

Учитель (после выступления 1 группы): А теперь проверим ваш   ответ.

 

 На экране появляются статьи 63 и 66 Трудового кодекса

России http://www.trkodeks.ru/ (см. приложение 3)

 

 

 

 

Задание для 2 группы

 

Правовая ситуация

 

Место действия – кабинет работодателя. За столом сидит чиновник. Входит молодой человек 20-ти лет.

 

Молодой человек – Здравствуйте. Я узнал от друга, что в вашей фирме можно получить работу.

 

Работодатель – Проходите. Садитесь. А кто вы по профессии?

 

Молодой человек – Я – электрик. Вот мои документы.

 

Работодатель – Отлично. Электрик нам нужен. Сейчас составим трудовой договор:

                           1)будешь работать электриком

                           2) суббота и воскресенье- выходные дни

                           3) спецовку получишь у завхоза

А теперь распишись в трудовом договоре и завтра можешь выходить на работу.

 

Молодой человек (начинает внимательно читать текст трудового договора, но работодатель  торопит молодого человека)

 

Работодатель: Мы работаем честно, по закону. Людям надо доверять, молодой человек

 

Учитель (после выступления 2 группы): А теперь проверим ваш ответ.

 

На экране появляются статьи 57 и 67 Трудового Кодекса

http://www.trkodeks.ru/(см. приложение 3)

 

Задание для 3 группы

 

Правовая ситуация

 

Место действия – кабинет работодателя.

За столом сидит владелец фирмы. Входит девушка 30-ти  лет.

 

Девушка – Здравствуйте. Вызывали?

 

Владелец фирмы – Вызывал. Проходите. Садитесь. Я вызвал Вас для того, чтобы сообщить, что вы уволены.

 

Девушка (растерянно) – Уволена? Но почему? Ведь я со своей работой справляюсь и не нарушила ни один пункт трудового договора.

 

Владелец фирмы – Мы нашли на Ваше место другого человека. Получите расчёт и можете быть свободной.

 

Учитель ( после выступления 3 группы): А теперь проверим ваш ответ.

 

На экране появляется стать 81 Трудового кодекса России

 

http://www.trkodeks.ru/(см. приложение 3)

Задание для 4 группы

 

Правовая ситуация

 

Место действия кабинет начальника предприятия

За столом сидит начальник. Входит девушка 30-ти лет.

 

Девушка – Здравствуйте.

 

Начальник – Здравствуйте. Что это у Вас в руках?

 

Девушка – Это заявление об уходе. Мой трудовой договор с вашим предприятием истёк.

 

Начальник – А Вы не хотите его продлить?

 

Девушка – Нет. Я нашла работу в другом городе.

 

Начальник – Очень жаль. В таком случае Вы обязаны отработать у нас 3 месяца, пока мы не найдём Вам замену.

 

Учитель. Молодцы! Заполните ЛСК.

 

Вывод: Как мы видим Трудовой кодекс Российской Федерации защищает человека труда. В трудовых отношениях все равны: и работник и работодатель.

    Трудовой кодекс должен быть в каждой семье!

 

 

Закрепление: На магнитной доске закреплены слова: увольнение,

                                налоги, работник, заработная плата, отпуск,

                                право на жильё, трудовая книжка, работодатель,

                                медицинская помощь, защита Отечества,

                                трудовой договор, охрана природы.

                             

 Задание: Ребята, уберите с доски слова, которые не относятся к теме   нашего урока?

 

Подведение итогов работы групп.

 

Домашнее задание: §12, в тетради выписать и выучить понятия;

                                     в печатной тетради §5 задание 2 и 3.  

 

   

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение


 

Приложение 1

Лицевой счет команды.

 

п/п

Фамилия, имя.

домашнее

задание

работа с документом

«Умное чтение»

дополнения

рабочая тетрадь

оценка

 


Приложение 2

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.     

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

 

Задание для 1 группы

Статья 37 Конституции России

 Часть 2: Tруд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

 

Задание для 2 группы

Статья 37 Конституции России

 Часть 2: Принудительный труд запрещён

 

Задание дли 3 группы

Статья 37 Конституции России

Часть 3: Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

 

Задание для 4 группы

Статья 37 Конституции России

 Часть 5: Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

 

 


Приложение 3

Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

 

Статья 57. Содержание трудового договора

В трудовом договоре указываются:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор.

Существенными условиями трудового договора являются:

место работы (с указанием структурного подразделения);

дата начала работы;

наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

права и обязанности работника;

права и обязанности работодателя;

характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

 

Статья 61. Вступление трудового договора в силу

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.

 

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

 

Статья 66. Трудовая книжка

     Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

     Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, пункт настоящего Кодекса или иного федерального закона.

 

Статья 67. Форма трудового договора

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников законами и иными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

 

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом;

2) сокращения численности или штата работников организации;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:

а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);

5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

12) прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;

13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

14) в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
Открытый урок в 6 А классе Труд с точки зрения закона.doc 123.5 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн