Размещено: татьяна алексеевна муфазалова - пт, 12/11/2010 - 11:08
Учитель:Ребята, вспомните правила работы в группе
I.Повторение домашнего задания
Игра «Согласен – не согласен»
Учительпроизносит фразу, учащиеся поднимают карточки с ответами(да или нет), по знаку учителя объясняют выбор ответа.
1.Дети не должны трудиться?
2.Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них интерес?
3.Дети должны хорошо учиться. Учёба для них главная работа?
4.Карманные деньги – это деньги, которые лежат в кармане?
5.Нужны ли ребёнку карманные деньги?
6.Подросток с 14-ти лет имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?
7.Несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия родителей?
8.В древние времена дети не работали, а только играли?
9.До началаXXвека в большинстве стран дети начинали работать в возрасте 16-ти лет?
10.Рабочий день детей был 14-16 часов?
11.В годы Великой Отечественной войны в тылу работало около 700 тысяч подростков?
12.Ученики не должны выполнять домашние дела, т.к. это мешает учиться?
13.За выполнение домашних поручений родители должны платить своим детям деньги – зарплату?
14.В каникулы подростки могут устроиться работать на почту?
15.Подростки не должны работать полный рабочий день?
Учитель:Молодцы! А теперь заполните ЛСК.
В конце урока сдайте печатные тетради с домашним заданием.
Вывод:Во все времена детей приобщали к труду, иногда это был тяжёлый изнурительный труд.
Сегодня часть подростков активно занимается экономической деятельностью. Уже в подростковом возрасте необходимо учиться обращаться с деньгами.
Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Теперь в России труд свободен никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать.
II. Новая тема
Учитель:тема урока сегодня «Труд с точки зрения закона»
План урока.
1.Право на труд
2.Трудовой договор
Цель урока:Мы должны доказать, что труд граждан в России защищён, что законы стоят на стороне человека труда.
1. Право на труд
Вопросы учителя:1.Как вы понимаете слова «право на труд»?
2. Для чего человек должен трудиться?
3. Что требуется человеку, чтобы трудиться?
4. Назовите известные вам пословицы о труде и лености (группы называют пословицы по очереди. Побеждает группа, назвавшая больше всех пословиц.)
Учитель.О каком отношении общества к труду говорят эти пословицы?
Посмотрим совпадает ли народная мудрость с Российскими законами о труде.
Учительпоказывает детям Конституцию России и Трудовой Кодекс.
Вопрос.Когда была принята действующая Конституция России?
Задания группам:Откройте в тексте Конституции России статью 37 (статья 37
появляется на экране) (см. приложение 2) http://www.constitution.ru/
1 группа:Прочитайте часть 1 статьи 37. Как вы понимаете эти слова?
2 группа:Прочитайте часть 2 стать 37. Как вы понимаете эти слова?
3 группа:Прочитайте часть 3 статьи 37. Как вы понимаете эти слова?
4 группа:Прочитайте часть 5 стать 37. Как вы понимаете эти слова?
Группы отчитываются о проделанной работе и заполняют ЛСК.
Учитель:Но у нас в стране не все люди обеспечены работой – есть и безработные.
Задание.Прочитайте стр. 62 учебника, 1-й абзац.
1.Кто считается безработным?
2. Как государство помогает безработным?
3. Почему сейчас в нашей стране растёт число безработных?
Дети отвечают на вопросы и заполняют ЛСК.
2. Трудовой договор
Учитель:Важным законом, регулирующим трудовою деятельность, является
Трудовой кодекс, который был принят в 2001 году и состоит из 424
статей.
Записи в тетради
Кодекс– это свод законов в какой либо области
Учитель.С Трудовым кодексом мы немного познакомимся.
Чтение стр. 64 учебника (словарь).
На экране появляется статья 56 Трудового кодекса России
http://www.trkodeks.ru/(см. приложение 3)
Задания группам.
1.Прочитать текст учебника
2.Проинсценировать задание
3.Назвать нарушение закона
Задание для 1 группы
Правовая ситуация
Место действия –кабинет работодателя.
За столом сидит чиновник. Входит подросток.
Подросток– Здравствуйте. Я прочёл объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.
Работодатель– Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?
Подросток –Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу.
Работодатель –Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?
Подросток –Спасибо! А мне нигде расписаться не надо?
Работодатель –О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?
Учитель(после выступления 1 группы):А теперь проверим ваш ответ.
На экране появляются статьи 63 и 66 Трудового кодекса
России http://www.trkodeks.ru/ (см. приложение 3)
Задание для 2 группы
Правовая ситуация
Место действия –кабинет работодателя. За столом сидит чиновник. Входит молодой человек 20-ти лет.
Молодой человек –Здравствуйте. Я узнал от друга, что в вашей фирме можно получить работу.
Работодатель –Проходите. Садитесь. А кто вы по профессии?
Молодой человек –Я – электрик. Вот мои документы.
Работодатель –Отлично. Электрик нам нужен. Сейчас составим трудовой договор:
1)будешь работать электриком
2) суббота и воскресенье- выходные дни
3) спецовку получишь у завхоза
А теперь распишись в трудовом договоре и завтра можешь выходить на работу.
Молодой человек (начинает внимательно читать текст трудового договора, но работодатель торопит молодого человека)
Работодатель: Мы работаем честно, по закону. Людям надо доверять, молодой человек
Учитель(после выступления 2 группы):А теперь проверим ваш ответ.
На экране появляются статьи 57 и 67 Трудового Кодекса
http://www.trkodeks.ru/(см. приложение 3)
Задание для 3 группы
Правовая ситуация
Место действия –кабинет работодателя.
За столом сидит владелец фирмы. Входит девушка 30-ти лет.
Девушка –Здравствуйте. Вызывали?
Владелец фирмы –Вызывал. Проходите. Садитесь. Я вызвал Вас для того, чтобы сообщить, что вы уволены.
Девушка(растерянно) – Уволена? Но почему? Ведь я со своей работой справляюсь и не нарушила ни один пункт трудового договора.
Владелец фирмы– Мы нашли на Ваше место другого человека. Получите расчёт и можете быть свободной.
Учитель( после выступления 3 группы): А теперь проверим ваш ответ.
На экране появляется стать 81 Трудового кодекса России
http://www.trkodeks.ru/(см. приложение 3)
Задание для 4 группы
Правовая ситуация
Место действия– кабинет начальника предприятия
За столом сидит начальник. Входит девушка 30-ти лет.
Девушка –Здравствуйте.
Начальник –Здравствуйте. Что это у Вас в руках?
Девушка –Это заявление об уходе. Мой трудовой договор с вашим предприятием истёк.
Начальник –А Вы не хотите его продлить?
Девушка –Нет. Я нашла работу в другом городе.
Начальник –Очень жаль. В таком случае Вы обязаны отработать у нас 3 месяца, пока мы не найдём Вам замену.
Учитель.Молодцы! Заполните ЛСК.
Вывод:Как мы видим Трудовой кодекс Российской Федерации защищает человека труда. В трудовых отношениях все равны: и работник и работодатель.
Задание:Ребята, уберите с доски слова, которые не относятся к теме нашего урока?
Подведение итогов работы групп.
Домашнее задание:§12, в тетради выписать и выучить понятия;
в печатной тетради§5 задание 2 и 3.
Приложение
Приложение 1
Лицевой счет команды.
№
п/п
Фамилия, имя.
домашнее
задание
работа с документом
«Умное чтение»
дополнения
рабочая тетрадь
оценка
Приложение 2
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Задание для 1 группы
Статья 37 Конституции России
Часть 2:Tруд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Задание для 2 группы
Статья 37 Конституции России
Часть 2: Принудительный труд запрещён
Задание дли 3 группы
Статья 37 Конституции России
Часть 3:Каждыйимеетправонатрудвусловиях,отвечающихтребованиямбезопасностиигигиены,на вознаграждениезатрудбезкакойбытонибылодискриминациииненижеустановленного федеральнымзакономминимальногоразмераоплатытруда,атакжеправоназащитуотбезработицы.
Заданиедля4группы
Статья37КонституцииРоссии
Часть 5:Каждыйимеетправонаотдых.Работающемупотрудовомудоговоругарантируются установленныефедеральнымзакономпродолжительностьрабочеговремени,выходныеи праздничныедни,оплачиваемыйежегодныйотпуск.
Приложение 3
Статья 56.Понятие трудового договора. Стороны трудового договора
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Статья 57.Содержание трудового договора
В трудовом договоре указываются:
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор.
Существенными условиями трудового договора являются:
место работы (с указанием структурного подразделения);
дата начала работы;
наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
права и обязанности работника;
права и обязанности работодателя;
характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 61.Вступление трудового договора в силу
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.
Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.
Статья 63.Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.
С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
Статья 66.Трудовая книжка
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, пункт настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Статья 67.Форма трудового договора
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.
При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников законами и иными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
Статья 81.Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
1) ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом;
2) сокращения численности или штата работников организации;
3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:
а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;
7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;
12) прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;
13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;
14) в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.