Вы не зарегистрированы

Авторизация



Атмосферное давление

Submitted by Елена Владимировна Кистанова on Sat, 13/11/2010 - 20:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кистанова Е.В.
Место работы, должность: 
МОУ - Подтёсовская средняя общеобразовательная школа № 46 имени В.П. Астафьева, учитель
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 
Изучить явление атмосферное давление; продолжить формирование навыков самостоятельной работы; учить работе в группе.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений – 11-е изд., стереоитп. – М.: Дрофа, 2007. – 192 с.
Используемая методическая литература: 

 

1.       Пеннер Д.И. Программированные задания по физике для 6 -7 классов средней школы: Дидакт. материал. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
2.       Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М.: Просвещение, 1966. – 143 с.
3.       Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6 -7 классах средней школы. Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
4.       Терентьев М.М. Демонстрационный эксперимент по физике в проблемном обучении. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. – 104 с.
5.       Я иду на урок физики: 7 класс. Часть II: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 272 с.
6.       Чеботарева А.В. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений» - 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 159 с.

 

Краткое описание: 
Урок изучения нового материала по теме "Атмосферное давление" с использованием технологии критического мышления

 

Я  предлагаю вам попробовать воспроизвести события, описанные в журнале «Наука и жизнь». В 1967 году в редакцию журнала поступила  фотография с раздавленной цистерной от инженера П. Фейета с описанием случившегося. Цитирую письмо: «В цистерне был мазут. Чтобы опорожнить цистерну, мазут надо было разогреть. Разогревали горячим паром, который подавали прямо в цистерну. Возьмем вместо цистерны металлическую баночку, в которую я налила воды и поставила на плитку. Вода в банке кипит уже несколько минут, водяные пары полностью вытеснили воздух из банки. Вернемся к письму: когда мазут слили, люк цистерны закрыли, не дав ей, как следует охладиться… Пар в цистерне сконденсировался (превратился в жидкость), давление в ней резко понизилось, и цистерну раздавило».
(одновременно по ходу рассказа проделываю опыт: за несколько минут до начала урока в металлическую баночку из-под сока наливаю немного воды, довожу до кипения и даю возможность кипеть в течение нескольких минут, чтобы водяные пары полностью вытеснили воздух из банки. Осторожно снимаю банку с плитки и закрываю отверстие резиновой пробкой. Для быстрого охлаждения обливаю банку холодной водой, при этом она сжимается и сплющивается)
Как вы думаете, чем это можно объяснить (или почему это произошло)?
Мы вернемся с вами к этому вопросу в конце урока.
Как вы думаете, какова тема нашего занятия? (Атмосферное давление)
В целях экономии времени работаем сегодня на листах, которые потом вы можете вложить в тетрадь.
 
Первый этап: заполните таблицу «Верите ли вы?»
Перед вами ряд предложений, поставьте во втором столбике рядом с каждым утверждением «+», если вы согласны, «-», если не согласны. Работаете индивидуально 2 минуты. Потом зачитываете ваши предположения, по возможности каждое аргументируя.
 

Верите ли вы, что …
«+»/ «-»
Подтверждение из текста
большинство молекул газов, входящих в состав атмосферы, двигаясь беспорядочно, покидают землю.
 
 
на высоте плотность воздуха с высотой увеличивается.
 
 
 
воздух имеет массу.
 
 
 
 
причина существования атмосферного давления – вес воздуха.
 
 
если из полости между двумя пластмассовыми полушариями откачать воздух, то два человека не смогут разъединить их.
 
 
плотность газа в любом закрытом сосуде неодинакова по всему объему сосуда.
 
 

 
Третью колонку вы будете заполнять по ходу урока.
Работаем сегодня в группах.
Выберите командира группы. На столах есть листы с заданиями. Командир группы раздает задания. Вы выполняете их, результаты заносите на лист. На работу 10 минут. Выступление от каждой группы 3 минуты.
 

I  группа
 
Прочитайте информацию о атмосферном давлении  и подготовьте небольшое сообщение о нем, вставив пропущенные слова в предложения.
Атмосфера – это _____________________________________, окружающая Землю.
Земная поверхность и тела, находящиеся на ней испытывают ______________ давление, потому что на нижний слой действует __________ со стороны верхних слоев, давление производимое на нижний слой по закону _________ передаётся по __________.
4) Какое утверждение,  предложенное в начале урока, вы можете обосновать словами из текста.
Перед вами простейший прибор для демонстрации действия атмосферного давления.
1. Вверху банки проделано небольшое отверстие. С противоположной стороны банки проделано много мелких отверстий.
2. Опустите банку в сосуд с водой (мелкими отверстиями вниз) и, когда банка наполнится водой, зажмите пальцем большое отверстие и выньте банку из сосуда.
Вода не выливается из банки через нижние отверстия, так как она поддерживается действием атмосферного давления. Достаточно, однако отнять палец на несколько мгновений от большого отверстия, как из мелких отверстий пойдет дождь.
Если снова зажать отверстие, дождь тотчас прекращается.
Действие этого прибора основано на том же принципе, что и действие пипетки.
Покажите опыт классу с объяснением.
Сделайте опыт: фонтан в разреженном пространстве.
1) Возьмите пробирку, плотно закройте её пробкой, через которую пропущена стеклянная трубка с краном.
2) Откачайте из пробирки воздух с помощью насоса Камовского. И перекройте кран в трубке.
3) Переверните сосуд и опустите теперь конец трубки в воду и откройте кран, вы увидите фонтан.
Вода поступает в сосуд потому, что атмосферное давление больше давления разреженного воздуха в сосуде.
Покажите опыт классу с объяснением.
I I группа
Прочитайте информацию о весе воздуха  и подготовьте небольшое сообщение о нем, вставив пропущенные слова в предложения.
Воздух обладает ___________, так как на него действует _________________________. Вес воздуха легко вычислить, зная его _______________.
2) Какое утверждение, предложенное в начале урока, вы можете обосновать словами из текста.
 
На опыте покажите, что воздух имеет массу.
1) Возьмите прочный стеклянный шар с пробкой и резиновой трубкой с зажимом, из которого откачан воздух.
2) Уравновесьте на весах.
3) Откройте зажим на резиновой трубке, тем самым впустите воздух в шар.
4) Положите шар на весы. Нарушилось ли равновесие весов?
5) Для восстановления весов положите на другую чашку весов гири, масса которых будет равна массе воздуха в объеме шара.
Покажите опыт классу с объяснением.
(2 человека) Опытами установлено, что при температуре 0°С и нормальном атмосферном давлении (105 Па) масса воздуха объемом 1м3 равна 1, 29 кг. Пользуясь данной информацией, сформулируйте и решите задачу для нахождения веса воздуха.
 
 
 
 
I I I группа
(1 человек)
1) Возьмите шприц, опустите его конец в воду.
2) Поднимайте поршень. Что вы наблюдаете?
Найдите объяснение наблюдаемого явления в тексте (стр.98)
Покажите опыт классу. Объясните его.
(1 человек)
Используя ресурсы Internet, найдите информацию об опыте по изучению атмосферного давления Отто фон Герике. Расскажите его классу. Подумайте, почему полушария стали называть магдебургскими.
 
(2 человека) Проделайте опыт с магдебургскими полушариями.
1)      Соедините полушария и с помощью насоса Камовского откачайте из них воздух. Закройте кран.
2)      Попробуйте разъединить полушария.
3)      Откройте кран, попробуйте разъединить полушария теперь.
Покажите опыт классу. Объясните наблюдаемое явление.
 
 
 

 
А сейчас заслушиваем группы. Один человек от группы выступает, рассказывает о проделанной работе, какие результаты были получены, все остальные слушают, и каждый в своей таблице записывает вывод, сделанный по результатам эксперимента данной группы.
Выступления групп. Дополнения, уточнения, исправления ответов. Заполнение таблицы.
Какая новая информация появилась в таблице?
 
 Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Следующий этап работы - тест. Положите перед собой лист для теста, подпишите его. Перед вами 5 заданий. На работу 4 минуты.
 
 
Сверьте с правильными ответами (правильные ответы проецируются на доску), поставьте знак «+», если выполнено правильно и знак «-», если неправильно. Поставьте себе оценки. Шкала для оценивания указана на листах.
 
 
Пока я анализирую ваши результаты выполнения, вернитесь к листам, где формулировали цель своей деятельности.
Напишите: достигнута ли вами, поставленная на сегодняшний урок цель, если нет, то укажите что помешало?
Дополните список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы, если бы учителями были вы. (2-3 минуты)