Учитель: сегодня мы отправляемся с вами в путешествие к зеленому другу. Отгадайте к какому:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. Что это? (Лес)
Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.
Ученик
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои. (С. Погореловский)
Слайд 2.
Учитель: лес пускает нас к себе в гости. Что называют лесом? (Лесом называют большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)
Какие виды лесов вы знаете? (Леса бывают лиственные, хвойные, смешанные)
Кого мы можем встретить в лесу? Что можем там найти?
2.Целеполагание
Слайд 3.
Учитель: Тема урока «Грибы съедобные и несъедобные». Кто считает, что грибы – враги человеку? А кто считает по - другому? Наши мнения разделились. Поэтому контрольный вопрос урока: «Грибы – враги или друзья?» Для того чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, вы должны на уроке быть внимательными и активно работать.
3.Строение грибов
Слайд 4.
Учитель: Русские леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка). Что находится в земле? (Грибница). Проверим верность наших знаний, прочитав в
учебнике абзац 1. (Чтение про себя).
Вы узнали из текста, что называют грибницей? (Грибница – это и есть сам гриб. То, что на поверхности, - только его плод. Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3 – 7 дней.)
Какие названия грибов вы знаете? Почему в названия некоторых грибов включены названия деревьев? (Некоторые грибы растут под определенным видом деревьев.) Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями. Прочитаем об этом в учебнике.
Учитель: есть ли взаимосвязь между грибами и растениями? Что грибница всасывает из почвы? (Влагу с солями, которую отдает деревьям.) (Слайд 5).
Что грибница не может производить сама? (Питательные вещества, образующиеся при свете в листьях.)
Где гриб берет эти питательные вещества? (Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве. Грибница же «выращивает» дерево.)
Есть ли дружба между грибами и растениями? ( Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)
Какой вывод можно сделать об отношениях грибов и деревьев? (Грибы дружат с деревьями)
4.Несъедобные грибы. Работа в группах.
Учитель: Как вы понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?» (Не все грибы можно употреблять в пищу. Некоторые из них ядовиты.)
Прочитаем о ядовитых грибах в учебнике.
Какие ядовитые грибы вам известны? Чем они опасны?
Около 25 видов ядовитых грибов растет в наших лесах. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб. Чтобы лучше узнать о таких грибах, поработаем с текстами учебника в группах.
Задание :
1)Рассмотрите рисунки на индивидуальных листах;
2)Работая в четверках, найдите и обсудите отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами;
3)Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.
Учитель делит детей на четверки так, как они сидят:
1 группа – белый, желчный и сатанинский; 2 группа – опенок, ложный опенок; 3 группа – шампиньон, бледная поганка; 4 группа - лисичка, ложная лисичка.
Учитель наблюдает за работой, дает консультации, контролирует работу групп.
5.Грибы – двойники
Гриб
Шляпка снизу
Ножка
Мякоть на срезе
Съедобность
Слайды 7 - 8 (1 Группа)
Белый гриб
Белая или желтоватая
Рисунок в виде белой сеточки
белая
Съедобный
Желчный гриб
розовая
Рисунок в виде черной сеточки
Розовеет
Несъедобный, горький
Сатанинский гриб
Серовато- зеленоватая
Клубневидная с красным сетчатым рисунком
Краснеет и синеет
Ядовитый
Слайды 9 – 10 ( 2 группа)
Опенок
Желтовато -белая с темными пятнышками
Пленочное кольцо, воротничок
Белая с приятным запахом
Съедобный
Ложный опенок
Темная, пластинки зеленоватые
Пленочного кольца нет
Желтоватая с неприятным запахом
Ядовитый
Слайды 11 -12 (3 группа)
шампиньон
Пластинки розовые или фиолетовые
Нет мешочка у корня
Съедобный
Бледная поганка
С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые
Пленочное кольцо под шляпкой, «воротничок». Клубневидное утолщение с мешочком.
С неприятным запахом.
Смертельно ядовитый.
Слайды 13 – 14 (4 группа)
лисичка
Неровный край, светло- желтые
Не крошится
Съедобный
Ложная лисичка
Ровный край, красновато-оранжевые
Полая
Выделяет сок
Несъедобный
Учитель: Проверим работу групп. Поделимся выводами о различии сходных грибов. Назовите найденные сходства и различия внешнего вида и строения изученных грибов. (От каждой группы выступают дети, выводы которых сверяютсяс таблицей. Работа оценивается.)
Итак, многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Какой вывод можно сделать? ( Нужно быть внимательным грибником и уметь их различать.)
6.Физминутка.
Учитель: Проверим, какие вы внимательные грибники. Я буду называть названия грибов. Если это съедобный гриб, вы наклоняетесь и кладете его в воображаемую корзинку. Если гриб несъедобный, разводите руки в стороны.
Ёжик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют. Учитель называет гриб.) поднял грибок, положил в кузовок. (Дети делают наклоны или разводят руки в стороны).
7.Первая помощь при отравлении грибами.
Учитель: Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Ребята расскажут вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила первой помощи при отравлении грибами.
Случай 1.
Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от дома, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса началась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюноотделение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.
Случай 2.
Пятилетняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у не началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина – отравление бледной поганкой.
Слайд 15.
Учитель: Назовите признаки отравления грибами. Что нужно предпринять при отравлении грибами? Проверим, верные ли выводы вы сделали. ( Зачитываются выводы на слайде, делается хлопок, если такой вывод дети назвали.)
При отравлении грибами: 1) немедленно вызвать врача; 2) промыть желудок; 3) выпить активированный уголь.
8.Правила сбора грибов.
Учитель: А чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов! Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы. В тетрадях на печатной основе на стр. 31 отметьте знаком «+» верные высказывания. Перефразируйте неправильные выражения в правильные. (Дети выполняют задание, и учитель подводит итоги работы.)
Слайд 16.
Учитель: Лесник нашего леса предлагает правила сбора грибов. Обоснуйте каждый пункт памятки лесника.
Правила сбора грибов.
·Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)
·Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)
·Не собирай грибы у дорог и предприятий!(Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)
·Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой.(Как правило, это ядовитый гриб.)
·Срезай гриб ножиком.(Чтобы не повредить грибницу.)
Учитель: С правилами сбора грибов мы познакомились, теперь остается только их соблюдать.
9.Сбор съедобных грибов в корзину.
Слайды 17 -19.
Учитель: Проверим, какие съедобные грибы вы знаете. Отгадайте загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот гриб изображен.
Гриб я не белый, немного проще.
Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик.)
Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята.)
Очень дружные сестрички, золотистые … (Лисички.)
Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке. (Подосиновик.)
Люблю я в разных шапках быть.
В зеленоватой, красной, сероватой.
Собирай меня не мешкай. Я ведь … (Сыроежка.)
Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневою шляпкой,
С нежной бархатной подкладкой. (Белый.)
Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок.)
Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик.)
Учитель: К какой группе можно отнести все эти грибы? Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?
Вывод: всегда нужно быть внимательным грибником.
10.Роль грибов в природе.
Учитель: Каково значение грибов в природе? (Дети высказывают свое мнение.)
Слайд 20.
Учитель: сравним свои выводы с таблицей «Роль грибов в природе»:
1)Их любит собирать и есть человек;
2)В них насекомые откладывают личинки;
3)Своим корнем – грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают её деревьям;
4)Санитары леса: разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной;
5)Служат пищей животным, причем животные могут есть некоторые ядовитые грибы.
Слайд 21.
Учитель: Назовите тех, кто м ожжет питаться грибами. (Мыши, птицы, белки, глухари, кабаны, ежи, лоси, улитки, человек.)
Вот как много живых существ связано с грибами.
11.Работа с текстом.
Слайд 22.
Учитель: проверим ваши знания по теме. На партах у каждого лежит тест. Отметьте знаком «+» высказывание, с которым вы согласны.
Тест.
1.Ядовитые грибы лесу не нужны.
2.Ядовитые грибы надо уничтожать.
3.В лесу нужны только съедобные грибы.
4.В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
Учитель: Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему? (В природе нет ничего лишнего!)
12.Итог урока.
Слайд 23.
Учитель: Как ответим на контрольный вопрос: «Грибы – враги или друзья?» (Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями, иначе они могут принести вред нашему здоровью и стать врагом.)
С какими группами грибов мы познакомились на уроке? Приведите примеры грибов – двойников.
Я надеюсь сегодняшний урок подарил вам минуты радости от раскрытия и познания тайн природы.
13.Домашнее задание.
Домашнее задание предлагается по выбору:
1)читать рассказ о грибах (с.120-121), выучить памятки;
2)заполнить сравнительную таблицу съедобных и ядовитых грибов по рисункам и памятке в учебнике.