«Вальс – символ юности, любви, жизни» (Танцевальность в основе "Легкой" и "Серьёзной" музыки (ВАЛЬС).)
Submitted by Ирина Волкова on Tue, 16/11/2010 - 20:36
Волкова И.А. Урок музыки в 8 классе (Кабалевский)
УРОК 11: «Вальс – символ юности, любви, жизни» - 1 час
Цель урока:раскрыть тяготение к «лёгкой» и «серьёзной» музыке одного жанра – вальса на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки, фрагментов песен, сочинённых в наши дни.
Задачи: - знать жанровое многообразие танцевальной музыки (танцы бывают лёгкие и серьёзные);
- развивать умение находить признаки современной музыки в музыкальном материале урока (соответствие духу времени);
- воспитание культуры слушания музыки.
Оборудование:магнитофон, диски CD, портрет М. Глинки, портрет Е.Е. Керн.
Материал для слушания:«Вальс-фантазия» М. Глинка, фрагменты песен «Мальчишки, девчонки» А. Островского, «Туристской песни» из оперы «А зори здесь тихие…» К. Молчанова, «Вальс о вальсе» Э.Колмановского, сл. Е. Евтушенко.
ХОД УРОКА
1 этап: организационный.
Звуки вальса тихонько коснулись души, В глубину всех сердец незаметно проникли. Пригласить свою даму на танец спеши, Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.
Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с прослушивания фрагментов песен, написанных в наши дни.
- Каким песням принадлежат эти мелодии и что между ними общего? (Эти песни написаны в ритме вальса и исполняются в темпе вальса)
- Чем объяснить популярность вальса на протяжении вот уже 2 веков?
- Как вы думаете, почему многие песни, сочинённые в наши дни, имеют черты вальса?
2 этап: повторение изученного материала.
- Скажите, как мы узнаём о быте, музыке, танцах прошлых лет? (из повестей, романов, сказок)
- Прочитайте отрывок из романа Льва Толстого «Война и мир» (сцена первого бала Наташи Ростовой).
- Какому танцу созвучен образ юной Наташи Ростовой?
В 7 классе вы знакомились с «Вальсом» из оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева. Именно он рисовал нам образ Наташи Ростовой.
СЛУШАНИЕ: «Вальс» из оперы «Война и мир» С. Прокофьева
- Почему именно он, а не мазурка, полонез, менуэт?
3 этап: изучение нового материала.
При дворах высокопоставленных лиц танцевали множество танцев: менуэты, сарабанды, полонезы. Простой люд плясал на праздниках народные танцы – в каждой стране свои.
Одни танцы (особенно народные) сохранялись веками, другие исчезали без следа.
Предлагаю вам разгадать «Танцевальный кроссворд» и назвать популярные танцы прошлых столетий. Каждый танец нужно отнести к той стране, в которой он бытовал. (приложение «Танцы народов мира»)
РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА
Перед вами 7 прекрасных стран, которые стали Родиной для 7 разных танцев.
- А какую страну считают Родиной ВАЛЬСА?
Родиной вальса считают три страны: Францию, Чехию и Австрию.
В середине 18 столетия во Франции бытовал народный танец ВОЛЬТ. Танцевали его парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого.
В Чехии в это же время был популярен весёлый танец ФУРМАНТ («франт», «гордец»).
В Австрии танцевали степенный танец ЛЕНДЛЕР.
Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный ВАЛЬЦЕР. Во всех этих танцах партнёры, крепко обнявшись, кружились в быстром, вихревом движении.
Новый танец ВАЛЬС соединил в себе элементы вольта, лендлера, фурманта и вальцера. Вальс вышел из сельских кабачков и вошёл в аристократические танцевальные залы. Только принят там был не сразу. Во дворцах новый танец считался очень неприличным.
В России, например, Павел 1 издал предписание, запрещающее «употребление пляски, вельсеном именуемой». Но ни смотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шёл по странам Европы.
Особенно любили танцевать венцы. До сих пор знамениты вальсы Иоганна Штрауса-отца, его сыновей Иозефа, Эдварда и Иоганна. Последнего уже при жизни называли королём вальса. Его вальсы покорили Европу.
Немецкий композитор Франц Шуберт написал около 250 вальсов.
У польского композитора Фридерика Шопена вальсы стали концертными пьесами.
За 200 лет прошедших с рождения ВАЛЬСА, облик его менялся, становился разнообразным.
В России самыми популярными жанрами стали вальс-романс, вальс-песня («На сопках Маньчжурии» И. Шатрова, «Амурские волны» М. Кюсса).
В творчестве композиторов разных стран и эпох вальсы были разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, мятежными и нежно-поэтическими.
О таком вальсе мы сегодня поговорим – это произведение великого русского композитора Михаила Глинки.
СЛУШАНИЕ: «Вальс-фантазия» М. Глинки
- Какое впечатление произвела на вас музыка Михаила Глинки? Какие чувства и мысли она вызвала?
- Вы бы отнесли её к области «лёгкой» или «серьёзной» музыки?
- Как вы думаете, почему композитор дал своему произведению такое название?
«Вальс-фантазия» - одно из самых задушевных лирических произведений М. И. Глинки. В нём отразились мечты о неуловимом, прекрасном образе любимой женщины, о хрупких образах юности, о светлой и мимолётной красоте. Это произведение явилось в какой-то мере «страницей дневника» композитора. Вальс был негласно посвящен Екатерине Ермолаевне Керн – дочери воспетой А.С. Пушкиным А.П. Керн.
(на доску прикрепляется портрет Е.Е. Керн).
Поэтическое увлечение этой юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений Глинки.
Прослушайте это произведение ещё раз и охарактеризуйте интонацию и ритм главной мелодии.
Повторное СЛУШАНИЕ: «Вальс-фантазия» М. Глинки
«Вальс-фантазия» Михаил Глинка
Мелодия
Певучая, гибкая. В ней слышится нежный и страстный призыв любви
Ритм
Лёгкий, трепетный, причудливый, как будто Глинка рисовал прелестный облик девушки, её воздушную походку, быстрые и лёгкие движения.
ВЫВОД: «Вальс-фантазия» - это целая лирическая драма, разворачивающаяся на фоне вальса.
Значение «Вальса-фантазии» в истории русской симфонической музыки очень велико. Полная искреннего вдохновения лирическая поэма Глинки указала многим русским композиторам особый путь развития танца.
ВЫВОД: Танцы могут относится и к «лёгкой» и к «серьёзной» музыке. В танцевальных интонациях могут быть воплощены различные оттенки человеческих чувств.
Словно лёгкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной…
Не спеша
Нарастает мелодия Глинки –
И яснеет бездонная высь надо мной.
4 этап: работа над песней «Вальс о вальсе».
Как мы уже говорили в начале урока, многие современные композиторы пишут свои песни в ритме вальса. Одна из самых известных песен Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко называется «Вальс о вальсе».
СЛУШАНИЕ: «Вальс о вальсе» Э. Колмановского(Татьяна и Сергей Никитины)
СЛУШАНИЕ: «Вальс о вальсе» Э. Колмановского (К. Шульженко)
- Как вы понимаете смысл этой песни?
- Соответствует ли форма этой песни её содержанию?
- Опишите свои впечатления от пения Татьяны и Сергея Никитиных.
- Сравните эту интерпретацию песни с исполнением Клавдии Шульженко.
Запишем текст песни в тетрадь.
ИСПОЛНЕНИЕ:«Вальс о вальсе» Э. Колмановского
5 этап: домашнее задание.
Выучить текст песни Э. Колмановского «Вальс о вальсе»
6 этап: подведение итогов урока.
Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев!
...Пусть на земле нашей старой
Новые вальсы звучат!
Пусть восхищенные парни
Кружат счастливых девчат.
Пусть в тишине затаенной
Кружатся звезды для нас!
Вальс - это танец влюбленных,
Вальс - это все - таки вальс...
Использованные ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1.Бельканто.ру – в мире оперы. http://www.belcanto.ru