На сегодняшнем уроке вы закрепите и расширите свои знания о моделировании.
На основе базовой конструкции, по одной и той же выкройке,можно сшить изделие разных фасонов. Для этого в готовую выкройку вносят необходимые изменения и дополнения. Таким образом,можно зрительно увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, скрыть ее недостатки и подчеркнуть достоинства. Важную роль играет выбор рисунка и цвета ткани, это также влияет на внешний вид изделия и человека. Все это является моделированием.
Существуют три принципа моделирования:
1)соответствие модели одежды внешнему и внутреннему облику человека;
2)соответствие одежды ее назначению;
3)соответствие используемого материала форме и назначению одежды.
Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии, чтобы представить себе новую модель в пространстве, уметьвыполнять некоторые приемы моделирования.
Изменение длины - один из самых простых способов моделирования. Если необходимо уменьшить длину изделия, то надо налекалах переда и спинки провести новую линию низа параллельнонижнему срезу на таком расстоянии, на сколько необходимо уменьшить длину, и срезать лишнюю часть лекала.
Если необходимо увеличить длину изделия, то к лекалу спинки и переда по низу приклеивают дополнительный лист бумаги, проделывают линию бокового среза и откладывают нужную величину увеличения длины изделия, проводят линию низа параллельно предыдущей, лишнюю часть бумаги срезают. Если мы с вами расширим низ и смоделируем кокетку, то получим новую форму изделия.
Форма кокетки может быть любой: прямой, круглой, фигурной, ломаной. На выкройке переда наносят линию кокетки и две вертикальные линии, по которым будет производиться расширениениза. Выкройку разрезают по намеченным линиям, раздвигают. Для получения новой выкройки измененную и разрезанную старую накладывают на новый лист бумаги, обводят, оформляют линию низа и линию кокетки. Моделирование кокетки и расширение низа делают не только на передней части изделия, а также можно сделать и на спинке.
Еще одним приемом моделирования является художественная отделка изделия. К отделке относятся различные строчки, накладные детали, всевозможные пуговицы, пряжки, застежки, кружева, канты, вышивки, аппликации и т. д.
Многообразие одежды в значительной степени достигаетсяизменением пропорции целой вещи или ее частей. Художник-модельер в поисках пропорции костюма прежде всего ориентируется на фигуру человека и в соответствии с ней определяет форму и силуэт одежды, а затем все остальные элементы.
Большую роль в одежде играет цвет. Иллюзия цвета создается от сочетания резко контрастных цветов. Светлые детали на темном фоне кажутся крупнее, чем темные на светлом, холодные цветазрительно уменьшают фигуру, теплые - увеличивают. Когда вы выбираете изделие по цвету, то должны помнить об индивидуальных особенностях: цвет волос, глаз, лица, кожи.
Умение самостоятельно моделировать, создавать новые формы изделия в соответствии с вашей фигурой и направлениями моды - все это пригодится при творческой работе с журналами мод. Допустим, что у вас есть выкройка основы с вытачками для плотного облегания изделия по фигуре, переведенная из журнала мод. Преобразовать фасон можно, переместив вытачку, не изменяя основной формы деталей (желательно показать).
Изучение материала проходит одновременно с выполнениемпрактической работы по моделированию.
2.Моделированиетрехцветной конической юбки.
- Рассмотрите по рис. 30 на с. 51 учебника модели конической юбки.
-Какие варианты можно смоделировать на основе конической юбки?
-Какие приемы моделирования чаще всего используют в конической юбке?
-Изучите по таблице 15 последовательность выполнения работы по созданию моделей конической юбки (с. 52-53 учебника).
Учитель рассказывает о способах изменения выкройки, при этом использует макет детали юбки в М 1:4.
На чертеже конической юбки нанести линии разрезов, разделив юбку на три равные ширины, разрезать выкройку по намеченным линиям (полученные части используются как выкройки).
Учащиеся выполняют элемент моделирования в своих рабочих тетрадях. С помощью шаблона делают эскиз трехцветной конической юбки и описывают внешний вид. По шаблону обводят чертеж юбки, цветным карандашом наносят новые линии фасона, при моделировании пользуются калькой и цветной бумагой. Так же выполняется моделирование конической юбки с оборкой и конической юбки в технике лоскутной пластики (пользоваться учебником, с. 52-53).
Затем учащиеся самостоятельно работают.
3.Моделированиеклиньевой юбки.
1)Чтение текста по учебнику и рассматривание образцов клиньевой юбки по рис. 31 (стр. 53-54).
-Как осуществляют моделирование клиньевой юбки?
-Что нужно помнить при любых изменениях размера клина?
-Как нужно учитывать увеличение размера по линии талии?
-Рассмотрим способы расширения клина по линии низа.
2)Учитель рассказывает и показывает на шаблоне клиньевойюбки расширение клина по линии низа (первый способ).
На шаблоне провести линию в том месте, где начинается расширение. Потом надо продлить линию низа и отложить на нейсимметрично в обе стороны необходимую величину расширения. Соединить линии, и получится новый чертеж клина (рис. 32, стр. 54).
Учащиеся по шаблону обводят чертеж клина цветным карандашом, наносят изменения и с помощью кальки и цветной бумагивыполняют моделирование клиньевой юбки.
4)Пользуясь инструкцией в учебнике, учащиеся самостоятельно выполняют модели клиньевой юбки с расширением - дополнительными клиньями (рис. 33 «Расширение клина вставкой», стр. 55) - и юбки с клиньями годе (рис. 34 «Изменение формы клина юбки годе», стр. 55).
5)Учащиеся при помощи шаблона переднего и заднего полотнищ прямой юбки выполняют моделирование прямой юбки (учебник, с. 66).
IV. Закрепление и повторение:
Работа на интерактивной доске по слайдам:
1 слайд – Соотнеси с моделью юбки название и выкройку.
2 слайд – Соотнеси модель юбки и выкройку, недостающую выкройку модели нарисуй.
3 слайд – Повторение швов – Подпиши название швов.
4 слайд – Соотнеси графическое изображение швов и условные обозначения швов.
V. Анализ и оценка урока.
Учитель охарактеризовывает и оценивает выполненные чертежи моделей юбок, отмечает лучшие работы, указывает на недочеты и ошибки, отмечает причины их возникновения.
Домашнее задание:§ 10 (учебник, с. 50-56); знать последовательность выполнения моделирования конической юбки (таблица 15 по учебнику); зарисовать рис. 32-34 в рабочую тетрадь.