Официальный сайт teledu 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Я знаю шесть падежей

Размещено: Нина Федоровна Чернова - пн, 22/11/2010 - 16:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чернова Нина Федоровна
Место работы, должность: 
МОУ "Маломеминская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого района РТ"
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Развивать умения различать падежи по их признакам, правильно употреблять существительные в нужном падеже.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 3 класс.

Используемая методическая литература: 

Дидактический материал по русскому языку для уча­щихся малокомплектной школы (авт. В.П. Канакина),

Используемое оборудование: 

 

Дидактический материал по русскому языку для уча­щихся малокомплектной школы (авт. В.П. Канакина), таблица по русскому языку для 3-го класса (падежи с воп­росами и предлогами), раздаточный материал, репродукции картины Леви­тана "Золотая осень", карточки с на­званиями падежей.
Краткое описание: 
Организационный момент Теоретическая работа Закрепление пройденного материала Творческая работа Домашнее задание

 

 

Ход урока
I.Организационный момент
П. Постановка целей урока Учитель. Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному зна­комству с одним из понятий русского языка - склонением. Цель урока - по­вторение и обобщение знаний о всех падежах, отработка умений и навыков в определении падежей существитель­ных и правильном употреблении их в устной и письменной речи.
111. Теоретическая работа

У. На первом этапе урока я проверю ваши  теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы, а затем отвечайте.У.Что такое склонение? Дети. Изменение имен существи­тельных по вопросам.

У. Самолетик-самолет!
Захвати меня в полет!
Пролети над облаками,
Над лесами, над лугами, Над полями, пашнями,
Над домами нашими.
Д. Существительные над облака­ми, лесами, лугами, полями, пашня­ми, домами стоят в Т.п.
У. Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, И в ванне, и в бане! Д. Существительные в ушате, ко­рыте, лохани, реке, ручейке, океане, ванне, бане стоят в П.п.
У. Молодцы! Я вижу, что вы спра­вились с этим заданием и включились в работу. Усложним ее. Откройте ди­дактический материал на с. 36 и учеб­ник на с. 50. Прочитайте задания № 1-3 в пособии.
Дети читают задания.
1. Вставь пропущенные буквы.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи падеж имен существи­тельных в каждом сочетании слов.
3. Проверь по таблице в учебнике на с.50 правильно ли ты определил падеж.
- Прочитайте предложенные сло­восочетания. Чтобы правильно вста­вить пропущенные орфограммы, вы должны вспомнить материал, прой­денный в 1-3-м классах (словарные слова). Будьте внимательны и подчер­кивайте вставленные буквы, чтобы их легче было проверить. Это упражне­ние будем выполнять по вариантам:
I вариант:с!по5словосочетания;
II вариант:с6по!0 словосочета­ния. У доски это задание будут выпол­нять (учитель называет имена учени­ков). Дополнительно к этим заданиям предлагаю вам вспомнить тему "Со­став слова" и разобрать по два слова. Они записаны на доске. На доске.
I вариант
посм...трел
г...р...зонте
заведовал б...бл...отекой посм...трел на п...ртрет показалось на г...р...зонте р...ботал ...гр...номом был на ...кскурсии
II вариант
к...тался
ш...фером
(____т    к_
к...тался на авт...м...биле был ш...фером собр...лись около к...стра вы...хал на ш...ссе под...ехал к в...кзалу
Дети выполняют задание.
- Давайте проверим, если есть ошибки - исправим. Как мы определя­ем падеж существительных?
Д. От главного слова ставим вопрос к существительному и по вопросам определяем падеж.
У. Все, что мы сейчас повторили, нам пригодится при выполнении сле­дующего задания. Вам раздали карточ­ки, на которых есть задания. Прочи­тайте их.
1. Составь и напиши предложе­ния по картинке и вопросам:
- Где малыши спрятались от дождя?
- Где появилась радуга?
- Кто не испугался дождя?
2. Обозначь падеж имен суще­ствительных.
Дети читают.
- Рассмотрите картинку. Вместе отвечаем на поставленные вопросы.
Один из учеников идет к доске и записывает первое предложение.
с.                  г.            пр.     с.        пр.    с
      Малыши спрятались от дождя под елью
У. Какое это предложение?
Д. Повествовательное, невосклица­тельное, распространенное.
У. Сейчас я проверю ваши умения разбирать предложения по членам предложения и частям речи. Вы дол­жны выполнить полный разбор пред­ложения, выписан, словосочетания.
Дети выполняют задание.
спрятались (от чего?) от дождя
спрятались (где?) под елью
- Продолжаем отвечать на вопро­сы, заданные в карточке. Что нужно сделать во втором задании?
Д. Обозначить падеж существи­тельных.
У. Это относится ко всем трем предложениям. Чтобы я могла прове­рить работу всех вас, возьмите карточ­ки с падежами.
Дети выполняют задание.
Проверка с помощью сигнальных карточек.
.- Молодцы! Давайте вспомним еще один момент, который мы с вами не ого­варивали особо. Мы знаем, что в рус­ском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают существи­тельные в каждом падеже. А теперь от­ветьте: в каких падежах существитель­ные могут употребляться с предлогами?
Д. Во всех, кроме именительного.
У. В каком падеже существитель­ные никогда не употребляются без предлогов?
Д. В предложном.
У. А что можно сказать о существи­тельных в родительном, дательном, винительном и творительном паде­жах?
Д. Они могут употребляться с пред­логами и без них.
У. Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в ка­ком-то одном падеже?
Д. По таблице.
V. Творческая работа
У. Теперь мы подошли к тому твор­ческому заданию, о котором я говори­ла в начале урока. Перед вами репро­дукция картины, с которой мы уже немного знакомы. Вспомните и назо­вите имя художника и название кар­тины.
Учитель показывает репродукцию картины.
Д. Исаак Левитан "Золотая осень".
У. Задание, которое вы будете вы­полнять, покажет ваше умение приме­нять знания на практике. Ваша задача составить небольшой связный рассказ по картине, используя опорные слова, которые надо употребить в том паде­же, который укачан в скобках. Здесь вам понадобятся все ваши знания о слово­сочетаниях, связи слов в предложении и склонении существительных. Изме­няя слова, помните, что они могут упот­ребляться с предлогами, которые помогут вам связать слова в предложении.
 
Вы можете использовать сразу несколь­ко слов опорных в одном предложении или по одному. А может быть и так, что некоторые слова не войдут в ваш текст.
Работаете вы самостоятельно, в конце урока сдаете тетради, хорошо проверив работу. Опорные слова запи­саны на доске.
На доске.
Картина (П.п.), осень (И.п.), день (И.п.), синева (В.п.), река (Р.п.), го­лубизна (В.п.), небо (Р.п.), земля (И.п.), ковер (Т.п.), опушка (П.п.), осинки (И.п.), березки (И.п.), наряд (В.п.), пригорок (П.п.), зелень (И.п.), поле (Р.п.), художник (И.п.), красота (В.п.), природа (Р.п.).
VI. Домашнее задание
У. Дома выполните упражнение 122 и повторите словарные слова.
Приложение Примерный текст учащихся
На картине И.Левитана изображе­на осень. Стоит ясный день, светит солнце. Мы видим синеву реки, в ко­торой отражаются прибрежные расте­ния, и голубизну неба. Земля покрыта ковром из разноцветных листьев. На опушке леса стоят осинки и березки. Они надели желтый и оранжевый на­ряд. На пригорке видна зелень поля. Там еще не собрали урожай.
Художник в своей картине смог передать красоту родной природы.
 
 

 

У. Сколько в русском языке паде­жей?
Д. Шесть падежей.
У. Назовите их с вопросами.
Д. Именительный - кто? что1?
- Родительный - кого? чего?
- Дательный - кому? чему?
- Винительный - кого? что?
- Творительный - кем? чем?
- Предложный - о ком? о чем?
IV. Закрепление пройденного
V. От теории переходим к практи­ке. Сейчас вам будет предложено не­сколько заданий, которые будут услож­няться от этапа к этапу. Работая, будь­те внимательны, иначе в конце урока вы не справитесь с творческим зада­нием. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную размин­ку. Я буду читать стихотворения, в ко­торых вы услышите много существи­тельных в одном и том же падеже. Ваша задача: определить этот падеж. Ответ показывайте с помощью карто­чек с падежами. Итак, начали.
Туча, туча, хлынь дождем!
Громыхай сильнее, гром!
Чтобы желтая пшеница
Стала в поле колоситься,
Чтобы пекарь мне испек
Плюшку, сушку, пирожок,
Сайку, слойку, булку, пышку,
Крендель, сдобу и коврижку!
Д. Здесь существительные плюш­ку, сушку, пирожок, сайку, слойку, булку, пышку, крендель, сдобу, ков­рижку стоят в В.п.

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн