П. Постановка целей урокаУчитель.Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка - склонением. Цель урока - повторение и обобщение знаний о всехпадежах, отработка умений и навыковв определении падежей существительных и правильном употреблении их в устной и письменной речи.
111.Теоретическая работа
У. На первом этапе урока я проверю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы, а затем отвечайте.У.Что такое склонение? Дети.Изменение имен существительных по вопросам.
У. Самолетик-самолет!
Захвати меня в полет!
Пролети над облаками,
Над лесами, над лугами,Над полями, пашнями,
Над домами нашими.
Д. Существительные над облаками, лесами, лугами, полями, пашнями, домамистоят в Т.п.
У. Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани,В реке, в ручейке, в океане, И в ванне, и в бане!Д. Существительные в ушате, корыте, лохани, реке, ручейке, океане,ванне, банестоят в П.п.
У. Молодцы! Я вижу, что вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним ее. Откройте дидактический материал на с. 36 и учебник на с. 50. Прочитайте задания № 1-3 в пособии.
Дети читают задания.
1.Вставь пропущенные буквы.
2.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи падеж имен существительных в каждом сочетании слов.
3. Проверь по таблице в учебнике на с.50 правильно ли ты определил падеж.
-Прочитайте предложенные словосочетания. Чтобы правильно вставить пропущенные орфограммы, вы должны вспомнить материал, пройденный в 1-3-м классах (словарныеслова). Будьте внимательны и подчеркивайте вставленные буквы, чтобы ихлегче было проверить. Это упражнение будем выполнять по вариантам:
Iвариант:с!по5словосочетания;
IIвариант:с6по!0словосочетания. У доски это задание будут выполнять (учитель называет имена учеников). Дополнительно к этим заданиямпредлагаю вам вспомнить тему "Состав слова" и разобрать по два слова.Они записаны на доске.На доске.
Iвариант
посм...трел
г...р...зонте
заведовал б...бл...отекойпосм...трел на п...ртретпоказалось на г...р...зонтер...ботал ...гр...номомбыл на ...кскурсии
IIвариант
к...тался
ш...фером
(____тк_
к...тался на авт...м...билебыл ш...феромсобр...лись около к...стра вы...хал на ш...ссе под...ехал к в...кзалу
Дети выполняют задание.
-Давайте проверим, если есть ошибки - исправим. Как мы определяем падеж существительных?
Д. От главного слова ставим вопроск существительному и по вопросамопределяем падеж.
У. Все, что мы сейчас повторили,нам пригодится при выполнении следующего задания. Вам раздали карточки, на которых есть задания. Прочитайте их.
1.Составь и напиши предложения по картинке и вопросам:
-Где малыши спрятались от дождя?
-Где появилась радуга?
-Кто не испугался дождя?
2.Обозначь падеж имен существительных.
Дети читают.
-Рассмотрите картинку. Вместеотвечаем на поставленные вопросы.
Один из учеников идет к доске и записывает первое предложение.
с. г. пр. с. пр. с
Малыши спряталисьот дождя под елью
У. Какое это предложение?
Д. Повествовательное, невосклицательное, распространенное.
У. Сейчас я проверю ваши уменияразбирать предложения по членам предложения и частям речи. Вы должны выполнить полный разбор предложения, выписан, словосочетания.
Дети выполняют задание.
спрятались(от чего?) от дождя
спрятались(где?) под елью
-Продолжаем отвечать на вопросы, заданные в карточке. Что нужносделать во втором задании?
Д. Обозначить падеж существительных.
У. Это относится ко всем трем предложениям. Чтобы я могла проверить работу всех вас, возьмите карточки с падежами.
Дети выполняют задание.
Проверка с помощью сигнальныхкарточек.
.-Молодцы! Давайте вспомним ещеодин момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем,на какие вопросы отвечают существительные в каждом падеже. А теперь ответьте: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
Д. Во всех, кроме именительного.
У. В каком падеже существительные никогда не употребляются безпредлогов?
Д. В предложном.
У. А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?
Д. Они могут употребляться с предлогами и без них.
У. Можете ли вы назвать предлоги,которые употребляются только в каком-то одном падеже?
Д. По таблице.
V.Творческая работа
У. Теперь мы подошли к тому творческому заданию, о котором я говорила в начале урока. Перед вами репродукция картины, с которой мы уженемного знакомы. Вспомните и назовите имя художника и название картины.
Учитель показывает репродукциюкартины.
Д. Исаак Левитан "Золотая осень".
У. Задание, которое вы будете выполнять, покажет ваше умение применять знания на практике. Ваша задачасоставить небольшой связный рассказпо картине, используя опорные слова, которые надо употребить в том падеже, который укачан в скобках. Здесь вампонадобятся все ваши знания о словосочетаниях, связи слов в предложениии склонении существительных. Изменяя слова, помните, что они могут употребляться с предлогами, которые помогут вам связать слова в предложении.
Вы можете использовать сразу несколько слов опорных в одном предложенииили по одному. А может быть и так, чтонекоторые слова не войдут в ваш текст.
Работаете вы самостоятельно, в конце урока сдаете тетради, хорошопроверив работу. Опорные слова записаны на доске.
На доске.
Картина (П.п.), осень (И.п.), день(И.п.), синева (В.п.), река (Р.п.), голубизна (В.п.), небо (Р.п.), земля(И.п.), ковер (Т.п.), опушка (П.п.),осинки (И.п.), березки (И.п.), наряд(В.п.), пригорок (П.п.), зелень (И.п.), поле (Р.п.), художник (И.п.),красота (В.п.), природа (Р.п.).
VI.Домашнее задание
У. Дома выполните упражнение122 и повторите словарные слова.
ПриложениеПримерный текст учащихся
На картине И.Левитана изображена осень. Стоит ясный день, светитсолнце. Мы видим синеву реки, в которой отражаются прибрежные растения, и голубизну неба. Земля покрытаковромиз разноцветных листьев. Наопушкелеса стоят осинки и березки.Они надели желтый и оранжевый наряд. На пригорке видна зелень поля.Там еще не собрали урожай.
Художникв своей картине смогпередать красоту родной природы.
У. Сколько в русском языке падежей?
Д. Шесть падежей.
У. Назовите их с вопросами.
Д. Именительный - кто? что1?
-Родительный - кого? чего?
-Дательный - кому? чему?
-Винительный - кого? что?
-Творительный - кем? чем?
-Предложный - о ком? о чем?
IV.Закрепление пройденного
V.От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны, иначе в конце урокавы не справитесь с творческим заданием. Чтобы проверить, готовы ли вык работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворения, в которых вы услышите много существительных в одном и том же падеже. Ваша задача: определить этот падеж.Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали.
Туча, туча, хлынь дождем!
Громыхай сильнее, гром!
Чтобы желтая пшеница
Стала в поле колоситься,
Чтобы пекарь мне испек
Плюшку, сушку, пирожок,
Сайку, слойку, булку, пышку,
Крендель, сдобу и коврижку!
Д. Здесь существительные плюшку, сушку, пирожок, сайку, слойку,булку, пышку, крендель, сдобу, коврижкустоят в В.п.