План-конспект по обществознанию в 8 классе на тему: «У роковой черты»
в классе 6 учащихся.
Цели урока:
1.Образовательные: привести восьмиклассников к новому уровню осмысления экологической проблемы, рассмотреть различные точки зрения на процесс загрязнения в глобальном масштабе, максимально актуализировать знания учащихся по этой проблеме.
2. Развивающие: развивать навыки групповой работы, учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь ставить проблему и аргументировать ее.
3. Воспитательные: формирование ценностных ориентаций и убеждений, учащихся на основе личностного осмысления экологического опыта людей, воспитание экологическиграмотной личности.
Вид урока: дискуссионно-оценочный
Оборудование:
- политическая карта мира;
- самодельная схема «Загрязнения моего села»;
- Конституция РФ;
- Фотовыставка «ТО, что нас окружает».
Подготовка к уроку осуществлялась заранее. Класс делиться на три группы в соответствии с индивидуальными заданиями.
1 группа – занималась поисково-исследовательской деятельностью, они должны осмотреть окрестности села и выявить места загрязнений бытовыми и хозяйственными отходами.
2 группа – творческое задание «Мой сегодняшний мир»
3 группа – занималась сбором информации, анализируя районную и областную прессу.
Ход урока.
I. Вводно-мотивационный этап.
Вступительное слово учителя.
Цель нашего урока: определить, почему же именно человек и его хозяйственная деятельность стали причиной необратимых изменений экологической ситуации, как в нашем маленьком селе, так и в нашей стране и в мире, в целом.
II. Актуализация опорных знаний по теме: «Природа, общество, человек»
Класс делится на группы, и готовят развернутый ответ по карточкам.
- Подготовка развернутого ответа по карточкам.
Первая группа- карточка № 1.
Вторая группа – карточка №2.(Приложение1)
- Работа с классом.
- Раскройте основные значения понятия «природа»
- Какова роль природы в жизни общества и человека?
- В чем проявляется неразумность отношения человека к природе?
3.Устные развернутые ответы учащихся по карточкам, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы.
На доске тема урока
Эпиграф к уроку: Дорога цивилизации вымощена консервными банками.
А.Моравия итальянский писатель.
Задача для учащихся: Выяснить причину и суть изменений экологической обстановки в селе, стране и мире.
1. Рассказ учителя.
Мы начали изучать новый раздел «Человек и природа» и он полностью посвящен
проблемам природы и человека. На этом уроке мы постараемся с вами ответить на
следующие вопросы:
*Приобрело ли разрушение природы необратимый характер?
*Какой сигнал тревоги посылает человечеству Красная книга?
*Почему решение экологической проблемы требует усилий всего человечества?
2. Презентации проектов учащихся. Коллективное обсуждение результатов работы.
1 группа – занималась поисково-исследовательской деятельностью, они должны
осмотреть окрестности села и выявить места загрязнений бытовыми и
хозяйственными отходами.
Проект «ТО, что нас окружает..» (Приложение2)
2 группа – творческое задание «Мой сегодняшний мир». Выставка рисунков.
(Приложение3)
3 группа – занималась сбором информации, анализируя районную и областную прессу.
Выступление учащихся с обзором статей.
Итогом презентаций стало стихотворение «Хватит ли на наш век», написанное
Е. Мотовильник
Наш век летит, летит прогресс.
К чему ж, скажите, нам стремиться?
Растут заводы, города.
А рядом с ними завалы, грязь – беда.
От смрада можно задохнуться.
А так хотелось окунуться
В прозрачной речке Колышлей,
Вдохнуть простор родных полей,
Где птицы весело поют,
Где тишина, покой , уют,
Где люди добрые живут,
Природу нашу берегут,
Хранят леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все во веки.
Давайте Родину любить!
Природу – Матушку хранить.
И в вечной дружбе будем жить.
- Самостоятельная работа с текстом Конституции РФ.
Обзор статьи 42 Конституции РФ.
IV. Закрепление материала изученного на уроке.
Учащиеся самостоятельно заполняют памятку «Что нужно делать для сохранения экологического равновесия?»
1.Заключительное слово учащихся:
(ребята встают, и каждый читает строки из стихотворения
В. Глебова «РЕКВИЕМ XXI ВЕКУ»)
( Приложение 4)
V. Подведение итогов.
В конце урока осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.
Домашнее задание: Пар.9, ответы на вопросы 1-4.
Приложение 1.
Карточка № 1.
Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которые человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны прекратить свое существование. Морские черепахи, имеющие мозг с «горошину», появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие многие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило свое существование под угрозу.
Подумайте, можно ли на основе этих факторов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуйте.
Карточка № 2.
Определяя пути выживания в современных условиях, некоторые выдвигают лозунг
« Назад – пещере!», а другие призывают «Вперед – к искусственной биосфере»». Изложите вашу позицию в решении проблемы.
Приложение 4.
Реквием двадцать первому веку.
Наш разум стал природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства н6ить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- ДА СЫН ЛИ ТЫ МНЕ, Ч Е Л О В Е К ?
В. Глебов.
|