Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по ИЗО по автору Б.М. Неменского

Размещено: Лариса Валерьевна Андреева - ср, 24/11/2010 - 11:36

Министерство образования и науки РБ

Кяхтинское районное управление образованием

МОУ Наушкинская средняя общеобразовательная школа.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По изобразительному искусству

 

Класс:  5

 

Направленность: общеобразовательная

 

Кол-во часов:  34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наушки

2010

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Настоящий развернутый тематический план разработано применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б.М. Неменский, Н.В. Гросул, 2004.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах, повышенный- в 5 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использования следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)

Учащиеся должны знать:

- об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного языка декоративно прикладного искусства;

- об особенностях уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- смысловое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки и т.д.);

Учащиеся должны уметь:

- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения (ткачество, роспись, вышивка, резьба по дереву ит.д.);

- воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

- отражать  в рисунках и «проектах» единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципами декоративного общения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;

- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной, рефлексивной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учебно-тематический план

5 класс . по программе Б.М.Неменского

(1 час в неделю, всего 34 часа)

№ урока

Наименование разделов темы.

Кол-во часов

Основные понятия

Межпредметные связи

Задания для учащихся

I четверть. Тема «Древние корни народного искусства»

1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

1

Солнечные диски, дерево жизни, символы.

История (древние славяне,Русь)

Подбор иллюстративного материала по теме: «Народное жилище. Изба»

2-3

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня»

2

Народное искусство, декор, изба.

Геометрия (конструирование), литература (народное творчество), психология («Кто я?»)

Подбор материала по теме «Народные вышивки»

4-5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце.

2

Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент.

Технология (вышивка)

Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках.

6-7

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Приходите в избу»

2

интерьер

История, геометрия, технология.

Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров.

8-9

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.

2

Архитектура, дизайн, мода.

Геометрия (конструирование), технология, психология.

Подбор материала о глиняной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь).

Итого: 9 часов

II четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве»

1-3

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки.

3

Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки.

Музыка (народное творчество), литература (сказки, загадки, игры), экономика (промысел), история (культура России), психология (русская ментальность)

Современные народные промыслы. Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово.

4-7

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.гжель. городец. Жостово.

4

Промыслы, ремесла,Гжель, Городец, Жостово, керамика.

-«-

Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме.

Итого: 7 часов.

IV четверть. Тема «Декор, человек, общество, время»

1

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

1

Костюм, символика цвета.

История, литература (мифы и эпосы), психология.

Подбор иллюстративного материала о ДПИ Древней Греции.

2-3

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика.

2

Чернофигурные и краснофигурные вазы.

История человеческого общения, экономика, цивилизация, право  .

Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм.

4-5

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья

2

Костюм, стиль.

История человеческого общения, экономика, цивилизация, право  .

Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение».

6

О чем рассказывают гербы

1

Символ, эмблема, герб.

История человеческого общения, экономика, цивилизация.

Поисковая работа . «Герб Древней Руси».

7

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

1

Символ, эмблема, герб

История человеческого общения, экономика, цивилизация, право  .

Найти иллюстрации с изображением произведений декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Древней Греции, Западной Европы Эпохи Средневековья, барокко (рококо).

8

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)

1

 

История человеческого общения, экономика, цивилизация, право 

 

Итого: 8 часов

 

 

 

 

 

 

III  четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире»

1-2

Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма.

2

Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы.

История, МХК, технология, литература.

Подбор материала по теме «Народные вышивки».

3

Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме (урок-практикум)

1

Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы

История, МХК, технология, литература

Подбор материала по теме «Народные вышивки».

4

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.

1

Символика вышивки, орнамент.

-«-

Подбор материала о современной моде.

5

Русский костюм и современная мода

1

Мода, дизайн.

-«-

Сбор иллюстративного материала по народным праздникам.

6-7

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок-практикум)

2

Хоровод, масленица»

-«-

Музыка (народное творчество)

Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края»

8

Народные промыслы родного края (урок-конференция)

1

Художественные промыслы, ремесла

краеведение

Народные промыслы нашей страны.

9-10

«Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум)

2

 

 

Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта.

Всего: 10 часов

Всего: 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I четверть. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

Темы уроков

«Древние образы в народном искусстве»

«Убранство русской избы»

«Внутренний мир русской избы»

«Конструкция и декор предметов народного быта»

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

«народный праздничный костюм»

«Народные праздничный костюм»

«Народные праздничные гулянья» (обобщение темы четверти)

Задачи художественного развития учащихся

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Дети должны:

- проявлять интерес, бережное отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;

- видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства: в декоре традиционного жилища, предметах крестьянского быта, орнаментах вышивки, одежды.

Формирование творческой активности

Дети должны:

- уметь выявлять в произведениях крестьянского искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов языка, единство материала, формы и декора;

-активно включаться в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «проектов» и декоративных рисунков с учетом особенностей образного языка крестьянского прикладного искусства.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

В результате обучения в 5 классе учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного языка декоративно прикладного искусства;

- об особенностях уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- смысловое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки и т.д.);

УМЕТЬ:

- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения (ткачество, роспись, вышивка, резьба по дереву ит.д.);

- воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

- отражать  в рисунках и «проектах» единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципами декоративного общения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;

- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.

 

 

II  четверть. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ.

Темы уроков

«Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора»

«Истоки и современное развитие традиционных народных художественных промыслов России (Гжель, Городец, Хохлома, Жостово и др.)»

«интерес к народным художественным промыслам в нашей жизни» (обобщение темы четверти)

Задачи художественного развития учащихся

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Дети должны:

- проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера-носителя традиций;

- видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

Формирование творческой активности

Дети должны:

- активно включаться в анализ произведений народных мастеров;

- творчески участвовать в создании художественного образа по мотивам филимоновских, дымковских, каргопольских игрушек, в выполнении росписи (импровизации) и отдельных ее элементов на основе традиционных приемов гжельской, городецкой, хохлоской, жостовской росписи.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Дети должны:

- знать несколько традиционных народных художественных  промыслов России (промыслы народной глиняной игрушки, Гжель, Городец, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово), их истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента, приемы письма);

-уметь выявлять в произведениях народных художественных промыслов связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материала, формы и декора;

- уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные (возможно, декоративно-сюжетные) композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнамента (растительного, геометрического, зооморфного).

 

 

 

III четверть  ДЕКОР-ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ.

Тема уроков

«Зачем людям украшения» (введение в проблематику четверти)

«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»

«одежда «говорит» о человеке»

«о чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» (обобщение темы четверти)

Задачи художественного развития учащихся

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

Учащиеся должны:

- проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладного искусства разных народов, стран, времен; видеть его произведениях социальную окрашенность.

Формирование творческой активности

Учащиеся должны:

- творчески участвовать в обсуждении и выполнении проектов (эскизов) разных предметов (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи), объединенных единой стилистикой в декоративную композицию, а также гербов, эмблем.

Формирование художественных знаний, умений и навыков

В результате обучения в III четверти учащиеся должны:

Понимать:

- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества (разных времен);

Знать:

- об образной, смысловой стороне костюма, о его роли и значении в жизни общества как социального знака;

- о специфике символического языка герба- знака отличия;

Уметь:

-различить по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы эпохи Средневековья и барокко»;

- выявить стилевое единство костюма, мебели, предметов украшения интерьеров в учебно- творческих работах, связанных с созданием декоративных панно;

- владеть практическими навыками выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, фактуры, композиции при выполнении декоративных заданий;

- реализовывать полученные знания, умения, навыки и индивидуальных и коллективных формах работы.

 

 

IVчетверти ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Темы уроков

«Современное выставочное искусство»

«Ты мастер. Создание декоративной работы в материале»

Задачи художественного развития учащихся

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Дети должны:

- проявлять заинтересованное отношение к произведениям современных мастеров декоративно-прикладного искусства, выполненным в различных материалах и техниках;

- проявлять заинтересованное отношение к творческим работам своих сверстников.

Формирование творческой активности

Дети должны:

- обращать первостепенное внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

- проявлять художественную осведомленность, фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

В результате обучения в IVчетверти учащиеся должны иметь представления:

- о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

- о специфике языка разных художественных материалов, о роли выразительных средств (форма, объем, цвет, линия, фактура, пространство) в построении художественного образа, декоративной композиции;

- о  сложности процесса воплощения замысла в декоративно-прикладном искусстве, его сопряженности с материалом, ремеслом, технологией;

- об использовании опыта народного искусства в современном декоративно-прикладном искусстве,  об отличии современного художника от народного мастера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список методической литературы

Андреева А.Ю., Богомолов Г.И.История костюма. Эпоха. Стиль. Мода.-СПб., 2001.

Алехин А.Д. Изобразительное искусство.-М.: Просвещение, 1984.

Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М.:Просвещение, 1994

Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву.-М., 1970.

Неменский Б.М. Искусство вокруг нас.-М.: Просвещение, 2003.

Неменский Б.М. Твоя мастерская.-М.: Просвещение,2003

Неменский Б.М. ИЗО ихудожественный труд: 1-4 классы.-М.:Просвещение, 2003

Неменский Б.М. ИЗО и художественный труд 1-8 классы.-М.: Просвещение, 2003

Мерцалова М.Н.. Поэзия народного костюма-М., 1988.

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т.-М., 1987

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн