Министерство образования и науки РБ
Кяхтинское районное управление образованием
МОУ Наушкинская средняя общеобразовательная школа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
Класс: 5
Направленность: общеобразовательная
Кол-во часов: 34 часа
Наушки
2010
Пояснительная записка
Настоящий развернутый тематический план разработано применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б.М. Неменский, Н.В. Гросул, 2004.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах, повышенный- в 5 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использования следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
- об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного языка декоративно прикладного искусства;
- об особенностях уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- смысловое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки и т.д.);
Учащиеся должны уметь:
- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения (ткачество, роспись, вышивка, резьба по дереву ит.д.);
- воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;
- отражать в рисунках и «проектах» единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципами декоративного общения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;
- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной, рефлексивной.
Учебно-тематический план
5 класс . по программе Б.М.Неменского
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ урока
|
Наименование разделов темы.
|
Кол-во часов
|
Основные понятия
|
Межпредметные связи
|
Задания для учащихся
|
I четверть. Тема «Древние корни народного искусства»
|
1
|
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
|
1
|
Солнечные диски, дерево жизни, символы.
|
История (древние славяне,Русь)
|
Подбор иллюстративного материала по теме: «Народное жилище. Изба»
|
2-3
|
Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня»
|
2
|
Народное искусство, декор, изба.
|
Геометрия (конструирование), литература (народное творчество), психология («Кто я?»)
|
Подбор материала по теме «Народные вышивки»
|
4-5
|
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце.
|
2
|
Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент.
|
Технология (вышивка)
|
Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках.
|
6-7
|
Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Приходите в избу»
|
2
|
интерьер
|
История, геометрия, технология.
|
Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров.
|
8-9
|
Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.
|
2
|
Архитектура, дизайн, мода.
|
Геометрия (конструирование), технология, психология.
|
Подбор материала о глиняной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь).
|
Итого: 9 часов
|
II четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве»
|
1-3
|
Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки.
|
3
|
Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки.
|
Музыка (народное творчество), литература (сказки, загадки, игры), экономика (промысел), история (культура России), психология (русская ментальность)
|
Современные народные промыслы. Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово.
|
4-7
|
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.гжель. городец. Жостово.
|
4
|
Промыслы, ремесла,Гжель, Городец, Жостово, керамика.
|
-«-
|
Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме.
|
Итого: 7 часов.
|
IV четверть. Тема «Декор, человек, общество, время»
|
1
|
Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.
|
1
|
Костюм, символика цвета.
|
История, литература (мифы и эпосы), психология.
|
Подбор иллюстративного материала о ДПИ Древней Греции.
|
2-3
|
Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика.
|
2
|
Чернофигурные и краснофигурные вазы.
|
История человеческого общения, экономика, цивилизация, право .
|
Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм.
|
4-5
|
Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья
|
2
|
Костюм, стиль.
|
История человеческого общения, экономика, цивилизация, право .
|
Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение».
|
6
|
О чем рассказывают гербы
|
1
|
Символ, эмблема, герб.
|
История человеческого общения, экономика, цивилизация.
|
Поисковая работа . «Герб Древней Руси».
|
7
|
Что такое эмблемы, зачем они нужны людям
|
1
|
Символ, эмблема, герб
|
История человеческого общения, экономика, цивилизация, право .
|
Найти иллюстрации с изображением произведений декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Древней Греции, Западной Европы Эпохи Средневековья, барокко (рококо).
|
8
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)
|
1
|
|
История человеческого общения, экономика, цивилизация, право
|
|
Итого: 8 часов
|
|
|
|
|
|
|
III четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире»
|
1-2
|
Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма.
|
2
|
Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы.
|
История, МХК, технология, литература.
|
Подбор материала по теме «Народные вышивки».
|
3
|
Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме (урок-практикум)
|
1
|
Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы
|
История, МХК, технология, литература
|
Подбор материала по теме «Народные вышивки».
|
4
|
Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.
|
1
|
Символика вышивки, орнамент.
|
-«-
|
Подбор материала о современной моде.
|
5
|
Русский костюм и современная мода
|
1
|
Мода, дизайн.
|
-«-
|
Сбор иллюстративного материала по народным праздникам.
|
6-7
|
Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок-практикум)
|
2
|
Хоровод, масленица»
|
-«-
Музыка (народное творчество)
|
Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края»
|
8
|
Народные промыслы родного края (урок-конференция)
|
1
|
Художественные промыслы, ремесла
|
краеведение
|
Народные промыслы нашей страны.
|
9-10
|
«Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум)
|
2
|
|
|
Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта.
|
Всего: 10 часов
|
Всего: 34 часа
|
I четверть. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.
Темы уроков
«Древние образы в народном искусстве»
«Убранство русской избы»
«Внутренний мир русской избы»
«Конструкция и декор предметов народного быта»
«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
«народный праздничный костюм»
«Народные праздничный костюм»
«Народные праздничные гулянья» (обобщение темы четверти)
Задачи художественного развития учащихся
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Дети должны:
- проявлять интерес, бережное отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;
- видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства: в декоре традиционного жилища, предметах крестьянского быта, орнаментах вышивки, одежды.
Формирование творческой активности
Дети должны:
- уметь выявлять в произведениях крестьянского искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов языка, единство материала, формы и декора;
-активно включаться в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «проектов» и декоративных рисунков с учетом особенностей образного языка крестьянского прикладного искусства.
Формирование художественных знаний, умений и навыков.
В результате обучения в 5 классе учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного языка декоративно прикладного искусства;
- об особенностях уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- смысловое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки и т.д.);
УМЕТЬ:
- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения (ткачество, роспись, вышивка, резьба по дереву ит.д.);
- воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;
- отражать в рисунках и «проектах» единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципами декоративного общения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;
- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.
II четверть. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ.
Темы уроков
«Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора»
«Истоки и современное развитие традиционных народных художественных промыслов России (Гжель, Городец, Хохлома, Жостово и др.)»
«интерес к народным художественным промыслам в нашей жизни» (обобщение темы четверти)
Задачи художественного развития учащихся
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве
Дети должны:
- проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера-носителя традиций;
- видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.
Формирование творческой активности
Дети должны:
- активно включаться в анализ произведений народных мастеров;
- творчески участвовать в создании художественного образа по мотивам филимоновских, дымковских, каргопольских игрушек, в выполнении росписи (импровизации) и отдельных ее элементов на основе традиционных приемов гжельской, городецкой, хохлоской, жостовской росписи.
Формирование художественных знаний, умений и навыков.
Дети должны:
- знать несколько традиционных народных художественных промыслов России (промыслы народной глиняной игрушки, Гжель, Городец, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово), их истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента, приемы письма);
-уметь выявлять в произведениях народных художественных промыслов связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материала, формы и декора;
- уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные (возможно, декоративно-сюжетные) композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнамента (растительного, геометрического, зооморфного).
III четверть ДЕКОР-ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ.
Тема уроков
«Зачем людям украшения» (введение в проблематику четверти)
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
«одежда «говорит» о человеке»
«о чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» (обобщение темы четверти)
Задачи художественного развития учащихся
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Учащиеся должны:
- проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладного искусства разных народов, стран, времен; видеть его произведениях социальную окрашенность.
Формирование творческой активности
Учащиеся должны:
- творчески участвовать в обсуждении и выполнении проектов (эскизов) разных предметов (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи), объединенных единой стилистикой в декоративную композицию, а также гербов, эмблем.
Формирование художественных знаний, умений и навыков
В результате обучения в III четверти учащиеся должны:
Понимать:
- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества (разных времен);
Знать:
- об образной, смысловой стороне костюма, о его роли и значении в жизни общества как социального знака;
- о специфике символического языка герба- знака отличия;
Уметь:
-различить по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы эпохи Средневековья и барокко»;
- выявить стилевое единство костюма, мебели, предметов украшения интерьеров в учебно- творческих работах, связанных с созданием декоративных панно;
- владеть практическими навыками выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, фактуры, композиции при выполнении декоративных заданий;
- реализовывать полученные знания, умения, навыки и индивидуальных и коллективных формах работы.
IVчетверти ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Темы уроков
«Современное выставочное искусство»
«Ты мастер. Создание декоративной работы в материале»
Задачи художественного развития учащихся
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве
Дети должны:
- проявлять заинтересованное отношение к произведениям современных мастеров декоративно-прикладного искусства, выполненным в различных материалах и техниках;
- проявлять заинтересованное отношение к творческим работам своих сверстников.
Формирование творческой активности
Дети должны:
- обращать первостепенное внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;
- проявлять художественную осведомленность, фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей.
Формирование художественных знаний, умений и навыков.
В результате обучения в IVчетверти учащиеся должны иметь представления:
- о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;
- о специфике языка разных художественных материалов, о роли выразительных средств (форма, объем, цвет, линия, фактура, пространство) в построении художественного образа, декоративной композиции;
- о сложности процесса воплощения замысла в декоративно-прикладном искусстве, его сопряженности с материалом, ремеслом, технологией;
- об использовании опыта народного искусства в современном декоративно-прикладном искусстве, об отличии современного художника от народного мастера.
Список методической литературы
Андреева А.Ю., Богомолов Г.И.История костюма. Эпоха. Стиль. Мода.-СПб., 2001.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство.-М.: Просвещение, 1984.
Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М.:Просвещение, 1994
Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву.-М., 1970.
Неменский Б.М. Искусство вокруг нас.-М.: Просвещение, 2003.
Неменский Б.М. Твоя мастерская.-М.: Просвещение,2003
Неменский Б.М. ИЗО ихудожественный труд: 1-4 классы.-М.:Просвещение, 2003
Неменский Б.М. ИЗО и художественный труд 1-8 классы.-М.: Просвещение, 2003
Мерцалова М.Н.. Поэзия народного костюма-М., 1988.
Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т.-М., 1987
|