Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад № 198 «Вишенка»
Педагог-психолог Ялаева Э.А.
Обеспечение психологической безопасности ребёнка в ДОУ
Психологизацией педагогического процесса называют такой вид учебно-воспитательной деятельности при котором усвоение ребёнком определённого объёма знаний является материалом для максимального раскрытия его личностного, интеллектуального и творческого потенциала.
То есть современная педагогика, как и общество в целом делает ставку не на индивида владеющего максимальным количеством информации, а на личность, вооружённую чисто «человеческими» качествами, такими как: коммуникабельность, креативность, обучаемость.
Научно-теоретическая концепция психологизации образования разработана на идеях теорий развития и обучения детей Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконина, С.Г. Якобсон.
Ядром концепции является психологический подход ко всему учебно-воспитательному процессу: его, отслеживают и корректируют таким образом, чтобы каждый ребёнок достигал своего максимального возможного уровня развития. Эта работа ведётся в трёх направлениях: с детьми, педагогами и родителями, т.е. со всеми субъектами педагогического процесса, и направлена на:
- эффективное развитие детей в процессе усвоения предметных знаний (с учётом
типологических, возрастных и индивидуальных особенностей).
- обеспечение позитивных взаимоотношений «ребёнок – педагог», «ребёнок – ребёнок».
- выявление у педагогов сильных профессиональных и личностных качеств, на рефлексию и гармонизацию собственного внутреннего состояния.
- плодотворное взаимоотношение с родителями, способствующее пониманию ими принципов развития и обучения в ДОУ, содержание программы и осознанию индивидуальных особенностей ребёнка.
Рассмотрим понятие психологической безопасности которое является основополагающим аспектом психологизации педагогического процесса.
Психологическая безопасность ребёнка в ДОУ.
Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни государство, ни организации, ни тем более люди. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичной удовлетворенности которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.
Психологическая безопасность способствует удовлетворению и развитию социально – ориентируемых потребностей ребёнка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов. Поэтому обеспечение психологической безопасности личности ребёнка в ДОУ является основной задачей педагогов и включает в себя:
1) Неприемлемость психологического насилия (отсутствие психологического насилия предполагает уважение к личности ребёнка, учёт индивидуальных потребностей и межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей, когда соотношение дисциплинирующих и негативных воздействий и оценок уменьшаются в пользу организующих и позитивных, а педагогические установки динамичны и адекватны).
2) Преобладание диалогической направленности субъектов общения, т.е. позиция взрослого и ребёнка должны быть равноправными, как позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающихся людей.
3) Преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательного процесса, т.е. максимум требований к детям и максимум уважения к ним.
Работа по обеспечению психологической безопасности будет направлена на создание условий для сохранения психологического здоровья воспитанников и предупреждение возникновения факторов, которые являются дисфункциональными, угрожающими развитию личности дошкольника.
Рассмотрим подробнее факторы, приводящие к возникновению угрозы психологической безопасности ребёнка в ДОУ. Условно их делят на внешние, внутренние и общие.
К внешним факторам, приводящие к возникновению угрозы психолгической безопасности относят:
- дисфункциональное взаимодействие в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый», «ребёнок - средовое окружение».
В системе «ребёнок- взрослый» это:
- преобладание авторитарного стиля общения с детьми (воспитатель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает, требует, проверяет и оценивает. Дети должны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать, без проявления инициативы и самостоятельности, без наличия уважения и доверия к личности растущего человека);
- манипуляция детьми, наносящее серьёзный ущерб позитивному развитию личности (это проявляется в том, что взрослые стремятся всё сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как и деятельности, так и в принятии решения).
В системе «ребёнок- ребёнок» это:
- дисгармоничное межличностные отношения детей в группе (бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатель долгое время этого не замечает или не находит достаточно эффективных средств, для устранения такого явления, в результате у отвергнутых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребёнка детский сад);
- отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском обществе;
В системе «ребёнок - средовое окружение» это:
- враждебность окружающей среды ребёнка, например, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, когда отсутствуют необходимые условия для реализации возрастных новообразований, например, естественной потребности в движении, когда действуют необоснованные запреты;
- наблюдение интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребёнка могут быть:
- Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения (неряшливость, агрессивность, капризность, привычка быть в центре внимания).
- Осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
- Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всём от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
- Патология физического развития, например, нарушение зрения и слуха и т. п.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребёнка являются информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, и в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают детей (запугивание, необоснованные обещания и т.д.)
И это можете привести к психологическому стрессу. Признаки стрессового состояния малыша при нарушение его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудности засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрение у взрослого, буквально жмётся к ним;
- в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в игре с половыми органами;
- в снижении массе тела или, напротив, начинающих проявлений симптомах ожирения;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана, система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Включающая в себя:
· Наличие у педагога потребности в обратной связи от детей в том, как ими воспринимается те или иные формы совместной деятельности (экраны настроений, успехов и другой способ фиксации состояний после деятельности)
· Учет и изучение межличностных взаимоотношений воспитанников. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми для построения успешной работы (использование результатов социометрии).
· Преобладание положительных оценок над отрицательными. Отношение к личности ребёнка как к самостоятельной ценности.
· Склонность к косвенным средствам воздействия на ребёнка. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом, а непубличное указание ребёнку на его ошибки, просчёты, недостатки в поведении.
· Отсутствие жёстких педагогических установок: «любимчики», гордость группы, способные-с одной стороны, нелюбимые, «тупые», «бездарные»- с другой, и безликая масса, «серость»- с третей стороны.
Надёжным показателем того, что средства психологической безопасности выбраны. Верно, служат хорошее настроение ребёнка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
Список использованной литературы.
1. Галагузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ребёнок : от года до шести – ИНТОР, 1996.
2. Сиратюк А.Л. обучение детей с учётом психофизиологии: практическое руководство._ М.: ТЦ Сфера, 2001.
3. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. УрГПУ, 2002.
4. уководство практического психолога (под редакцией Дубровиной И.В.). – М.: Наука 1995.
5. Ребекка Р. Фьюэлл, Патриция Ф. Вэдэзи. Ребёнок и стресс: руководство для педагогов и родителей (перевод с англ. Л.А. Чистович, Е.В. Кожевниковой) – Спб.: ИРАВ, 1999
|