Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обеспечение психологической безопасности ребёнка в ДОУ

Submitted by Эльмира Александровна Ялаева on Wed, 24/11/2010 - 20:18

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Детский сад № 198 «Вишенка»

Педагог-психолог Ялаева Э.А.

 

Обеспечение психологической безопасности ребёнка в ДОУ

 

Психологизацией педагогического процесса называют такой вид учебно-воспитательной деятельности при котором усвоение ребёнком определённого объёма знаний является материалом для максимального раскрытия его личностного, интеллектуального и творческого потенциала.

То есть современная педагогика, как и общество в целом делает ставку не на индивида владеющего максимальным количеством информации, а на личность, вооружённую чисто «человеческими» качествами, такими как: коммуникабельность, креативность, обучаемость.

 

Научно-теоретическая концепция психологизации образования разработана на идеях теорий развития и обучения детей Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконина, С.Г. Якобсон.

 

Ядром концепции является психологический подход ко всему учебно-воспитательному процессу: его, отслеживают и корректируют таким образом, чтобы каждый ребёнок достигал своего максимального возможного уровня развития. Эта работа ведётся в трёх направлениях: с детьми, педагогами и родителями, т.е. со всеми субъектами педагогического процесса, и направлена на:

- эффективное развитие детей в процессе усвоения предметных знаний (с учётом

типологических, возрастных и индивидуальных особенностей).

- обеспечение позитивных взаимоотношений «ребёнок – педагог», «ребёнок – ребёнок».

- выявление у педагогов сильных профессиональных и личностных качеств, на рефлексию и гармонизацию собственного внутреннего состояния.

- плодотворное взаимоотношение с родителями, способствующее пониманию ими принципов развития и обучения в ДОУ, содержание программы и осознанию индивидуальных особенностей ребёнка.

Рассмотрим понятие психологической безопасности которое является основополагающим аспектом психологизации педагогического процесса.

 

Психологическая безопасность ребёнка в ДОУ.

Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни государство, ни организации, ни тем более люди. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичной удовлетворенности которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.

 

Психологическая безопасность способствует удовлетворению и развитию социально – ориентируемых потребностей ребёнка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов. Поэтому обеспечение психологической безопасности личности ребёнка в ДОУ является основной задачей педагогов и включает в себя:

1)      Неприемлемость психологического насилия (отсутствие психологического насилия предполагает уважение к личности ребёнка, учёт индивидуальных потребностей и межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей, когда соотношение дисциплинирующих и негативных воздействий и оценок уменьшаются в пользу организующих и позитивных, а педагогические установки динамичны и адекватны).

2)      Преобладание диалогической направленности субъектов общения, т.е. позиция взрослого и ребёнка должны быть равноправными, как позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающихся людей.

3)      Преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательного процесса, т.е. максимум требований к детям и максимум уважения к ним.

Работа по обеспечению психологической безопасности будет направлена на создание условий для сохранения психологического здоровья воспитанников и предупреждение возникновения факторов, которые являются дисфункциональными, угрожающими развитию личности дошкольника.

 

Рассмотрим подробнее факторы, приводящие к возникновению угрозы психологической безопасности ребёнка в ДОУ. Условно их делят на внешние, внутренние и общие.

К внешним факторам, приводящие к возникновению угрозы психолгической безопасности относят:

- дисфункциональное взаимодействие в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый», «ребёнок - средовое окружение».

В системе «ребёнок- взрослый» это:

- преобладание авторитарного стиля общения с детьми (воспитатель объясняет,  рассказывает, показывает, доказывает, требует, проверяет и оценивает. Дети должны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать, без проявления инициативы и самостоятельности, без наличия уважения и доверия к личности растущего человека);

- манипуляция детьми, наносящее серьёзный ущерб позитивному развитию личности (это проявляется в том, что взрослые стремятся всё сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как и деятельности, так и в принятии решения).

 

В системе «ребёнок- ребёнок» это:

- дисгармоничное межличностные отношения детей в группе (бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатель долгое время этого не замечает или не находит достаточно эффективных средств, для устранения такого явления, в результате у отвергнутых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме,  каковым является для ребёнка детский сад);

-  отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском обществе;

 

В системе «ребёнок - средовое окружение» это:

- враждебность окружающей среды ребёнка, например, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, когда отсутствуют необходимые условия для реализации возрастных новообразований, например, естественной потребности в движении, когда действуют необоснованные запреты;

- наблюдение интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней.

 

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребёнка могут быть:

  1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения (неряшливость, агрессивность, капризность, привычка быть в центре внимания).
  2. Осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
  3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всём от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  4. Патология физического развития, например, нарушение зрения и слуха и т. п.

 

Общим же источником угроз психологической безопасности ребёнка являются информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, и в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают детей (запугивание, необоснованные обещания и т.д.)

 

И это можете привести  к психологическому стрессу. Признаки стрессового состояния малыша при нарушение его психологической безопасности могут проявляться:

-  в трудности засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;  

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрение у взрослого, буквально жмётся к ним;

- в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в игре с половыми органами;

- в снижении массе тела или, напротив, начинающих проявлений симптомах ожирения;

-  в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

 

Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана, система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Включающая в себя:

·         Наличие у педагога потребности в обратной связи от детей  в том, как ими воспринимается те или иные формы совместной деятельности (экраны настроений, успехов и другой способ фиксации состояний после деятельности)

·         Учет и изучение межличностных взаимоотношений воспитанников. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми для построения успешной работы (использование результатов социометрии).

·         Преобладание положительных оценок над отрицательными. Отношение к личности ребёнка как к самостоятельной ценности.

·         Склонность к косвенным средствам воздействия на ребёнка. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом, а непубличное указание ребёнку на его ошибки, просчёты, недостатки в поведении.

·         Отсутствие жёстких педагогических установок: «любимчики», гордость группы, способные-с одной стороны, нелюбимые, «тупые», «бездарные»- с другой, и безликая масса, «серость»- с третей стороны.

Надёжным показателем того, что средства психологической безопасности выбраны. Верно, служат хорошее настроение ребёнка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

 

Список использованной литературы.

1.      Галагузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ребёнок : от года до шести – ИНТОР, 1996.

2.      Сиратюк А.Л. обучение детей  с учётом психофизиологии: практическое руководство._ М.: ТЦ Сфера, 2001.

3.      Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. УрГПУ, 2002.

4.      уководство практического психолога (под редакцией Дубровиной И.В.). – М.: Наука 1995.

5.      Ребекка Р. Фьюэлл, Патриция Ф. Вэдэзи. Ребёнок и стресс: руководство для педагогов и родителей (перевод с англ. Л.А. Чистович, Е.В. Кожевниковой) – Спб.: ИРАВ, 1999

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн