Рабочая программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008) и примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).
В процессе овладения двигательной деятельностью на уроках физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность, воспитываются нравственные и волевые качества: дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость, выносливость.
Цель обучения – содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника, освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью и формирования основ здорового образа жизни.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
üукрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
üразвитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
üформирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
üформирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
üвыработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
üсовершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
üприобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам деятельности;
üобучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности;
üвоспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
üсодействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. В содержание программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Учитывая возрастные особенности первоклассников, их подготовленность к обучению двигательным действиям, обеспечение лыжным инвентарем и погодные условия (отсутствие снега, сильные ветра), решено заменить лыжную подготовку на спортивные и подвижные игры. Это не скажется отрицательно на процессе обучения, так как проведение таких уроков предусмотрено на открытом воздухе, да и знакомство с лыжами можно начать во втором классе, когда дети будут более дисциплинированы и самостоятельны.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа:
üс образовательно-познавательной направленностью(На таких уроках учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. Целесообразно использовать учебники по физической культуре);
üобразовательно-предметной направленностью(Такие уроки используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр.);
üобразовательно-тренировочной направленностью(Уроки используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. На таких уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной).
Каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах, во время прогулок.
Выполняя программный материал, уроки рекомендуется проводить не только преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект но и в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения рабочая программа обеспечивается учебно – методическим комплектом:
·Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2008.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Курс рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю)
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов
1
Основы знаний о физической культуре
4
2
Легкая атлетика
29
3
Гимнастика с элементами акробатики
15
4
Подвижные и спортивные игры
18
На занятиях физической культуры в первом классе для достижения поставленной цели используются различные формы проведения уроков: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-праздник, урок-викторина, урок-сказка, эстафеты, спортивный марафон, спортивный калейдоскоп, игровая лаборатория, историческое путешествие.
Методы проведения занятий разнообразны: метод показа, метод сравнения, метод анализа.
Формы организации учебного процесса:индивидуальные, групповые, фронтальные, практикумы.
Формы контроля опорной системы знаний:наблюдение, беседа, сдача контрольных нормативов.
Условия реализации: наличие спортивного зала, оборудованного спортивным инвентарем, гимнастическими снарядами и гимнастическим оборудованием для проведения занятий в условиях непогоды, низкой температуры воздуха. Оборудованная спортивная площадка для проведения уроков на свежем воздухе, наличие ямы для прыжков с разбега, футбольных ворот, ровной открытой местности для занятия бегом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу первого года обучения ученик
научится:
üправилам поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам безопасности;
üсоблюдать личную гигиену, режим дня;
üсоотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом;
üустанавливать различия в физической нагрузке по частоте сердечных сокращений (пульсу) при выполнении физических упражнений;
üвыполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
получить возможность научиться:
üвыполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;
üвыполнять метание малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках, ловли и ведении мяча, ударах по мячу;
üвыполнять упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед), стойку на лопатках;
üвыполнять лазанье по гимнастической стенке, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке;
üвыполнять упражнения на освоение навыков равновесия (стойка на носках на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, повороты на 90º);
üвыполнять на основе танцевальных упражнений шаг с прискоком, приставные шаги, шаг галопа в сторону;
üвыполнять строевые упражнения: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты и другие строевые команды;
üвыполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен».
демонстрировать:
физические способности
физические упражнения
мальчики
девочки
скоростные
бег 30 м, сек
5,6
5,8
скоростно-силовые
прыжок в длину с места, см
155 и более
150 и более
силовые
подтягивание
- на высокой перекладине для мальчиков, кол-во раз
- на низкой перекладине для девочек, кол-во раз
4 и выше
12 и выше
выносливость
6-минутный бег, м
1100 и более
900 и более
координационные
челночный бег 3х10 м
9,9
10,2
гибкость
наклон вперед из положения сидя, см
9 и более
11,5 и более
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Плановые сроки прохождения
Наименование раздела и темы урока
Часы учебного времени
Характеристика основной деятельности ученика
Примечание
План.
Факт.
Основы знаний о физической культуре (4 ч.)
1
Урок – сказка «Понятие о физической культуре. Правила по технике безопасности на уроках физической культуры». Подвижная игра «Горелки».
1
Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.
Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий.
Развитие познавательной активности: получение знаний о природе (медико-биологические основы деятельности), знаний о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знаний об обществе (историко-социологические основы деятельности).
2
Урок – путешествие «Возникновение первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр». Подвижная игра «Горелки».
1
Пересказывать тексты по истории физической культуры.
Понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека.
3
Урок – викторина «Основные способы передвижения. Представление о физических упражнениях». Подвижная игра «Летает – не летает».
1
Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость).
4
Урок – игра Основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие). Игра «Слушай сигнал».
1
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки.
Легкая атлетика (13 ч.)
5
Урок – путешествие «Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук под счет коротким, средним и длинным шагом». Игра «Быстро по своим местам». Правила по технике безопасности на урокахлёгкой атлетики.
1
Различать разные виды ходьбы.
Осваивать ходьбу под счет, под ритмический рисунок.
6
Спортивный калейдоскоп Сочетание различных видов ходьбы. Игра «Слушай сигнал». Стартовый контроль:бег 30 м.
1
Моделировать сочетание различных видов ходьбы.
Осваивать умение использовать положение рук и длину шага во время ходьбы.
7
Спортивный марафон Обычный бег, бег с изменение направления движения. Бег в чередовании с ходьбой. Игра «Кошки - мышки».
1
Различать разные виды бега, уметь менять направление во время бега, оценивать свое состояние.
8
Спортивный марафон «Бег с преодолением препятствий». Игра «С кочки на кочку». Стартовый контроль: прыжок в длину с места.
1
Научиться общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Выявлять характер зависимости частоты сердечных сокращений от особенностей выполнения физических упражнений.
9
Спортивный марафон Бег по размеченным участкам дорожки. Игра «У ребят порядок строгий».
1
Осваивать высокий старт, умение стартовать по сигналу учителя. Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики.
10
Урок – игра Челночный бег. Игра «Ястреб и утка» Стартовый контроль: подтягивание.
1
Знакомство с челночным бегом. Освоение правил выполнения.
Проявлять качества выносливости при выполнении челночного бега.
11
Спортивный марафон
«Совершенствование навыков бега. Медленный бег до 3 мин». Подвижная игра «Кто быстрее встанет в круг?»
1
Развитие выносливости, умения распределять силы. Умение чередовать бег с ходьбой.
Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гим-настики.
12
Спортивный марафон Совершенствование навыков бега. Кросс по слабопересеченной местности. Игра «Кто лишний». Стартовый контроль: 6-минутный бег.
1
Осваивать бег по пресеченной местности.
Умение сосредотачивать внимание, восстанавливать дыхание после преодоления дистанции.
13
Эстафеты. Бег с ускорением. Игра «Быстро в круг».
1
Осваивать техника выполнения бега с ускорением. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бега с ускорением. Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении бега.
14
Спортивный калейдоскоп Прыжки на одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90º, с продвижением вперед. Игра « С кочки на кочку».
1
Осваивать различные виды прыжков, правила их выполнения. Развитие прыгучести.
Описывать технику выполнения прыжков.
15
Урок – игра Прыжки в длину с места. Игра «Попрыгунчики-воробушки». Стартовый контроль:челночный бег 3х10 м.
1
Осваивать выполнение прыжка в длину с места. Умение сосредотачиваться перед выполнением задания.
Описывать технику выполнения.
16
Спортивный калейдоскоп Прыжки в длину с разбега с приземлением на обе ноги. Подвижная игра «Волк во рву».
1
Осваивать технику выполнения прыжка в длину с разбега с приземлением на обе ноги.
Описывать технику выполнения, выявлять и характеризовать ошибки при выполнении прыжка.
17
Эстафеты «Спорт, спорт, спорт».
Стартовый контроль: наклон вперед из положения сидя.
1
Продемонстрировать полученные навыки в течение первой четверти. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Гимнастика с элементами акробатики (15 ч.)
18
Строевые команды. Построения и перестроения. Игра «Класс, смирно!».
Правила по технике безопасности на урокахгимнастики с элементами акробатики.
1
Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», « Равняйсь!», «Стой!». Освоение универсальных умений по самостоятельному выполнению упражнений по строевой подготовке.
19
Ярмарка знаний «Группировка, перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях». Подвижная игра «Совушка».
1
Осваивать универсальные умения по выполнению группировки и перекатов в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях. Описывать технику разучиваемых упражнений.
20
Игровая лаборатория «Кувырок вперед в упор присев». Подвижная игра «Змейка».
1
Осваивать технику кувырка вперед в упор присев. Выявлять характерные ошибки в выполнении кувырка вперед в упор присев. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатического упражнения.
21
Гимнастический мост из положения лежа на спине. Игра «Мы веселые ребята».
1
Осваивать технику выполнения гимнастического моста из положения лежа на спине. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах т группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений. Соблюдать правила техники безопасности.
22
Стойка на лопатках. Игра ««Иголка и нитка».
1
Осваивать технику выполнения стойки на лопатках. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций.
23
Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке), ходьба по гимнастической скамейке, повороты на 90º. Подвижная игра « Пройди бесшумно».
1
Проявлять качества координации при выполнении упражнений. Выявлять характерные ошибки в выполнении упражнений. Осваивать технику выполнения упражнений на гимнастических снарядах (гимнастическая скамейка).
24
Передвижения по гимнастической стенке. Игра «Тройка».
1
Осваивать технику выполнения упражнений на гимнастической стенке.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений на гимнастической стенке.
25
Урок – соревнование «Лазание по гимнастической скамейке. Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке». Подвижная игра «Раки».
1
Освоить технику лазания по гимнастической скамейке различными способами. Проявлять качества силы, координации, выносливости при выполнении лазания по гимнастической скамейке. Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений.
26
Перелезание через гимнастического коня. Игра «Не урони мешочек».
1
Освоить технику перелезания через гимнастического козла. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении перелезания через гимнастического коня.
Познакомиться с техникой выполнения опорного прыжка.
27
Урок – соревнование «Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания». Подвижная игра «Посадка картофеля».
1
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Продемонстрировать полученные навыки выполнения гимнастических упражнений с элементами лазанья и перелезания. Соблюдать правила техники безопасности.
28
Акробатические комбинации. Игра «Попрыгунчики – воробушки».
1
Продемонстрировать умение выполнять акробатические комби-нации. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при выполнении акробатических комбинаций.
Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении акробатических комбинаций.
29
Урок – эрудицион «Шаг с прискоком, приставные шаги, шаг галопа в сторону».
Подвижная игра «Лиса и куры».
1
Освоить различные виды шагов танцевального характера.
Продемонстрировать умение выполнять шаги под счет, ритм, музыку, в различном направлении.
30
Ярмарка знаний «Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой».
Подвижная игра «Охотники и утки».
1
Освоить упражнения с гимнастической палкой.
Отбирать и составлять комплексы упражнений с гимнастической палкой для утренней зарядки и физкультминуток.
Характеризовать влияние общеразвивающих упражнений на организм.
31
Урок – лаборатория «Комбинации общеразвивающих упражнений на формирование правильной осанки». Подвижная игра «Лиса и куры».
1
Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений на формирование правильной осанки.
32
Эстафета «Веселые старты». Подвижная игра «Кузнечики».
1
Проявлять качества силы, координации и выносливости.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время проведения «Веселых стартов».
Подвижные и спортивные игры (18 ч.)
33
Игры на закрепление и совершенствование навыков бега (разучивание игры «К своим флажкам»).
Правила по технике безопасности на урокахподвижных и спортивных игр.
1
Описывать технику беговых упражнений.
Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.
34
Игры на закрепление и совершенствование развития скоростных способностей (разучивание игры «Пятнашки»).
1
Проявлять выносливость. Излагать правила и условия проведения подвижной игры «Пятнашки». Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
35
Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках (разучивание игры «Прыгающие воробушки»).
1
Излагать правила и условия проведения подвижной игры «Прыгающие воробушки». Осваивать технику прыжковых упражнений.
36
Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность (игра «Кто дальше бросит», «Метко в цель»).
1
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении метания на дальность и точность. Описывать технику метания. Излагать правила и условия проведения подвижных игр «Кто дальше бросит», «Метко в цель».
37
Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность (игра «Точный расчет»).
1
Излагать правила и условия проведения подвижной игры «Точный расчет». Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков.
38
Урок – путешествие «Упражнения на внимание». Подвижная игра «Охотники и утки».
1
Освоить упражнения на внимание. Проявлять координацию при выполнении упражнений.
39
Спортивный калейдоскоп «Упражнения на ловкость и координацию». Подвижная игра «Удочка».
1
Различать упражнения по воздействию на развитие физических качеств. Отбирать упражнения на ловкость и координацию.
40
Урок-экскурс «Баскетбол. Стойка баскетболиста. Специальные передвижения без мяча». Подвижная игра «Передал— садись».
1
Освоить двигательные действия баскетболиста: стойку и специальные передвижения без мяча.
Проявлять быстроту и ловкость.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности при работе на баскетбольной площадке.
41
Ведение и передача баскетбольного мяча.
Подвижная игра «Удочка»
1
Освоить ведение и передачу баскетбольного мяча.
Развивать физические качества.
42
Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Передал— садись».
1
Развивать физические качества.
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время игровой деятельности.
43
Урок - экскурс «Волейбол. Стойка волейболиста». Подвижная игра «Лошадки».
1
Освоить двигательные действия волейболиста: стойка.
44
Перемещение по площадке. Упражнения с волейбольными мячами. Подвижная игра «Лошадки».
1
Освоить упражнения с волейбольными мячами.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности при работе на волейбольной площадке.
45
Подвижные игры на материале волейбола.
Подвижная игра «Бросай-поймай». «Выстрел в небо».
1
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время подвижных игр.
Развивать физические качества.
46
Урок – экскурс «Футбол. Удар по неподвижному и катящемуся мячу». Подвижные игры: «Точная передача», «Мяч в ворота».
1
Освоить двигательные действия футболиста: стойка, удар по неподвижному и катящемуся мячу.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности при работе на футбольной площадке.
47
Ведение и остановка мяча. Подвижная игра «Выстрел в небо».
1
Освоить ведение и остановку футбольного мяча.
Выявлять ошибки при выполнении упражнений.
48
Урок – игра Правила игры в футбол.
1
Освоить правила игры в футбол.
Организовывать и проводить соревнования по футболу среди одноклассников.
49
Урок – игра Подвижные игры на материале футбола: «Точная передача», «Мяч в ворота».
1
Развивать физические качества.
Проявлять выдержку во взаимоотношениях со сверстниками во время подвижных игр.
50
Спортивный марафон «Внимание, на старт».
1
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении спортивных конкурсов.
Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр.
Легкая атлетика (16 ч.)
51
Историческое путешествие «Зарождение физической культуры на территории Древней Руси».
Правила по технике безопасности на урокахлёгкой атлетики. Подвижная игра «Не попади в болото».
1
Пересказывать тексты по истории физической культуры.
Освоить материал о зарождении физической культуры на территории Древней Руси.
52
Прыжки со скакалкой. Подвижная игра «Кот и мыши».
1
Освоить прыжки со скакалкой.Проявлять качества силы, координации, выносливости.
53
Игры с использованием скакалки. Подвижная игра «Невод».
1
Соблюдать правила техники безопасности при работе со скакалкой.Освоить игры с использованием скакалки.
54
Бросок набивного мяча двумя руками от груди вперед-вверх из положения стоя, ноги на ширине плеч. Подвижная игра Заяц без дома».
1
Освоить бросок набивного мяча двумя руками от груди вперед-вверх из положения стоя, ноги на ширине плеч.
55
Короткая дистанция. Бег на скорость. Подвижная игра «Ловля парами».
1
Проявлять качества силы и выносливости при выполнении бега на короткую дистанцию.
56
Высокий старт с последующим ускорением.Сдача контрольного нормативана скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места). Подвижная игра «Капитаны».
1
Освоить технику выполнения высокого старта.
Продемонстрировать скоростно-силовые способности.
57
Бег на выносливость. Подвижная игра «Подвижная цель».
1
Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки при выполнении упражнений на развитие физических качеств.
58
Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Подвижная игра «Мы весёлые ребята».
1
Развивать физические качества.
59
Прыжки через небольшие естественные вертикальные и горизонтальные препятствия. Сдача контрольного норматива на выносливость (6-ти минутный бег). Подвижная игра «Мы весёлые ребята».
1
Продемонстрировать выносливость при сдаче контрольного норматива.
Освоить технику выполнения прыжков через небольшие естественные вертикальные и горизонтальные препятствия.
60
Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель. Сдача контрольного норматива на гибкость наклон вперед из положения сидя. Подвижная игра «Ловля парами».
1
Продемонстрировать гибкость при сдаче контрольного норматива.
Освоить броски больших и малых мячей на дальность и в цель.
61
Эстафеты с бегом на скорость. Подвижная игра Заяц без дома».
1
Развивать физические качества.
62
Сдача контрольного норматива на скоростные способности(бег 30 м). Игра «Охотники и утки».
1
Продемонстрировать скоростные способности при сдаче контрольного норматива.
63
Сдача контрольного норматива на силовые способности(подтягивание). Игра «Охотники и утки».
1
Продемонстрировать силовые способности при сдаче контрольного норматива.
64
Сдача контрольного норматива на координационные способности (челночный бег 3х10 м). Игра «Салки»
1
Продемонстрировать координационные способности при сдаче контрольного норматива.
65
Урок – соревнование «Мы спортивные ребята».
1
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности.
66
Урок-праздник «Спортивные забавы».
1
Развивать физические качества.
Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения.
СОДЕРЖАНИЕ
Знания о физической культуре:
- физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека;
- ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, как жизненно важные способы передвижения человека;
- правила предупреждения травматизма;
- история развития физической культуры и первых соревнований;
- физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств;
- характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости равновесия.
Программный материал по данному разделу осваивается как на специально отведенных уроках, так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные и спортивные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
На материале гимнастики с основами акробатики:игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию: «Змейка», «Иголка и нитка», « Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Не урони мешочек», «Посадка картофеля», «Кузнечики» и др.
На материале легкой атлетики:прыжки, бег, метание и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми: «Не попади в болото», «Кот и мыши», «Невод», «Заяц без дома», «Ловля парами», «Капитаны», «Подвижная цель» и др.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу, остановка мяча, ведение мяча, подвижные игры на материале футбола: «Точная передача», «Мяч в ворота» и др.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча, ведение мяча, подвижные игры на материале баскетбола: «Бросай-поймай», «Выстрел в небо» и др.
Волейбол: стойка волейболиста, перемещение по площадке, подбрасывание мяча, подвижные игры на материале волейбола.
Гимнастика с элементами акробатики
В программный материал 1 класса входят простейшие виды построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения, знакомство с гимнастическими снарядами.
Легкая атлетика
В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину с места и разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года по шести основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, силовым, выносливости, координации, гибкости, силы.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:
Литература:
·Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Ритмические упражнения, хореография и игры на уроках физической культуры: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003.
·Кузнецов В.С., Упражнения и игры с мячами. - М.: НЦ ЭНАС, 2002.
·Кузнецов В.С., Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
·Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Программа физического воспитания учащихся, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). – М.: Просвещение, 2002.
·Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2008.
·Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2008.
·Матвеев А.П., Петрова Т.В., Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. М.: Дрофа, 2002.
·Мишин Б.И., Настольная книга учителя физкультуры: справочно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2003.
·Примерные программы начального общего образования в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2008 (Стандарты второго поколения).
·Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: стандарты второго поколения в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010.
Спортивное оборудование:
гимнастика с основами акробатики:козел гимнастический, перекладина пристеночная, маты, стенка гимнастическая, скамейки гимнастические, гимнастические палки, скакалки, обручи, мячи для художественной гимнастики, мешочки насыпные для упражнений на координацию и осанку, коврики гимнастические, средства ТСО (магнитофон);
легкая атлетика:секундомер, флажки разметочные, мячи для метания, набивные мячи массой до 1 кг, гантели;
подвижные и спортивные игры:свисток, кегли, ворота для мини футбола, мячи футбольные, мячи волейбольные, мячи баскетбольные.
На: Рабочая программа по физической культуре для 1 класса
СПАСИБО. А ТО У МЕНЯ 3 ЧАСА ФИЗКУЛЬТУРЫ В 1 КЛАССЕ.
С уважением Ольга Николаевна!
На: Рабочая программа по физической культуре для 1 класса
Спасибо за материал. На Вашей основе буду переделывать на 3ч в неделю.
Наталья Ц.