ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ССУЗА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Submitted by Лейсан Фаритовна Идрисова on вс, 28/11/2010 - 15:51
Целью профессиональной подготовки становится формирование профессиональной компетентности – способности специалиста решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей. В условиях информатизации образования способность педагога использовать средства информатизации и информационные технологии для решения профессиональных задач является одним из компонентов его профессиональной компетентности, которая проявляется как совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей. Эффективность формирования профессиональной компетентности педагога обеспечивается развитием его способностей решать профессиональные задачи разного уровня сложности.
Компетентность формируется в деятельности, поэтому подготовку педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности следует строить на основе деятельностного подхода. Это позволяет нацелить подготовку на формирование личности педагога, умеющего ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях информатизации образования, владеющего приёмами творческой деятельности и способного не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.
Использование деятельностного подхода при разработке методических основ подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности требует выбора основополагающей психологической теории учения.
В настоящее время остается актуальной проблема развития способностей педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, обусловленной потребностями сферы образования в условиях её модернизации и информатизации.
Повышение уровня проявления способностей будущего педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий при решении профессиональных задач может быть достигнуто, если:
·непрерывная и комплексная подготовка в области информатики и информационных технологий будущего педагога будет согласована с логикой формирования ключевой, базовой и специальной профессиональных компетентностей, а способности использовать средства информатизации и информационные технологии в профессиональной деятельности будут отнесены к перечню основных педагогических способностей;
·подготовка будущего педагога будет проводиться на основе последовательного освоения им знаковой, моделирующей и проективной деятельности с использованием средств информатизации и информационных технологий;
·в процессе подготовки у будущего педагога будут сформированы все регулятивные компоненты способностей к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.
Процесс информатизации общества оказывает влияние на изменение характера деятельности педагога, на появление в педагогической деятельности современного инструментария и технологий, позволяющих педагогу на новом уровне организовывать деятельность ребёнка, конструировать образовательный процесс, строить коммуникации с субъектами этого процесса.
В состав профессиональной компетентности включается информационная компетентность как одна из ключевых. Под ней понимаются универсальные умения по использованию информации. Информационная компетентность предполагает, что человек использует универсальные средства информатизации и информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Однако педагог использует средства информатизации и информационные технологии в профессиональной деятельности не только на основе универсальных умений. Умения использовать средства информатизации и информационные технологии проявляются во всех педагогических способностях. А это значит, что для решения профессиональных педагогических задач педагогу необходимо привлекать эти средства и технологии и на основе базовой, и на основе специальной компетентностей.
Поэтому подготовка педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности не может быть сведена только к формированию ключевой информационной компетентности, а должна быть связана и с формированием базовой и специальной компетентностей. Становление профессиональной компетентности проходит поэтапно. На каждом этапе подготовки у педагога развиваются способности к использованию средств информатизации и информационных технологий, которые относятся к операционному, тактическому и стратегическому уровням регуляции педагогической деятельности.
После завершения подготовки педагог должен:
·уметь использовать средства информатизации и информационные технологии при решении задач педагогической диагностики, педагогического целеполагания; педагогического планирования и прогнозирования; практического осуществления намеченного плана; анализа результатов выполненной работы;
·уметь разрабатывать и использовать аудиовизуальные, электронные дидактические и педагогические программные средства обучения;
·уметь разрабатывать и внедрять инновационные педагогические технологии, развивать методическую систему обучения на базе информационных технологий;
·уметь реализовывать потенциал распределённого информационного ресурса локальных и глобальных информационных сетей для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач;
·уметь проектировать и разрабатывать информационную предметную среду;
·быть готовым повышать квалификацию в области информатики и информационных технологий.
Одним словом, будущий педагог должен научиться пользоваться программными средствами реализации универсальных информационных технологий, создавать документы и информационные системы. Он должен научиться вводить и редактировать тексты и графические изображения, анализировать информацию с помощью электронных таблиц, создавать запросы и отчёты в базе данных, осуществлять навигацию в сетиInternet.