Submitted by повышения курсы on пн, 29/11/2010 - 17:48
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ)
«ЗЕМЛЯНАМ – ЧИСТУЮ ПЛАНЕТУ!»
Разработан учителем химии
гимназии №58 г. Саратова
Калякиной Г.В.
Проведен в 9 классе
учителями:
Калякиной Г.В.,
Тен О.И.,
Терешкиной Е.И.
Тема урока: «Землянам – чистую планету!»
Цель урока: установить межпредметную связь между биологией, географией и химией, познакомить учащихся с влиянием вредных веществ на жизнь растений, животных и человека, проблемой охраны окружающей среды.
Методы урока: рассказ-беседа, демонстрация опытов, лабораторная работа, сообщения учащихся.
Оборудование: таблицы, плакаты, муляжи, наборы химических реактивов: концентрированные кислоты HNO3 и H2SO4, медь, раствор куриного белка, известняк, соляная кислота, физическая карта мира, глобус, магнитофон.
I. Организация урока.
II. Ход урока.
III. Изучение нового материала.
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Е. Евтушенко
Учитель химии. Экологическая катастрофа, угрожающая всему живому на Земле, – дело рук человеческих, но вместе с тем только мы, люди, можем и должны спасти нашу планету от гибели. К счастью, человечество, приблизившись к роковой черте, осознало и эту нехитрую истину. Звучит экологический колокол, объединяя тысячи людей разных стран, наций, рас в стремлении сохранить природные богатства: воздух, воду, флору и фауну – для будущих поколений; сохранить мир и человека в нем.
Учитель географии: Дорогие друзья, давайте совершим небольшое путешествие по планете Земля и её маленькой частице – нашему родному городу. Как прекрасна во Вселенной наша Земля! Как планета она существует уже несколько миллиардов лет. И всего около двух миллионов лет назад на ней появился человек. Как же живется сегодня этой планете вместе с человеком, благодаря человеку? К сожалению, нелегко.
Первый ведущий: Если бы на Землю высадились бы завоеватели из космоса, страны мира, конечно же, нашли бы способ объединиться перед лицом общей опасности. К счастью пришельцы не выходят за пределы телеэкранов.
Второй ведущий: Но необходимость объединиться диктуется не менее серьезной угрозой – угрозой глобальной экологической катастрофы.
Учитель географии: Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на планете станет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть.
Учитель биологии: Те, кому небезразлична судьба Земли, пытаются помочь ей. 22 апреля 1994 года Москва объявила Всемирным Днем Земли. Во время сбора подписей россиян в защиту природы множество отрезков материи было пронесено по всей стране. Из этих кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе ответственно. Это самый большой флаг, его площадь составила 660 квадратных метров. Ученые нашей страны разработали «Экологический кодекс России».
Учитель географии: Друзья, вот эта планета (показывает на глобус) – колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц, растений!
Первый ведущий: «Я утверждаю: Мир прекрасен!
В накрапах Солнца, в буйстве трав.
И я во всем с тобой согласен,
Моя Земля, я так не прав!»
Учитель биологии: Наша Земля тяжело и неизлечимо больна. Многие исследователи и ученые считают, что ещё можно остановить течение болезни. И всего 30 лет отведено нам, чтобы изменить свое отношение к природе. Все знают, что за здоровье Земли в ответе каждый город, каждый поселок, каждая семья и каждый человек.
Учитель химии: А сейчас мы посмотрим и разберем, как вредные газы и кислоты, которые находятся в смоге, губительно действуют на все живое: растительность, животных и человека. Ребята, что такое смог?
Ответ: Смог – от английских слов «смоук» – дым и «фог» – туман, что в переводе на русский язык означает пелена дыма, тумана и пыли. Он образуется в результате загрязнения воздуха дымом, газообразными отходами производства. Смог – частый гость крупных промышленных городов. Смог сравнивают с действующими вулканами. И днем и ночью выбрасывается в атмосферу тысячи тонн ядовитых газов, пыли, сажи, копоти и золы.
Керосин получают из нефти. Он используется как жидкое топливо для тракторов, реактивных самолетов и ракет.
Ребята, посмотрите опыт.
Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Ответ: При горении керосина образуется сажа, газообразные вещества. Экспериментально учеными доказано, что пыль и сажа оседают на поверхности почвы. 1 квадратный километр территории крупного города собирает за месяц 25 тонн сажи.
Учитель биологии: В связи с этим продолжительность жизни деревьев в городах сокращена по сравнению с теми, которые растут в естественных условиях. Так, например, липа в парках живет 125-150 лет, на улице 50-80 лет, а в естественных условиях 300-400 лет.
Учитель географии: Автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей окружающей среды. Один бензиновый двигатель на 1000 литров сожженного топлива выбрасывает в атмосферу 200 кг оксида углерода (II) и оксида углерода (IV), 25 кг углеводородов, 20 кг оксидов азота, 1 кг сажи, 1 кг сернистых соединений.
Авиационный транспорт сильно воздействует на атмосферу. За 1 час современный самолет сжигает около 15 тонн топлива, потребляя при этом 625 тонн воздуха и выбрасывая 66 тонн продуктов горения. Последние сохраняются в атмосфере 2 года.
Учитель химии: Вопрос классу: Скажите, что образуется при неполном сгорании бензина в двигателях внутреннего сгорания?
Ответ: Образуются выхлопные газы, другими словами оксид углерода (II) – «угарный газ» – это сильный яд!
C5H12 + 8O2 → 5 CO2↑ + 6H2O
схема: C5H12 + O2 → CO2↑ + CO + C + H2O
Учитель биологии: Травы, растущие вблизи оживленной автострады, непригодны в корм скоту, так как накапливают ядовитые соединения свинца, которые отравляют молоко и мясо животных. Сбор лекарственных трав и грибов вблизи дорог запрещается. Вывод: сажа, оксид углерода (II) – вредные вещества.
Учитель географии: Особенно много свинца в почвах крупных автострад. Вблизи крупнейших центров черной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. Во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.
Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов или при удалении жидких и твердых отходов промышленных предприятий, АЭС или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организм животных и человека, накапливаются в них.
Значительное влияние на химический состав почв оказывает современное сельское хозяйство, широко используя удобрения и различные химические вещества для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. В настоящее время количество веществ, вовлекаемых в круговорот в процессе сельскохозяйственной деятельности, примерно такое же, что и в процессе промышленного производства.
Учитель химии: Ребята, а сейчас разберем, какое действие на окружающую среду оказывает сернистый газ SO2 – оксид серы Скажите, к какому классу неорганических соединений его можно отнести?
Ответ: Сернистый газ SO2 – относится к классу оксидов и является кислотным оксидом, это значит ему соответствует кислота.
Затем опустить в сернистый газ живой цветок фиалки, а к раствору добавить синий лакмус.
Ответ: Окраска пропадает и фиалка становится белой, при пропускании сернистого газа через воду образуется сернистая кислота, которая окрашивает синий лакмус в красный цвет. Оксид серы (IV) SO2 хорошо растворим в воде. В 1 объеме воды растворяется 39,4 объемов SO2.
Вывод: Значит действие сернистого газа и сернистой кислоты губительно на окружающую среду.
Учитель химии: Ребята, давайте рассмотрим, что происходит с сернистым газом во влажном воздухе.
Ответ: Сернистый газ во влажном воздухе образует сернистую кислоту.
Учитель химии: А что происходит в природе? Как вы думаете?
Ответ: Так как сернистый газ во влажном воздухе образует сернистую кислоту, то она, выпадая с дождем, действует на сооружения, сделанные из металла, на краски и даже камни, скульптуры, которые делаются из мрамора и известняка.
Сообщение ученика: Совсем недавно в Италии скульптурное изображение коней, украшавшее площадь Святого Марка, пришлось заменить копией, потому что сернистая кислота разъела камень скульптур, простоявших века.
Учитель географии: ТЭЦ средней мощности за сутки выбрасывает в атмосферу 120 тонн сернистого газа и 400 тонн золы.
Учитель биологии: Вследствие этого, запыленный воздух плохо пропускает ультрафиолетовые лучи, что является причиной заболевания детей рахитом, в результате которого ненормально формируется скелет.
Учитель химии: Демонстрация опыта: Действие концентрированной серной кислоты на срез древесины.
Вывод: Древесина обугливается, так как серная кислота способна отщеплять водород и кислород в виде воды, обугливая органические вещества.
Демонстрация опыта: Действие концентрированной серной кислоты на сахарозу.
Вывод: Сахароза обугливается, так как является органическим веществом, а концентрированная серная кислота отщепляет от неё воду.
Учитель химии: Современная промышленность, особенно ТЭЦ, выбрасывает в воздух миллионы тонн оксидов азота. Оксиды азота так же образуются в атмосфере под действием электрических разрядов во время грозы. Оксиды азота соединяются с парами воды и вместе с дождем выпадают на Землю в виде разбавленной азотной кислоты (HNO3). Давайте в лабораторных условиях получим оксид азота (IV).
Демонстрация опыта: Взаимодействие азотной кислоты с медью.
Cu + 4 HNO3 → Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2↑
конц.
Написать уравнение химической реакции и рассмотреть как окислительно-восстановительное.
Вывод: Азотная кислота является сильным окислителем. При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с медью образуется газ бурого цвета «лисий хвост» − это оксид азота (IV).
При взаимодействии оксида азота (IV) с водой образуется азотная кислота HNO3.
4NO2 + 2H2O + O2 4HNO3 + Q
Демонстрация опыта: Действие концентрированной азотной кислоты на белок куриного яйца. Белок – основа жизни на Земле. Вывод: Происходит денатурация белка.
«Денатурация» – свертывание. Значит действие азотной кислоты на все живое – губительно.
Учитель химии. Демонстрация опыта: Действие раствора едкой щелочи (гидроксида натрия) на шерсть животных, перьев птиц и волос человека.
Перья, волосы и шерсть постепенно растворяются в горячей концентрированной щелочи.
Перья птиц, шерсть растворяются, так как они являются органическими веществами, содержащими серу, и при кипячении с концентрированными едкими щелочами разлагаются и образуют при этом растворимый сульфид натрия.
Учитель географии: Кислотные дожди – одна из наиболее опасных болезней биосферы. Она превращает озера, реки и пруды в «мёртвые водоёмы», уничтожая все живое от рыб до микроорганизмов и растительности. Наносится ущерб садам, лесам, огородам.
Учитель химии. Демонстрация опыта: Получение оксида углерода (IV) и действие его на белых тараканов. Взаимодействие известняка с соляной кислотой.
CaCO3 + 2 HCl → CaCl2 + H2CO3
H2O CO2↑
Перечислите, какими физическими свойствами обладает оксид углерода (IV).
Вывод: Оксид углерода (IV) не поддерживает горение веществ и дыхание живых существ. Накопление его в больших количествах губительно.
Учитель географии: Накопление углекислого газа ведёт к повышению температуры воздуха на 2-5 градусов. Тогда может произойти необратимый процесс – таяние ледников Северного и Южного полюсов, повышение уровня воды в Мировом океане.
Первый ведущий: Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, ещё полвека назад академик В.И. Вернадский писал «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Это предупреждение пророчески оправдалось. Планета гибнет потому что мы нарушаем экологические законы Барри Комоннера, который говорил, что всё связанно со всем и всё надо куда-то девать, что за всё надо платить и что, самое главное, природа лучше знает. Но если погибнет наша планета, погибнет и всё человечество, погибнем все мы. Поэтому сейчас, на пороге третьего тысячелетия, стоит задуматься о будущем и объявить XXI век веком защиты нашей планеты, веком защиты природы. Для этого нам потребуется немало средств и усилий. Но главное, необходимо, чтобы каждый человек задумался над тем, что мы стоим на пороге экологической катастрофы и внёс посильный вклад в защиту природы. И сейчас хочется вспомнить слова А. Экзюпери: «Если же у человечества не найдётся средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скромной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».
Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? Сделайте вывод: как же охранять природу?
Сообщение: 1. Строить газоочистительные установки и установки по утилизации газообразных отходов.
2.создавать герметичную аппаратуру.
3.Создавать безотходные производства с замкнутым циклом, исключающим сброс воды в реки.
4. Строить эффективные очистные сооружения.
На дом: Подобрать дополнительный материал по охране окружающей среды.