Урок-игра по физике для учащихся 9-го класса "Что? Где? Когда?" по теме: «Механические колебания и волны. Звук».
Submitted by Мария Андреевна Тимошкина on Wed, 01/12/2010 - 20:05
Подготовка к игре.
1. За ранее (за 2 урока до проведения игры) учащимся предлагается подготовит каждому 5 качественных вопросов по теме: « Колебания и волны. Звук», тем самым ученики повторят тему и заработают свой первый балл. Сдать их учителю для проверки на следующий урок. Из них можно взять вопросы для игры.
2. На предыдущем уроке до игры, класс (25 человек) делится на 3 части ( 7 человек в команде) при помощи жеребьёвки ( в мешке 24 бумажки, 3 цвета: красный, жёлтый, зелёный). Учащиеся по очереди вытаскивают бумажки и согласно цвету попадают в ту или иную команду. Учитель отмечает в списке фамилии, согласно их цвету.
Один учащийся, который не вытаскивает бумажку, является самым сильным учеником и становится помощником ведущего (учителя). Он помогает в подготовке и проведении игры. Оформляет класс для игры, готовит поле, ставит лабораторное оборудование, считает баллы игроков.
Причем все демонстрации показывает помощник.
Демонстрации стоят на кафедре и прономерованы для того, чтобы помощник мог быстро и лёгко их показать.
3.До игры учащиеся должны сообщить ведущему фамилию капитана своей команды и его замены на случай болезни капитана.
4. До игры учащимся объявляется, что они занимают при в ходе в класс столы, на которых стоят флажки их цвета, который они вытащили.
5. Вопросы для игры готовит лично сам учитель, раскладывает вопросы и ответы в прономерованные конверты. Один конверт с тремя вопросами и ответами для блиц-тура.
Ход игры:
1.Организационный момент.
Перед началом игры ведущий (учитель) оглашает правила игры.
Условия игры.
1.На обдумывание вопроса дается 1 минута.
2.За время игры каждый участник команды, хотя бы один раз должен ответить на вопрос игры.
3.Если команда, посовещавшись, не дает правильны ответ, то команде не записывается очко.
4.Если же команда, посовещавшись, дает правильный ответ, то каждый ее участник получает одно очко, а отвечавший – очко со знаком “+” (“+” учет ответа).
5.Если команды не смогли ответить на вопрос, то он снимается, и ведущий зачитывает правильный ответ.
6.Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнить вопрос и ответ может только ведущий.
7.Желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу игры, обязаны поднять руку.
8.За оригинальные дополнения ведущий может дать говорящему поощрительное очко со знаком “+”.
9.За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами, записками участники игры подвергаются штрафу. У них вычитается одно очко.
10. В конце игры участники, набравшие 6 и более очков, получают две “пятерки”, 5 очков – оценку “5”, все остальные– оценку “4”.
11.На поле так же может быть сектор «Блиц»-конкурс капитанов. К доске выходят капитаны команд. Им предлагается ответить на 3 вопроса подряд. На раздумывание ответа для каждого вопроса 30 с. За каждый правильный ответ: балл команде иочко со знаком “+”капитану.
2.Игра.
Помощник раскручивает волчок. Волчок останавливается. Согласно указанной цифры на поле, ведущий берет конверт и задаёт вопрос. Помощник включает таймер на минуту, после истечения времени, обсуждения должны прекратится. И каждая команда представляет своего участника с ответом к доске. Три учащихся одновременно выходят к доске и по очереди отвечают на вопрос, который ещё раз повторяется ведущим. После ответа учеников, ведущий может обратиться к командам за дополнениями. За оригинальное дополнение, можно поставить отвечающему очко со знаком «+». Затем ведущий даёт правильный ответ на поставленный вопрос. Помощник либо записывает баллы команде и отвечающему, если ответ был правильный, либо нет.
Возможные вопросы.
1. Почему при закрытых дверях и окнах шум с улицы или из коридоров в комнате менее слышен? Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло.
Ответ:Закрытые двери и окна заглушают звуки только потому значительная часть звуковых волн, падающих на их поверхность, отражается назад и количество энергии, попадающей в комнату, значительно уменьшается.
2. Представьте, что вы взяли прочную бечевку (примерно 60 см) и привязали к ней в середине металлическую ложку, концы бечевки привяжем к указательным пальцам. (Опыт демонстрируется). Оба конца имеют одинаковую длину. Заткнув уши пальцами, и наклонившись вперед, чтобы ложка свободно повисла и стукнулась с краем стола. Послышится звук, напоминающий колокольный звон. Объясните опыт.
Ответ:Ударяясь о стол, металл начинает колебаться. Эти колебания по бечевке передаются ушам. Мы слышим, благодаря тому, что наши уши воспринимают различные колебания. Чтобы издавать звук, предмет должен колебаться. Колебания от него передаются воздуху и распространяются в нем. Колеблющиеся молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку, из-за чего она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше через костную ткань и жидкость в ухе, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.
3. Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью, “поет”, если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу? (Можно данный опыт продемонстрировать).
Ответ: При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А так как бокал – твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора.
4. Когда мы держим стакан в руке и размешиваем чай в нем ложкой, то слышим звук. Затем, поставив стакан на стол и продолжая помешивать чай, слышим другой звук. Почему?
5. Все мы наблюдали грозу, как можно определить, на каком расстоянии находится эпицентр грозы?
Ответ: Увидев вспышку молнии, необходимо по часам засечь время, а потом по часам определить момент, когда слышны раскаты грома. Зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 20 о С примерно 343 м/с и время, за которое до него дошел звук грома, можно рассчитать путь, пройденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.
6. Как вы думаете, почему трубы отопления так хорошо передают звук?
Ответ: Трубы твердые металлические тела: звук в таких средах распространяется с большой скоростью.Скорость звука в стали 5000-6100 м/с, а в воздухе 340 м/с.
Вторая причина, в металле звук – это продольные волны, а они затухают слабо.
7. Почему люди начинают кричать?
Ответ: Распространяясь по воздуху, звуковые волны передают часть своей энергии окружающей среде и поэтому затухают; их амплитуда уменьшается, нарушается и периодичность. Кроме того, в среде происходит и дисперсия звука: появляется зависимость скорости распространения волн от их частоты. В результате в ухо поступает пакет колебаний, отличающийся от испущенного, то есть весьма искаженный. И чем дальше приемник звука находится от источника, тем больше это искажение.
8. Что вы слышите и почему, если на газету насыпать небольшую горку сухого песка и начать катать по нему тяжелую цилиндрическую гирьку? Демонстрация.
Ответ: Песок поскрипывает. Песчинки имеют неправильную форму, и при трении гирьки о шероховатую поверхность возникает звук; кроме того, под действием приложенной силы некоторые из них разрушаются, тоже издают звук.
9. Что произойдет, если пуговицу, через дырки которой продета резинка, прикрепленная к кусочку изогнутой проволоки, завернуть в бумагу? Демонстрация.
Ответ: При вращении пуговица задевает своими краями за плотную бумагу кулька, та начинает колебаться, издавая звук. Для увеличения громкости нужно увеличить амплитуду колебаний бумаги, например, сделав на боковой поверхности пуговицы зубчики.
10. Почему в комнате первичный и отраженный звук доходят одновременно?
Ответ: Потому, что шторы и мебель, находящиеся в комнате, частично поглощают отраженный звук, поэтому звуки не искажаются эхом и звучат четко и разборчиво.
11. Если в стеклянный колокол поместить электрический звонок и выкачать оттуда воздух, то звук становится слабее и слабее, и наконец прекращается. Почему?
Ответ: Для того чтобы распространялся звук, необходимо, чтобы существовала упругая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут.
12. Назовите, пожалуйста, морское животное, способное воспринимать упругие волны с очень высокими частотами.
Ответ: Дельфин воспринимает волны с частотой колебаний в диапазоне 0,4 кГц до 200 кГц.
3. Подведение итогов.
Подводятся итоги игры и выставляются оценки.
Заключительное слово учителя.
Большое спасибо, уважаемые коллеги, за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последняя наша игра, мы еще не раз встретимся с Вами за круглым столом, так как жажда новых знаний, как “великий океан истины”, по-прежнему расстилается перед Вами, не исследованный до конца.
На данном уроке применялась технология учебного мозгового штурма.
«Мозговой штурм", "мозговая атака")— способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные - всего лишь 10-15%, которые могут быть использованы на практике.
Цель метода.
Развитие творческого стиля мышления.
Вариант "мозгового штурма" хорошо знаком всем нам по телезрителей передаче «Что? Где? Когда?», что и было взято за основу игры.
Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей, что позволяет учащимся работать в коллективе, развивать чувства взаимопомощи и взаимопонимания.
Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения. Сразу хочется отметить, что первые попытки проведения мозговых штурмов будут не совсем удачными. Представьте себе 7 человек, из которых активно участвуют только 2-3 человека. Остальные или молчат, или соглашаются с «активистами». Попытки разговорить «молчунов» встречаются ими в штыки. В результате – скудный набор предложений, нереалистичные идеи и, естественно, разочарование.
Но не стоит падать духом, и если начинать работать с учащимися с 7 класса, то всё получится.
Вывод: УМШ- является эффективным способом решения множества задач, но его бывает очень сложно организовать и провести, но зато при условии правильного применения данной технологии группы нередко генерируют большое количество значимых идей, чем отдельные индивиды.