Официальный сайт flashgamer 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Почва - важнейшая часть экосистемы

Размещено: Татьяна Николаевна Шишова - сб, 04/12/2010 - 16:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шишова Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №24 город Чебоксары", учитель начальных классов
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
1.Сформировать представление учащихся о почве – как важнейшая часть экосистемы; выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края. 2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности. 3.Воспитывать умение работать в группе.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

Вахрушев А.А
Вахрушев "Окружающий мир" 3 класс (в 2-х частях)
 

Используемая методическая литература: 

Вахрушев А.А
Вахрушев "Окружающий мир" 3 класс (в 2-х частях)
 

Используемое оборудование: 

Проектор, экран, учебник, карточки, материалы для опыта

Краткое описание: 
Проблемно - диалогический урок

Тема: Почва - важнейшая часть экосистемы.

                                 (проблемно- диалогический урок)

 

Цели: 1.Сформировать представление учащихся о почве – как важнейшая часть экосистемы; выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.

      2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

      3. Воспитывать умение работать в группе.

 

Ход урока.

 I. Организационный момент.

   - Доброе утро. Сегодня у нас необычный урок. Необычный он тем, что к нам пришли гости. Давайте мы улыбнемся им и подарим хорошее настроение. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Вы знаете, что каждый научный сотрудник должен иметь определенные знания. Вот и мы сейчас с вами покажем свои знания.

II. Актуализация знаний.

На партах у учеников карточки с вопросами. А ответы находятся где то в классе. (Работа в парах)

 - У вас на партах карточки с вопросами. Ответы где-то в классе. Вы должны найти правильный ответ.

1.Как называется воздушная оболочка Земли?

2. Как называется водная оболочка Земли?

3. Как называется твердая оболочка Земли?

4.Что такое биосфера?

5.Экосистема –это..

6. Какие «профессии» имеют живые организмы в экосистеме?

7. Какие живые организмы выполняют роль потребителей?

8. Какие живые организмы относятся производителями?

9. Какие живые организмы относятся к мусорщикам?

10. Продолжите цепь питания: трава       кузнечик ….

11.Продолжите цепь питания: дуб         сойка…..

12.Что необходимо для поддержания порядка в экосистеме?

13.Найдите лишнее слово в каждом столбике.

береза                             волк                                    кузнечик

дуб                                  коза                                    бактерии

ива                                  окунь                                  бабочка

мухомор                        жук-могильщик                  пчела

-Как можно их одним словом назвать? (Разрушители)

-Какова роль «разрушителей» в круговороте?  (Они перерабатывают остатки   организмов в минеральные вещества, необходимые растениям)

- Могут ли «разрушители»  напрямую передать растениям минеральные вещества? ( Нет)

-Где все это происходит? (Это происходит в почве, т.к. «разрушители» живут в почве)

 -О чем мы сегодня будем говорить на уроке?  (О почве)

- Сформулируйте тему урока (Почва – важнейшая часть экосистемы)

- Молодцы! Знания у вас есть. Представьте, что мы в учебной лаборатории. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. Не забывайте о технике безопасности.

III. Совместное открытие знаний.

1.Составление плана урока.

-Послушайте диалог Лены и Миши и попытайтесь самостоятельно вывести проблему к теме «Почва». (Диалог инсценируют 2 ученика)

-Куда нужно сажать растения?

-Почему растениям нужна именно почва?

-Какова проблема нашего урока?  (Проблема:  Какова роль почвы в экосистеме?)

-Мы с вами сегодня научные сотрудники. А научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю вам составить план работы на уроке.  С чего начнем?

-Знаете ли вы, что такое почва?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва?

- Что еще хотели бы узнать о почве? 

 -Как образуется почва? (На доске появляется табличка «Образование почвы»)

- Еще что хотели бы узнать?

- Какими свойствами она обладает? ( На доску вывешивается следующая табличка "Свойство почвы")

- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

- Значит, с чем познакомимся?

- Кто догадался? (С видами почв)

- Правильно.

- С видами почв. (Ниже вывешивается табличка "Виды почв")

На экране  появляется табличка: "Что такое почва?"

                                                       «Образование почвы»

                                                       "Свойства почвы

                                                       "Виды почв"

  2. Что такое почва?                                      

- Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета.

- Сделайте вывод.

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

-Правильно. Почва - верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")

-Ответили на первый пункт плана?   (Да)

-Вы никогда не задумывались над тем, как возникает почва? Об этом нам расскажет Михайлова Дарья.

3. Образование почвы.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

- Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов.

4. Свойства почвы

-Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать в группах.  ( Каждая группа получает свое задание)

-По инструкциям на ваших партах я прошу провести опыты. Записать выводы. Рассказать  о них нам.

а) Проведение опытов

Опыт №1 (группа 1)

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

 

Опыт №2 (группа 2)

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________

 

 

Опыт №3 (группа 3)

1. Возьмите горшок с почвой.

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

  

 

Опыт №4(группа 4)

1.     Возьмите посуду с почвой.

2.     Рассмотрите почву через лупу

3.     Что вы увидели?

4.     Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.

 

б) Знакомство с выводами учащихся. 

Представители каждой группы знакомят учащихся с записанными выводами. (На экране открываются выводы по мере их озвучивания)

1.     В почве есть воздух.

2.     В почве есть вода.

3.     Почва не удерживает воду.

4.     В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

- Кто из вас знает, как это называется одним словом?

-Это перегной.

 

5.Работа с учебником.

–Прочитайте  самостоятельно о перегное на с.45 и определите  еще одно свойство почвы.

- Итак, что вы узнали из прочитанного?  (Чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.)

- Молодцы, правильно.

- Значит следующее свойство почвы –плодородие.

(Рассказ Ивановой Анастасии  о перегное.)

Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве  хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровье.

-Мы с вами ответили на второй пункт плана. Плодородие -основное свойство почвы. Теперь познакомимся с видами почв.

6. Виды почв.

 -Рассмотрите образцы почв.

- Что вы заметили?  (Они по цвету разные)

- Правильно. Как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться?

- Коля нам расскажет о видах почвы и почвах Чувашской республики.

 -О каких видах почвы Коля  нам рассказал?

 -Разнообразны почвы нашей республики.

V. Обобщение урока.

  - Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

-Перед вами кроссворд.

1. Основное свойство почвы.  (Плодородие)

2.Вещество, повышающее плодородие почвы.  (Перегной)

3. Наиболее плодородная почва, богатая перегноем и имеющая темную окраску.  (Чернозем)

4.Вещество, помогающее корням растений дышать.  (Воздух)

5.Живые организмы, перерабатывающие остатки организмов в минеральные вещества.   (Разрушители)

 

 

 

П

Е

Р

Е

Г

Н

О

Й

 

П

Л

О

Д

О

Р

О

Д

И

Е

 

 

 

Ч

Е

Р

Н

О

З

Е

М

 

 

 

В

О

З

Д

У

Х

 

 

Р

А

З

Р

У

Ш

И

Т

Е

Л

И

 

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА. - Давайте вернемся к нашей проблеме урока. Проблема нашего урока: Какова роль почвы в экосистеме?  Итак, какую роль играет почва в экосистеме?

(Растения растут в почве. Почва для них является  опорой. Еще в почве живут разрушители. Они  перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям. В почве завершается круговорот веществ. Значит  почва -важнейшая часть экосистемы.)

 

VI. Творческая работа

- Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

-Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

- Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер.  Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их  берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.

- Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.

1. Работа в группах.( Каждая группа нарисует эскиз плаката, призывающего людей бережно относиться к почве)

2. Защита работы.

 VII. Рефлексия

 
Прикрепленный файл Размер
Урок по теме Почва.doc 70.5 Кбайт
Урок по теме Почва.ppt 2.12 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн