Официальный сайт flashgamer 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Саморазвитие экосистем - сукцессии

Размещено: Наталья Григорьевна Лаванда - пн, 13/12/2010 - 20:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Литвиненко Наталья Григорьевна
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ. с. Осиновка Учитель экологии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 
Образовательные: - расширить и углубить знания учащихся по вопросам развития экосистем. - знать о закономерностях формирования устойчивых экосистем в природе - закрепить основные приемы работы с программой PowerPoint; - научиться сопровождать свое выступление компьютерной презентацией; Развивающие: - развитие экологического мышления, - умений и навыков работы с дополнительным материалом, компьютером, Интернет - показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека; - формирование целостной картины мира; Воспитательные: - формирование экологической культуры: а) привитие интереса и любви к родному краю б) уметь соблюдать правила поведения в природе; в) сочувствовать и сопереживать; - развитие толерантности и коммуникативных навыков.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Краткое описание: 
Использование проектных работ на уроке: 1. - закрепление изученного материала (Агроценозы и агроэкосистемы) на основе исследователькой работы ученицы (краеведческий материал). 2. - Изучение нового материала, урока «Саморазвитие экосистем» на основе проектной работы учениц о природных катастрофах, о влиянии деятельности человека на развитие сукцессии, о пожарах, которые являются естественной причиной нарушения экосистем, где указаны общие закономерности саморазвития биоценозов, даны понятия о сукцессии. 3. - привести пример процесса сукцессии в Осиновском округе. на основе исследовательской работы ученицы, подтверждающей достоверными материалами и фотографиями. Тип: комбинированный (урок закрепления и усвоения новых знаний) Форма: урок-конференция (защита компьютерных проектов) Метод: метод проектов, словесно-наглядный. Оборудование и программное обеспечение: таблица «Зарастание водоема», иллюстрации, фотографии «Экосистемы» Использование компьютера (показ презентаций) Используется дидактический материал в повторении изученного материала (пищевые связи в агроценозе и агроэкосистеме) музыкальное сопровождение. Обоснование выбора вида урока Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций в проектной деятельности. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации. Вместе с тем, сегодня для формирования целостной картины мира необходима интеграция знаний, и, следовательно, интегрированное обучение. Любой доклад, сообщение, выступление можно подготовить в форме компьютерной презентации (слайд-фильма) в программе Power Point. В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель. Для выполнения проектных работ на компьютере используются знания, приобретенные на уроках информатики. .
Предварительная работа Компьютерная презентация – это эффективный способ подачи нужной информации, текста, иллюстраций, сопровождающих доклад. На уроке использована проектная работа «Агроценозы и агроэкосистемы Осиновского округа», в которой ученица показала исследовательскую работу на основе наблюдений и поиска материалов, достоверной информации и фотографий по краеведческому материалу, использованы многолетние наблюдения воспитанников объединения «Юнэко» По изучению новой темы группа обучающихся (2 чел) познакомились с теорией саморазвития экосистем, с процессом сукцессии, занимались поиском информации и фотографий по данной теме, углубили свои знания в области изученного материала. Они в своей работе поставили основополагающий вопрос, задачи, которые полностью раскрыли и представили всему классу. Для закрепления новой темы на уроке была показана проектная исследовательская работа «Сукцессия Осиновского округа», где ученица показала на примере процесс развития экосистемы в нашей местности. Девочка работала в паре с ученицей 7 кл. на экологическом кружке. В течение нескольких лет велось наблюдение за исследуемым объектом, собраны исторические сведения образования и исчезновения пруда. Материал для проектной работы собирался не один год. Кожанова Елена воспитанница экологического кружка «ЮНЭКО», которая неоднократно участвовала в областных и районных экологических конференциях и конкурсах, где занимала призовые места. Сейчас, на уроке, ей представилась возможность показать классу свои исследования и всю проектную работу по нашему краю, касающююся непосредственно новой темы. Каждой учащейся пришлось в своей деятельности использовать компьютер, беря на себя техническую, оформительскую или информационную часть работы, организуя поиск материала и создание конечного продукта. Повторение предыдущей темы «Агроценозы и агроэкосистемы» Дать определение: Агроценозы Агроэкосистемы Тест №1 1. Агроценозом является А) поле Б) лес В) озеро Г) болото 2. В агроэкосистеме, в отличии от природной экосистемы А) виды связаны между собой цепями питания В) образуются разветвлённые цепи питания Б) кроме солнечной используется дополнительная энергия Г) используется в основном солнечная энергия 3. Агроценозы, в отличии от биогеоценоза А) не участвуют в круговороте веществ Б) существуют за счёт микроорганизмов В) состоят из большого числа видов Г) не могут существовать без участия человека. 4 Агроценозу пшеничного поля свойственны короткие пищевые цепи, так как А) преобладает один вид продуцентов Б) высокая численность редуцентов В) отсутствуют консументы Г) большое разнообразие продуцентов 5. Введение в севооборот агроценозов бобовых культур способствует А) сокращению посевных площадей Б) уменьшению эрозии почв В) накоплению в почве азота Г) обогащению почвы соединениями фосфора 6. Агроценоз в отличии от биогеоценоза, характеризуется 1) короткими цепями питания 2) разветвлёнными цепями питания 3) преобладанием монокультур 4) большим видообразованием Тест №2 Верны ли утверждения «Да» или «Нет» В агроценозах, в отличии от природных биоценозов: 1. пониженное видовое разнообразие (да) 2. виды, культивируемые человеком, не могут выдержать конкуренции с дикими видами без поддержки человека (да) 3. значительное использование дополнительной энергии (с/х техника, человек) (да) 4. Пищевые цепи разветвленные (нет) 5. Круговорот веществ неполный (да) 6. Агроценоз – неустойчивая система (да) Составить схемы пищевых цепей в агроценозе (учителем наглядно предлагаются варианты) Просмотр проектной работы по изученной теме «Агроценозы и агроэкосистемы Осиновского округа» (Гусевская Е -9кл) Вывод по изученной теме. Изучение новой темы «Саморазвитие экосистем – сукцессии» Рассказ учителя (сопровождается слайдами) Теорию сукцессий изначально разрабатывали геоботаники, но затем стали широко использовать и другие экологи. Одним из первых теорию сукцессий разработал Ф. Клементс и развил В. Н. Сукачёв, а затем С. М. Разумовский. Сукцессия — последовательная необратимая смена биоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории в результате влияния природных или антропогенных факторов. Последовательность сообществ, сменяющих друг друга в данном пространстве, называется стадиями развития. Различают множество форм сукцессии (фитогенная, зоогенная, ландшафтная, антропогенная, пирогенная, катастрофическая и др.). В оптимальных условиях любая сукцессия заканчивается возникновением медленно развивающегося климаксового сообщества. Различают первичные и вторичные сукцессии. Термин «сукцессия» предложен Г. Каулсоном Ученицы Иванова Т. и Клепова Е. (9кл) представляют проектную работу, в которой объясняют тему «Саморазвитие экосистемы» Учитель: Понятие о динамике экосистем. Экосистемы подвержены непрерывным изменениям. Одни виды постепенно отмирают или вытесняются, уступая место другим. Внутри экосистем постоянно протекают процессы разрушения и новообразования. Например, старые деревья отмирают, падают и перегнивают, а покоящиеся рядом до поры до времени в почве семена прорастают, давая новый цикл развития жизни. Постепенные процессы изменения экосистем могут носить иной характер в случае катастрофических воздействий на них. Если разрушение биоценоза вызвано, например, ураганом, пожаром или рубкой леса, то восстановление исходного биоценоза происходит медленно. Изменение экосистемы во времени в результате внешних и внутренних воздействий носит название динамики экосистемы. Изменения сообществ отражаются суточной, сезонной и многолетней динамикой экосистем. Такие изменения обусловлены периодичностью внешних условий. Антропогенные сукцессии (А.с.) - экологические сукцессии, которые протекают под влиянием деятельности человека. А.с. вызываются либо постоянно действующим внешним фактором (выпас, вытаптывание, загрязнение), либо представляют процесс восстановления экосистем после их нарушения человеком (зарастание залежи, восстановление пастбищ после прекращения интенсивного выпаса, восстановление леса на вырубке и др.). В современной биосфере А.с. играют огромную роль. Примером влияния человека на развитие сукцессии может быть наш бывший пруд «Сюрприз» Что произошло с нашим прудом, и как на месте пруда образовалась новая экосистема, покажет в своей исследовательской работе «Сукцессия Осиновского округа» – Кожанова Е. (9кл) Заключение по теме делает Кожанова Е. Экологической сукцессией называется постепенная, необратимая, направленная смена одних биоценозов другими на одной и той же территории под влиянием природных факторов или воздействия человека Оценки за урок--- Д/з пораграф 19, Дополнительная информация стр. 140-142

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн