Данные об авторе
Место работы, должность:
МОУ ПТПЛ, учитель-логопед
Регион:
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Родитель
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория:
Иная категория
Цель урока:
автоматизировать навык различения звонких и глухих согласных з - с.
Используемое оборудование:
индивидуальные зеркала, раздаточный материал на полосках бумаги, перфокарты, демонстрационные картинки.
Краткое описание:
краткий конспект занятия по теме
Конспект занятия учителя-логопеда Налётовой А.Я. по теме:
« ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ З – С».
ЦЕЛЬ: автоматизировать навык различения звонких и глухих согласных з - с.
ЗАДАЧИ: 1. Учить дифференцировать звуки [З] - [С] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.
2. Развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля.
3. Развивать орфографическую зоркость.
4. Воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организационный момент
-- Здравствуйте, дети. Садитесь.
-- Какое сейчас время года?
-- Какой день недели?
-- Какая часть суток?
II . Основная часть
1. Назовите, что изображено на картинке. На какой звук начинается это слово?
Возьмите зеркала.
-- Произнесите звук [З].
-- Что происходит с губами?
-- Где находится язычок?
-- Поднесите тыльную сторону ладони ко рту. Ещё раз произнесите звук [З]. Что вы ощутили?
-- Воздушная струя свободно выходит изо рта?
-- Значит звук гласный или согласный?
-- Приложите ладонь к горлу и долго произносите звук [З]. Чувствуете, как дрожат голосовые связки?
-- Значит звук звонкий или глухой?
-- Итак, звук [З ] согласный, звонкий.
Назовите, что изображено на картинке. На какой звук начинается это слово?
-- Произнесите звук [ С ] .
-- Что происходит с губами?
-- Где находится язычок?
-- Поднесите тыльную сторону ладони ко рту. Ещё раз произнесите звук [С] . Что вы ощутили?
-- Воздушная струя свободно выходит изо рта?
-- Значит звук гласный или согласный?
-- Приложите ладонь к горлу и долго протяните звук [С] . Голосовые связки молчат ?
-- Значит звук звонкий или глухой?
-- Итак, звук [С] согласный, глухой.
Скажите, что общего у звуков [З] и [С], чем они отличаются?
2. Логопед читает стихи.
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра З.
С. Маршак.
Словно С, повис над клёном
Полумесяц в небе тёмном.
В. Степанов.
3. Прочитать слова. Какие буквы в них разные?
Роса – роза, лиса – Лиза, соя – Зоя .
Сделаем вывод . (Слова отличались буквами С и З).
4. Прочитайте слоги
СЕ ЗЕ СЮ ЗЮ
Как звучали согласные? ( Мягко)
СА ЗА СУ ЗУ
Как звучали согласные? ( Твёрдо)
Делаем вывод: как могут звучать согласные З и С. ( Мягко и твёрдо).
5. Диктант букв . Задание: прослушать слово, записать букву С или З.
Слова: зимний, синий, сова, соловей, зонтик, заметёт, самолёт, замок, сапог, зубок,
В тетради: з с с с з з с з с з.
Прочитать буквы. Восстановить слова.
6. Слоговой анализ слов . Учить детей высказываться.
Слова: узор, скользит, сорока, засорился.
7. Вспомним имена детей. В названии должны быть буквы С или З. Записать имена в тетрадь. Дети определяют какая буква есть, какой звук она обозначает, выделяют условным обозначением.
Слова: Зина, Зоя, Слава, Стас, Лиза.
8. Физминутка.
9. Графическая схема предложения. Диктант.
В саду созрела смородина.
Лиса залезла в сад.
10. Игра «Разорванное предложение». Задание: дети получают раздаточный материал на полосках бумаги. Они должны сложить два предложения. После контроля логопеда предложения переписываются в тетрадь.
1 полоска: Старый пастух
2 полоска: Собака съела
3 полоска: пасёт стадо
4 полоска: кусок мяса
Вариант. Стул стоит, Соня ест, около стола, спелую сливу.
Вариант. Старик сидит, Лиса схватила, в саду на скамейке, пёструю курицу.
11. Работа с перфокартами. Каждый ученик имеет свою карточку. Варианты разные.
Вставить буквы и прочитать материал.
III. Итог занятия.