-Я прочитаю стих, а ты внимательно слушай, а потом скажи, какой звук встречается наиболее часто.
Рыбке рак ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
-Звук [р]
-Сегодня на занятии мы будем подготавливать твой речевой аппарат к правильному произношению звука [р].
Б) Упражнения на дыхание.
-Сейчас мы будем тренироваться в продолжительном плавном выдохе.
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
В) Артикуляционная гимнастика
-Я расскажу тебе сказку о Веселом Языке и его друзьях, и мы повторим артикуляционные упражнения.
Сказка о Веселом Языке
Жил - был Веселый Язык. Он всем весело улыбался. (Вот так!) Открыл он однажды широко двери своего домика. (Вот так широко!), вышел, погрелся на солнышке. (Вот такой плоский, ленивый!) Потом пошел дальше, дальше. (Вытянулся вперед вот так!) Посмотрел Язык на солнышко, посмотрел под ноги, потянулся вверх, наклонился вниз. (И еще разок, вот так!)
После зарядки Веселый Язык посмотрел на часы: маятник на часах бегал из стороны в сторону. (Вот так!) «Пора пить чай» - подумал Язык. Он достал свою любимую чашечку. (Вот такую!) На чай к Языку зашел Индюк. И для него нашлась чашечка. (Вот такая!) Индюк выпил чай и весело заболботал. (Вот так!)
Потом друзья вместе пошли к Лошадке. Она весело скакала и цокала копытами. (Вот так!) Поиграв во дворе, Язык вспомнил про свой новый барабан. Он показал барабан друзьям и научил в него стучать. (Вот так!)
Устал Веселый Язык, вернулся домой, лег спать, а во сне увидел Индюка, Лошадку и новый барабан. (При необходимости эти упражнения можно повторить для закрепления)
II.Основная часть
А) Развитие фонематического восприятия на основе звуков
Б) Развитие фонематического восприятия на основе слогов
Слоги ша, ра, жу, ру, ра, ла.
В) Развитие фонематического восприятия на основе слов
-Я буду говорить слова, а ты слушай и покажи картинку лишь тогда, когда я назову ее правильно.
Лакета-ракепа-факета-пакета
Г) Послушай и покажи
-Я буду называть слова, а ты посмотри внимательно на парные картинки и покажи ту, название которой ты услышишь
Логопед поочередно называет слова, а ребенок работает с парами соответствующих картинок, показывая ту, название которой он услышал.
Где Жучка?
А где ручка?
Где лучок?
А где жучок?
Где лапа?
А где рама?
Физминутка
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока" плечи поднять
Д) Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентировки
-Молодец.
-А теперь отгадай загадку?
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. (собака)
-Для того чтобы вы лучше ориентировались в тетради, и немого отдохнуть выполним графический диктант
1 клетка вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка по диагонали влево вниз, 2 клетки влево, 2 клетки по диагонали влево вверх.