Прочитайте данные ниже слова и определите, как они пишутся с НЕ. Если пишутся одинаково, то почему их можно разбить на две группы? Заполните словами таблицу.
Почему НЕ входит в состав корня? Почему НЕ является приставкой?
2 задание ученик выполняет на интерактивной доске.
/Приложение №1 слайд -3/
Спишите загадки и пословицы, расставляя пропущенные запятые. Раскрывая скобки, обозначьте орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с существительным».
Кругла а (не) месяц зелена а (не) дубрава с хвостиком а (не) мышь. Друг познаётся в (не) счастье. (Не ) топор тешет а плотник. (Не) воин а со шпорами (не) караульщик а кричит. Люди пишут (не) пером а умом. (Не) куст а с листочками (не) рубашка а сшита (не) человек а рассказывает. Ученье в счаст.. украшает а при (не)счасть.. – утешает.
3 задание- устно. /Приложение №1 слайд -4/
Найдите в первом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с НЕ.
(Не) сиди сложа руки, весну (не) делает.
•Кто чужой радости (не) рад,так (не) будет и скуки.
•Лодырю всегда тот сам себе враг.
•Без трудав одной берлоге (не) живут.
•Одна ласточка(не) вынешь рыбку из пруда
•Без труда(не) здоровится..
IIIэтап.
Объяснение новой темы, используя диск мультимедия – комплекс 1С:школа. Русский язык, 5-6 кл, Морфология. Орфография. Тема: «Имя прилагательное. НЕ с прилагательными».
1. Объяснение нового материала.
2. Выполнение практических заданий.
3.Правило по учебнику – стр. 123
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
2 задание – индивидуальные дифференцированные задания (по уровням) для работы
на листочках (приложение №3)
Высокий уровень.
·Выполните задание, применяя правила слитного или раздельного написания НЕ. Поставьте знаки препинания, раскройте скобки.
Если бы (не) большие деревья постройки и холмы то из окон верх…этажа школы можно было (бы) увид..ть Михайловское. А если спусти..ся с (не) большой возвышенност…на которой стоит школьное (с,з)дание и пробежать по тр..туару (в)низ выйдешь прямо к Святогорскому монастырю, к могиле Александра Сергеевича Пушкина.
Совсем недавно школу закон(?)чила Таня Ларина. (Не)пушкинская, конечно. Но в этих местах это имя звучит по-особенному.
Смотритель Святогорского монастыря ра(с, сс)казал Ребят о помощ.. просить не надо. Снег ра..чищают лёд со ступен..к (с, з)бивают. Обычное, казалось бы, дело. Но ступеньки и тропинки эти (не) обычные. Они в..дут к Пушкину.
Средний уровень.
·Раскройте скобки. Обозначьте слова цифрой 1, в которых НЕ является частью корня, цифрой 2 – слова с приставкой НЕ.
(Не)вероятный, (не)взрачный, (не)приглядный, (не)заметный. (не) приметный, (не)примечательный, (не)видный, (не)громкий, а тихий стук; (не)далёкий человек; (не)глубокая, но чистая река; (не)глубокая, а мелкая речка;(не)дорогое, но красивое платье.
Низкий уровень
·Раскройте скобки.
(Не)брежное выполнение; (не)добросовестное отношение; (не) вежественный человек; (не) верный друг; (не)внимательный ученик; не)далёкий человек; (не)глубокая, но чистая река; (не)глубокая, а мелкая речка;(не)дорогое, но красивое платье.
3 задание проводит весёлый, щедрый и умный клоун.
/Приложение №2 /
У всех на столе листочки с таблицами: «+» ставим в том случае, если вы выполнили правильно задание, «-» - неверный ответ. Каждое задание выполняем очень внимательно и проверяем очень
сознательно.
/ Приложение №1 слайд -5/
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
отметка о выолнении
Оценка: 9 - 10 «+» - «5»;
7 - 8 «+» - «4»;
5 – 6 «+» - «3».
Vэтап.
Объяснение домашнего задания.
Ребята, отгадайте загадку: не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. Правильно, книга.
Домашнее задание по учебнику – упражнение 305,311.
Дополнительное задание - индивидуальные карточки.
Спишите предложения, раскройте скобки. Найдите «лишнее» предложение. По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно своё предложение по данной теме.
ü(Не)вежда (не)навидит учение.
ü(Не)лепо спорить с (не)годяем.
ü(Не)ряшливый человек смешон.
ü(Не)льзя объять (не)объятное.
üЛучше жить любя, чем (не)навидя.
ü(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.
VIэтап.
Подведение итогов. Рефлексия.
- У вас на партах лежат анкеты. Возьмите одну из них, заполните её, подчеркнув свой ответ.
/Приложение №1 слайд -6/
АНКЕТА
1.На уроке я работал (активно / пассивно).
2.Своей работой на уроке я (доволен /не доволен).
3.Урок для меня показался (коротким / длинным).
4.За урок я (не устал / устал).
5.Моё настроение стало (лучше / стало хуже).
6.Материал урока мне был (понятен / не понятен), (полезен / бесполезен), (интересен / скучен).
7.Домашнее задание мне кажется ( лёгким / трудным)