Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конституция РФ

Данные об авторе
Автор(ы): 
Круглякова Елена Николаевна
Место работы, должность: 
учитель МОУ СОШ № 16 город Энгельс
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 
Цели урока: - способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере Основного закона РФ, - продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом, - расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности, - воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание

Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание"

Конституция РФ 

Краткое описание: 
- познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи; - воспитание правовой культуры; - развитие умения участвовать в политической жизни страны. Форма урока: работа в группах. Интерактивные стратегии: ток-шоу «Договор» Основные понятия: конституция, конституционный строй, президент, федеральное собрание, правительство, конституционный суд, арбитражный суд

План.

      1.  Вводная беседа

  1. Что такое конституция?
  2. Задачи Конституции.
  3. Работа в группах с текстом Конституции:

- Основы конституционного строя РФ

- Президент РФ

- Федеральное Собрание

- Правительство

- Судебная власть

5.    Закрепление

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Приветствие учителя

Ребята, скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?

Какую информацию можно извлечь из паспорта?

Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика?

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?

Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция РФ». Запишите, пожалуйста, тему урока.

Самым важным документом для нашего государства, является Конституция.

А с чем у вас ассоциируется это слово?

– Что такое конституция?

Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров

Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий:

- основы государственного строя;

- организацию государственной власти;

- отношения гражданина и государства.

Как вы это понимаете?

Все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоит три задачи:

1.Закрепить и гарантировать права человека. (глава 2 конституция РФ)

2.Упорядочить государственную власть. (глава 2-6,8)

3.Утвердить правосудие. (глава 7)

Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом. Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.

Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип разделения властей.

Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.

 

Историческая справка.(сообщение делает ученик по заранее предложенному заданию)

Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест  «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России.

 

При каком президенте была принята Конституция?

 

Игра «Договор».

 

– Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.

 

– Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом.

 

Переходим к структуре документа.

 

Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из преамбулы (вводная часть), 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

 

Работа в группах.

 

Глава 1. Основы конституционного строя.

 

Конституционный строй – это система общественных отношений, установленных и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

 

Задание 1. Работая с главой 1 Конституции РФ ст. 1; 2; 3; 5 заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции

 

                                                 Форма государства

                             

       
 
   
 
 

 

 


Форма правления             Форма государственного                         Политический                

                                                      устройства                                             режим

       
   
 

 

 


республика                                     федерация                                      демократия

 

 

 

Задание 2. Статья 10 Конституции: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

 

На основания ст. 94,95, 110, 118, 129 заполните схему  «Структура государственной власти РФ»

                                               Государственная власть

  

 

 

              Законодательная                                         Исполнительная                     Судебная

                                                                                                                                   

 

               
   

Правительство

 
 

Суды

Прокуратура

 
 

Совет Федерации

 
 

Государственная Дума

 
 


                               

 

 

 

Основные принципы конституционного строя.

 

1. Регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение

личности.

2. Составляют исходную правовую базу для последующего содержания самой Конституции и для всей системы российского права.

3. Являются абсолютно неизменными: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция.

 

Задание 3. Используя ст. 80 Конституции РФ, продолжите предложение.

Президент РФ – это …

Президент РФ – это ….

Президент РФ – определяет …

Президент РФ – представляет…

 

Задание 4. Прочитав ст. 81, 82, 93 Конституции РФ, ответьте на вопросы:

 

1. Кто может быть избран Президентом РФ?

2. На какой срок избирается Президент РФ?

3.Какие ограничения предусматриваются в Конституции относительно срока пребывания Президента в должности?

 

Задание 5. Используя ст. 83, 84,  86, 87, 88, 89, 90 Конституции, определите полномочия Президента

 

Задание 6. Используя статьи 95, 96,97 конституции, определите:

  1. Как формируется Совет Федерации?
  2. Сколько депутатов в Государственной думе?
  3. На какой срок избирается Государственная дума?
  4. Кто может стать депутатом Государственной Думы?
  5. Какие ограничения предусматривает Конституция в адрес депутатов?

 

Задание 7. Пользуясь ст. 114, 115, перечислите  "Полномочия правительства РФ "Правительство РФ

1.

2.

3.

4.

5.

 

Задание 8. Используя статью 119, 125, 127 ответьте на следующие вопросы:

1. Кто может стать судьей?

2. Какими делами занимается Конституционный суд?

3. Чем занимается Арбитражный Суд?

 

За 10 мин. до конца урока проводим выборочный опрос и вместе с учениками пишем синквейн на тему "Конституция", например

Конституция

Российская, важная

Обязует, защищает, охраняет

Закон суров, но это закон

Всем нужна.

 

Закрепление:

Отличие конституции от других нормативных актов.

  1. Обладает высшей юридической силой.
  2. Содержит нормы, имеющие прямое действие.
  3. Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан.
  4. Характеризуется стабильностью.

 

–Проблемный вопрос: Значение Конституции для каждого? (можно дать письменное задание как домашнее задание)

 

 
 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн