Оборудование:компьютер, образцы натуральных волокон, рабочее местохимика, шаблоны для разработки узора вязаного изделия.
Время урока: 2часаХод урока.
1, Сообщение познавательных сведений.
В древние времена, задолго до того, как начали классифицировать ткани и производить пригодные для ношения на себе волокна из каменного угля, нефти и газа, — людям тоже иногда хотелось выглядеть ненаряднее. Поэт-ому они шли на всяческие ухищрения, проявляли смекалку и наблюдали за поведением растений и их склонностью отдавать цвета. Результатом таких наблюдений стало появление большого числа разнообразных красителей — естественно,натуральных.
Кстати, растения были не единственным поставщиком красящих веществ — некоторые краски делали из раковин и насекомых. Получалось неплохо, обходилось без линьки, но стоило многих усилий и капиталовложений. Кпримеру, пурпур, пользовавшийся спросом у особ королевских кровей, получали из ракушек. На небольшой отрез ткани собирали их тысячами. Другой интересный пример — кармин. Эту яркую красную краску получали из кошенили — представителя группы маленьких, но довольно зловредныхпо отношению к растениям насекомых кокцид. Кстати, про отличныекрасящие свойства кошенили было известно уже очень давно. Еще в 3 векедо нэ. цари иимператоры, бывало, обменивались подарками в видебагряного цвета шерсти, выкрашенной именно такой краской.19-й век стал веком анилина. Один за другим химики синтезировали его вугоду анилино-красочной промышленности. От дорогого натуральногосырья, совершенно очевидно, теперь можно было отказаться. Что и сделали. Сегодня мы, благодаря использованию искусственных красителей имеем возможность одеваться в одежду самых разных цветов иоттенков. Если вас не устраивает цветовой ассортимент, предлагаемый торговлей, каждыйжелающий может сам создать свой неповторимый цвет, окрасив ткань илипряжу с помощью анилиновых красителей. Сегодня мы с вамипознакомимся с технологией окрашивания шерстяных тканей.
2. Определение типа волокна.
Чтобыправильно выбрать краситель, нужно предварительно определить, из какого волокна сделана нить для вязания. Для этого проводим лабораторную работу № 1
Задание:
Распознайте по продуктам сгорания и с помощью выданных реактивов хлопок, шерсть и капрон (образцы выданы под номерами 1,2,3).
Оборудование и реактивы:спиртовка, спички, штатив с пробирками,тигельные щипцы, стеклянные палочки, флаконы с 10% раствором щёлочи и конц. азотной кислотой.
Техника безопасности:работа с нагревательными приборами, кислотамии щелочами.
Для распознавания волокон учащиеся пользуются таблицей 1Ход действий:Приложение 1
А теперь проведём небольшую физкультминутку. (Дети оставляютсвои рабочие места и выполняют упражнения: потягивания, приседания. Вэто время следует открытьфорточки для проветривания помещения, алаборанту - убрать реактивы с рабочих мест учащихся).
3. Окрашивание шерстяной пряжи анилиновым красителем.Лабораторная работа 2
Оборудование и реактивы:эмалированная посуда, пакетик с анилиновым красителем, электрическая плитка, щипцы, керамическаяступка, уксусная кислота поваренная соль, кипячёная вода.
Техника безопасности:работа с электроприборами, работа с горячимижидкостями работа с кислотами.Ход действий:Приложение 2
4.Составление эскиза цветного орнамента.
Поскольку процесс окрашивания довольно длительный, учащихся в этовремя займём творческой работой.
Предложим им выполнить на шаблоне эскиз цветного орнамента дляварежки, предварительно обсудив с ними гармоничные сочетания цветов и взаимное влияние цветов друг на друга. (Блиц-опрос Приложение 3,демонстрация слайдов с образцами орнамента Приложение 4\
5.Подведение итогов.
Каждый учащийся за прошедшее занятие должен получить двеотметки: проведение лабораторных работ (соблюдение правил техники безопасности, грамотное проведение эксперимента, способность оценить результаты работы и сделать выводы) и художественно — эстетическая часть(составление эскиза цветного орнамента).